Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве в России
Автор: Петракова А.С., Попова Е.Н.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-1 (90), 2024 года.
Бесплатный доступ
Система принципов уголовного судопроизводства, несмотря на свою разработанность к настоящему моменту, все же нуждается в конкретизации. В условиях гуманизации уголовной политики в России, авторы предлагают законодательно закрепить принцип приоритетной охраны прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного судопроизводства. Это позволит не только акцентировать внимание на том, что основная функция уголовного процесса именно защитная, но и сделать возможным дальнейшую конкретизацию уголовно-процессуального законодательства в части, касающейся обеспечения безопасности всех участников уголовного процесса.
Права и свободы человека и гражданина, уголовное судопроизводство, уголовно-процессуальное законодательство, безопасность личности, уголовная политика, подозреваемый, обвиняемый, следователь, правовая защита
Короткий адрес: https://sciup.org/170203413
IDR: 170203413 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-1-124-126
Текст научной статьи Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве в России
В условиях современной России базовые принципы уголовной политики являются хорошо разработанными в научной литературе, однако не всегда находят точное закрепление в уголовном законодательстве. При этом принципы – это базовые начала, на которых строится любая дальнейшая деятельность. Система уголовно-процессуального законодательства здесь не является исключением. Напротив, каждая личность, став участником уголовного процесса, несомненно, нуждается в обеспечении ее безопасности, а также защите прав и законных интересов. Разработка и совершенствование механизмов правовой защиты должно начинаться с разработки фундаментальных начал, закрепленных законодательно [1, с. 643].
На сегодняшний день в системе уголовно-процессуального законодательства принцип охраны прав и свобод человека и гражданина не прописан, хотя вся уголовно-правовая система в целом существует и функционирует именно с целью обеспечения правовой защиты каждой личности в государстве, делая возможным, тем самым, достижение необходимого баланса интересов в обществе и стабильное развитие страны. При этом указанный нами, так или иначе, находит свое отражение в уго- ловно-процессуальном праве и является частью уголовно-процессуальной политики государства [2, с. 88].
Результаты исследования
В ходе уголовного процесса в практике нередко возникают ситуации, требующие от должностных лиц принудительно применить меры противодействия по отношению к тем, кто препятствует производству отдельных следственных или судебных действий. К таким мерам могут быть отнесены избрание меры пресечения в отношении обвиняемого, если от него может исходить угроза другим участникам уголовного судопроизводства (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ); удаление из зала судебных заседаний в случае нарушения порядка (ч. 3 ст. 258 УПК РФ); взыскание денежных средств с участника уголовного процесса, который не исполняет своих обязанностей (ст. 117 УПК РФ); задержание подозреваемого (ст. 91 УПК РФ) и др. [3] Рассмотренные меры позволяют обеспечивать безопасность участников уголовного судопроизводства далеко не всегда, поскольку касаются даже не каждого из них. Именно поэтому современное уголовнопроцессуальное законодательство нуждается в доработке. Введение принципа защиты прав и свобод человека и граждани- на в системе уголовного судопроизводства позволит детализировать его через конкретные нормы уголовно-процессуального права.
Частично рассматриваемый нами принцип реализуется через отдельные нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве [4, с. 36]. В частности, суд может избрать в качестве меры пресечения запрет на осуществление определенных действий обвиняемого, если для этого есть какие-либо основания в виде угрозы безопасности другим участникам уголовного судопроизводства, отдельных обстоятельств дела или в связи с содержанием какой-то информации по делу [3]. Данные возможности несут в себе, прежде всего, правозащитную функцию, поскольку обеспечивают безопасность участникам уголовного процесса, предупреждают возможные неправомерные действия против них посредством дополнительного расширения и регламентации деятельности правоохранительных органов.
Кроме того, законодатель защищает лиц, которые не имеют статуса участников уголовного судопроизводства, но при этом заявили о преступлении, уже на данном этапе. Защиту получают и те, кто заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. В частности, согласно п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ, если возникает угроза безопасности субъекту, заключившему досудебное соглашение о сотрудничестве, то все материалы уголовного дела, через которые можно установить его личность, изымаются из дела, а затем приобщаются к делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство. Также судья может ограничить круг лиц, имеющих возможность ознакомиться с процессуальным документом в целях сохранения тайны о личности защищаемого. Помимо прочего суд также при оглашении приговора может использовать псевдонимы защищаемых лиц в целях обеспечения их безопасности (ч. 3 ст. 303 УПК РФ).
Однако есть и пробелы. В частности, следователь имеет право, но не обязан обезопасить участвующее в деле лицо при оформлении протокола следственного действия (ч. 9 ст. 166 УПК РФ) [3]. В этой связи конфиденциальность субъекта уголовного процесса может быть под угрозой.
Законодательное закрепление принципа защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве отвечает направлению гуманизации государственной уголовно-процессуальной политики и признанию ценности каждой личности для государства и общества [6, с. 67]. В частности, важность рассматриваемого и предлагаемого принципа можно измерить такими критериями, как формальное закрепление необходимости выполнить главные задачи уголовного судопроизводства; обеспечение государственной защиты каждой личности; достижение положительной оценки функционирования уголовно-процессуальной системы в глазах общественности.
Заключение
Все изложенное позволяет утверждать, что принцип защиты прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного судопроизводства крайне важен и частично уже реализуется в ходе процессуальной практики. Более того, отдельные нормы, которые подпадают под его содержание, на данный момент уже содержатся в законодательстве и успешно применяются в ходе уголовного процесса. Однако этого недостаточно. Необходимость установления указанного принципа позволит регламентировать деятельность должностных лиц, ведущих или рассматривающих уголовные дела в пределах своей компетенции, по вопросам обеспечения безопасности каждому участнику уголовного судопроизводства. В частности, это даст возможность своевременно акцентировать внимание на любых угрозах безопасности, возникновение которых связано с участием того или иного лица в уголовном процессе. Кроме того, закрепление принципа законодательно также позволит инициировать дальнейшую процедуру доработки законодательства, касающуюся конкретизации отдельных норм уголовнопроцессуального права в целях обеспечения безопасности всем участникам уголовного судопроизводства на каждой его стадии.
Список литературы Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве в России
- Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Платонова Н.И. Базовые начала уголовной политики: от теоретических рассуждений до De Lege Ferenda // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - № 4. Т. 13. - С. 641-650. EDN: QNLZRY
- Урбан В.В. Понятие и содержание уголовно-процессуальной политики Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 4 (56). - С. 85-93. EDN: SZCXDR
- О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста: Федеральный закон от 18.04.2018 № 72-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 17, ст. 2421.
- Зайцев О.А. Государственно-правовая идеология развития уголовного судопроизводства в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - № 1 (45). - С. 35-39. EDN: YVOWQB
- Федеральный закон от 18.04.2018 № 72-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста" от 18.04.2018 N 72-ФЗ (последняя редакция).
- Гаврилов Б.Я., Урбан В.В. Обеспечение прав и свобод личности как ключевое звено концепции современного досудебного производства: видение ученого и практика // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 1 (49). - С. 67-72. EDN: ZGKOLF