Принципы "нового богословия" в трудах кардинала Ива Конгара

Бесплатный доступ

Цель данной статьи - показать, как отразились принципы «нового богословия» в трудах французского богослова-доминиканца Ива Конгара (1904-1995). Изложены четыре основных принципа данного направления: связь богословия с историей, обращение к истокам, синтез исторического и систематического богословий, обращение к трудам Фомы Аквинского. Показано, что данные принципы реализуются в трудах Ива Конгара для обновления церковной проповеди в соответствии с современными тенденциями через обращение к христианской традиции. Традиция же для Ива Конгара есть живое присутствие прошлого в настоящем, устремленное в будущее. Обращение к традиции для него означает переосмысление многовекового христианского наследия и постоянный поиск истины, которую он пытается найти в Священном Писании, творениях Святых Отцов, Божественной Литургии, образцовой жизни христиан и трудах Фомы Аквинского. Этот творческий подход позволил Конгару, с одной стороны, найти ответы на вопросы современности (в частности, в области экуменизма, экклезиологии), с другой - увидеть целостную картину самого богословия: благодаря этому подходу он смог синтезировать такие области богословия как экклезиологию, пневматологию, антропологию. Богословие Ива Конгара актуально в современных условиях тем, что указывает на многообразие христианской традиции, которая способствует переосмыслению прошлого и настоящего. Опираясь на традицию и пересматривая её по отношению к современности, он смог сформировать свое собственное богословие.F

Еще

Новое богословие, традиция, экуменизм, история, фома аквинский, истоки, литургия, святые отцы, священное писание, историческая теология, систематическая теология

Короткий адрес: https://sciup.org/140299841

IDR: 140299841   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_2_10

Список литературы Принципы "нового богословия" в трудах кардинала Ива Конгара

  • Конгар И.-Ж.-М. Святые Отцы — избранные орудия Священного Предания // Наследие Святых Отцов в XX веке: сб. ст. / Под ред. П. Б. Михайлова. М.: Наследие, 2019. С. 88-104.
  • Даниелу Ж. Современные направления религиозной мысли / Пер. с франц. П. Б. Михайлова // Наследие Святых Отцов в XX веке: Итоги исследований. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 14-30.
  • Charlier L. Essai sur le problème théologique (Bibliothèque Orientation Section scientifique). Thuillies: Ramgal, 1938. 267 р.
  • Chenu M. D. Toward Understanding St. Thomas. Washington, D. C.: Regnery Publishing, 1964. 256 р.
  • Chenu M.-D. Position de le théologie // Revue des sciences philosophiques et théologiques. 1935. Vol. 24. Р. 232-257.
  • Congar Y. Called to Life. New York: Crossroad, 1987. 125 р.
  • Congar Y. Cette Eglise que j'aime. Paris: Cerf, 1968. 190 р.
  • Congar Y. Je crois en L'Esprit Saint. Paris: Cerf, 1997. 880 p.
  • Congar Y. La foi et la théologie. Paris: Cerf, 1962. 327 р.
  • Congar Y. La Recherche théologique entre 1945-1965. Paris: Cerf, 2010. 238 р.
  • Congar Y. La tradition et les traditions. Paris: Cerf, 2010. Vol. I. 320 p.; Vol. II. 302 p.
  • Congar Y. The Mystical Body. Oxford: Oxford University Press, 2004. 453 р.
  • Congar Y. Théologie historique. Paris: Cerf, 1982. 323 р.
  • Congar Y. Thomas d'Aquin: sa vision de la théologie et de l'Eglise. London: London Publishing House, 1984. 166 р.
  • Congar Y. Une vraie et faux fausse réforme dans l'Eglise. Paris: Cerf, 1950. 571 p.
  • Daniélou J. Les orientations présentes de la pensée religieuse // Etudes. 1946. №249. Р. 5-21.
  • Draguet R. Méthodes théologiques d 'hier et d'aujourd'ui // Revue catholique des idées et des faits. 14 Febrary, 1936. P. 7-17.
  • Schillebex E. Theologie // Theologisch Woordenboek — Roemond-Maaseik: Romen and Zonen. 1958. P. 4542.
  • Давыдов О. Б. «Новое богословие» в контексте эволюции католической мысли // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 39-50.
  • Михайлов П. Б. Богословские ответы на вызовы европейского утопизма: некоторые теологические программы первой половины XX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 86-98.
  • Михайлов П. Б. Новое обращение к патристике. «Парижское богословие русского зарубежья» и «новая теология» французских католиков // Россия и мир в пространстве взаимосвязей и представлений: сб. ст. М.: Благовест, 2017. С. 133-148.
  • Fierenes M. L'Esprit Saint et la Liturgie dans la Pneumatologie de Congar. Paris: Cerf, 1997. 173 р.
  • Garigou-Lagrang R. La nouvelle théologie, où va-t-elle? // Angellicum. Vol. XXII. Roma, 1946. P. 126-145.
  • Gibellini R. Panorama de la théologie au XXèmé sciéclesiècle. Paris: Cerf, 1994. 399 р.
  • Maltha A.H. Die Neue Theologie. München: Aschendorf, 1966. 233 s.
  • Mettepenningen J. Nouvelle Théologie — New Theology. Inheritor of Modernism, Precursor of Vatican II. London: T & T Clark International, 2010. 218 p.
  • Vander R. Bilan de la théologie de XXième sciècle. T. II. Paris: Casterman, 1997. 247 p.
Еще
Статья научная