Проблема информационно-психологической безопасности в психологии

Автор: Бырканов Андрей Викторович

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 1, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме информационно-психологической безопасности в рамках современных исследований по социальной психологии. Целью статьи является определение многозначности понятия информационно-психологической безопасности личности, ее основных опорных компонентов и уровней формирования. Согласно системному и структурному анализу установлено, что воздействия на личность в информационно-психологическом плане происходит на сознательном и бессознательном уровне. В статье выделен ряд смежных видов безопасности (информационно-техническая, информационная, социально-психологическая, групповая социально-психологическая), которые описывают специфику формирования данного явления в рамках групповых и личностных процессов. В представленном обзоре акцент сделан на раскрытии источников угроз, которые оказывают особое влияние на личностном и социально-психологическом уровне. Обобщение материалов отечественных и зарубежных исследований позволило выделить структурные уровни организации информационно-психологической безопасности личности (личностный, мотивационный, когнитивный, поведенческий).

Еще

Информационная среда, информационно-психологическая безопасность, источники угроз, социально-психологическая безопасность, информационно-техническая безопасность, личность

Короткий адрес: https://sciup.org/149142011

IDR: 149142011   |   DOI: 10.24158/spp.2023.1.13

Текст научной статьи Проблема информационно-психологической безопасности в психологии

Проблема информационно-психологической безопасности достигла в современном мире наивысшего уровня. Это напрямую связано с системными актами агрессивного характера, дестабилизирующими общественно-политическую обстановку в стране, формирующими личностную неустойчивость, социальное и психологическое неблагополучие и разжигающими недовольство. Информационная среда порождает разнообразные информационные поводы и события, которые наносят ущерб психическому здоровью личности и дестабилизируют внутренние установки в отношении уверенности и надежности жизненных ориентиров.

Сформированность стратегий сопротивляемости и противодействия позволяет личности поддерживать на высоком уровне баланс и стабильность психических состояний, процессов, обеспечивать стабильную структуру личностных смыслов. Т.Д. Марцинковская, размышляя о

транзитивности, возникающей в контексте социальной повседневности, отмечает, что в условиях ускользающих эталонов и форм идентификации существует изменчивость и множественность социальных представлений, что вызывает неопределенность в психике, стратегиях поведения, способах идентификации. Множественность контекстов дает вариативность идентичности, с одной стороны, предоставляя свободу, с другой – сильно размывает реальный образ личности и центральные личностные конструкты. Информационно-психологическая безопасность на данный момент не обеспечивается в прямом смысле слова. Возрастающие требования к психологическим характеристикам жизнестойкости и психической устойчивости личности, нестабильность в целом приводят к новой повестке для личности – стремлению к поддержанию стабильности и заданности (Марцинковская, 2019).

Информационно-психологическая безопасность трактуется как относительно устойчивое постоянство психики к информационным воздействиям. Проблема исследования информационнопсихологической безопасности представлена через призму междисциплинарного подхода и обеспечивает практическую востребованность в отношении вопросов национальной безопасности.

В контексте исследований последних десятилетий увеличился исследовательский интерес в отношении механизмов обеспечения информационно-психологической безопасности, категорий анализа и показателей информационно-психологической безопасности. На стыке права, психологии, социологии и информационных систем появляется новая междисциплинарная сфера, изучающая специфику и механизмы информационно-психологической безопасности личности. В рамках психологических традиций примерно с 2000-х гг. развивается психология безопасности и рискованного поведения.

Понятие «безопасность» отражает основное содержание психического состоянии противодействия угрозе, устойчивость психических процессов в отношении существующих деструктивных факторов, влияющих на личность, способность в условиях динамичных изменений адаптироваться под них и сохранять константность процессов, состояний и свойств.

А.В. Манойло выделяет понятие «информационно-психологическая безопасность личности». Это состояние психического сознания человека, которое ресурсно позволяет ему развиваться, удовлетворяет все его потребности, обеспечивает адаптацию в условиях социальной турбулентности и неустойчивости, конструктивно позволяет выстроить социально одобряемые и эффективные стратегии поведения в условиях социальной среды. К основным компонентам, сферам, которые позволяют сопротивляться информационно-психологическому воздействию, он относит систему ценностей и личностных установок, показатели психического здоровья, свободу воли (Манойло, 2003).

Г.В. Грачев в рамках исследования информационно-психологической безопасности личности обращается к проблематике влияния на сознание, представлений личности в условиях повседневного информационного воздействия. Понятие «информационно-психологическая безопасность» определяется в терминах социальной, психологической защищенности в рамках турбулентных и постоянно изменяющихся процессов, возникающих конфликтов, связанных с интересами личности, социальных групп и общества в контексте информационной среды (Grachev, 2013, Грачев, 2021).

С.М. Ненашев актуализирует в терминологическом и понятийном пространстве вопрос о разграничении понятия «информационно-техническая безопасность» и «информационно-психологическая безопасность». Он фиксирует факт о смежности и взаимозависимости данных понятий, поскольку угрозы, которые представлены техническими воздействиями, опосредованно влияют на психическое состояние личности и способность принимать адекватные решения в условиях агрессивной риторики (Ненашев, 2016).

Опираясь на Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, исследователи устанавливают, что информационно-психологическая безопасность – это «защищенность граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения страны в целом от негативных информационно-психологических воздействий». Выделяют сознательный и бессознательный уровень воздействия на личность в информационно-психологическом плане. В результате происходит деформация установок и системы отношений, что негативно сказывается на деятельности и поведении в целом (Балахтар, 2015).

Информационно-психологическое воздействие, которое оказывается в контексте информационного влияния, имеет разные уровни: изменяя состояние сознания, влияя на убеждения, ценностные ориентации, познавательную сферу личности, трансформируя картину мира личности. Источниками угроз становятся как социально-психологические факторы, так и личностные, внутренние.

С.А. Голубева, анализируя факты распространения информационных технологий и средств коммуникации, фиксирует условия создания информационного пространства, в котором прежде всего молодежь попадает под системное информационно-деструктивное воздействие.

Это воздействие сопровождается ценностно-смысловым влиянием на разных уровнях представленности. На социально-групповом уровне происходит деформация социально значимых смыслов и ценностей, связанных с отношением к Родине, морально-этическими установками, с осуществляемой деятельностью. На индивидуально-личностном уровне происходит искажение матрицы состояний, снижение мотивации; утрачиваются способности сопротивляться негативным настроениям; наблюдается проявление негативных личностных черт, которые обращены к аутоагрессивным тенденциям. Таким образом, автор приходит к выводу о наличии двухуровневой проявленности информационно-психологической безопасности в контексте исследования состояний и ценностей курсантов (Голубева, 2019).

А.Н. Лунев и Н.Б. Пугачева в контексте философского знания трактуют информационнопсихологическую безопасность в терминах защищенности личности от негативного воздействия средствами осознания механизмов, средств воздействия и развития способов совладания со стрессом и противодействия ему (Лунев, Пугачева, 2014).

А.М. Столяренко, Н.В. Сердюк, В.В. Вахнина, О.М. Боева, Л.Л. Грищенко описали модель формирования социально-психологической безопасности личности. Авторы отстаивают следующую точку зрения: показатели психологической безопасности опираются на системные способности личности устанавливать и выдерживать межличностные отношения, саморегулироваться в ситуациях рискогенного поведения, адаптироваться к изменениям действительности. «Социально-психологическая безопасность – это состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и угрожающих условий различного генеза, проявляющееся в наличии гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, толерантностью в отношениях)» (Столяренко, Сердюк, Вахнина, Боева, Грищенко, 2019).

Некоторые исследователи изучают информационно-психологическую безопасность, которая проявлена на индивидуальном уровне. Также существуют исследования, обращенные к групповым и социальным уровням реализации информационно-психологической безопасности. Так, в работе А.Н. Сухова применен социально-психологический подход к анализу внешних и внутренних угроз для группы. Групповая социально-психологическая безопасность основана на следовании нормам неформальных групп, которые ориентированы на открытые системы взаимодействия, доверие, близость и симпатию, потребности в поддержке своих членов (Сухов, 2022).

П.А. Кисляков, А.С. Меерсон, П.А. Егорова поднимают проблемы психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию. Они отмечают, что существуют актуальные запросы на формирование социально-психологической и нравственной, ценностной устойчивости. Авторами в рамках грантовых программ изучены компоненты и составляющие, которые детерминируют информационно-психологическую безопасность, устойчивость. В качестве таких показателей выступают персональная и социальнопсихологическая идентичности, обеспечивающие базовую тождественность; система убеждений и установок, формирующая фундамент смыслоценностных паттернов; жизнестойкость, способность к критическому обобщению и прогнозированию негативных информационно-психологических воздействий; конструктивные стратегии адаптации и адаптационного потенциала личности; саморегуляция как ресурс для управления психоэмоциональным состоянием личности (Кисляков, Меерсон, Егорова, 2020).

Отдельные исследователи считают, что информационно-психологическое воздействие наносит ущерб на разных структурных уровнях организации. А именно на уровне:

  • –    личностном – затрагивает самооценку, уверенность в себе, Я-концепцию, образ Я, индивидуальность;

  • –    мотивационном – изменяет желания, побуждения, вкусы личности;

  • –    когнитивных структур – трансформирует мировоззрение, ценности, знания;

  • –    поведенческом – воздействует на привычки, способности, установки, стратегии поведении (Biyimbetov, 2021).

Информационно-психологическая безопасность трактуется как совокупность системных субъектных характеристик. Она обеспечивает стабильность состояний, переживаний человека, связанных с его положением в настоящем, перспективами на будущее и чувством защищенности от разного рода опасностей.

Философский аспект информационно-психологической безопасности личности состоит в мировоззренческом осознании личностью состояния защищенности жизненных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, а также социальных практик безопасного поведения.

Установлено, что личность постоянно находится в позиции психологической личностной защиты, она обращена к тенденции поддерживать гомеостаз, эмоциональную стабильность и активную субъектную позицию. В условиях информационно-психологического влияния срабатывают защитные механизмы психики, которые воздействуют на ценностную, личностную системы. Для нейтрализации неблагоприятного влияния необходимо сформировать уровни защищенности, которые позволят на ранних стадиях воздействия не допустить негативного срабатывания эффектов психологического манипулирования информацией, сознанием, состоянием, поведением (Tulakova, Tulakova, Muxammadjonov, Umarov, Abdullaxujayev, 2020).

A.Yu. Golubenko, согласно проведенному анализу, говорит о наличии двух составляющих при рассмотрении содержания информационной безопасности: взаимосвязанных информационно-психологического и информационно-технического компонентов. Информационно-психологический компонент рассматривается гуманитарными науками для обеспечения раскрытия вопросов личностного и социального влияния на общественно-политические явления. Функционирование информационно-психологической стороны безопасности направлено на создание адекватной информационно ориентированной основы социального поведения индивида, на готовность личности устанавливать и поддерживать субъектные и конструктивные отношения на разных уровнях социальной структуры в условиях межличностного общения и массовых коммуникаций (Golubenko, 2019).

Е.Н. Немеров, обращаясь к теории Ульриха Бека, отмечает, что современное общество является обществом риска. Это связано с турбулентностью в отношении динамики информационных процессов, наличием множества системных данных и информации, с внедрением новых информационных технологий и программ, что приводит к увеличению рисков в системе. Поэтому трудности в синхронизации данных процессов создают возможность для информационно-психологического воздействия на личность и социальные институты (Немеров, 2018).

Другие специалисты отмечают, что, с одной стороны, безопасность личности является результатом работы эффективной политической, экономической, социальной и культурной среды; с другой стороны, безопасность общества представляет собой сочетание безопасности отдельных людей. Поэтому безопасность раскрывается как динамический феномен, поскольку в любое время мы сталкиваемся с разными видами опасности. Также можно говорить о латентном характере безопасности, так как человек начинает беспокоиться только тогда, когда возникает реальная угроза жизни, здоровью и благополучию (Zotova, Karapetyan, 2018).

Выделяют и субъективные теории психологической безопасности. Безопасность и благополучие нельзя оценивать объективно. Восприятие безопасности формируется индивидуально и представляет собой субъективное отражение реальности. Восприятие и оценка безопасности являются психологическими процессами; следовательно, они подвержены индивидуальным и групповым различиям. Индивидуальные различия в восприятии безопасности и состояния безопасности возникают из-за различий в опыте людей, их способности восприятия, перцептивной избирательности и индивидуальных способах обработки информации, мотивации и знаний. Все это влияет на взаимосвязь между воспринимаемой информацией и способностью справляться с угрозами (Zotova, Karapetyan, 2018).

Таким образом, в результате анализа понятийного поля, установлены значения, виды, источники угроз информационно-психологической безопасности, которые обеспечивают устойчивость на личностном и социальном уровне, стабильность эмоциональных состояний и осознанность принятия решений личности. Установлено терминологическое многообразие, которое позволяет выделить информационно-психологическую безопасность как совокупность системных субъектных характеристик, обеспечивающих стабильность состояний, переживаний человека, связанных с его положением в настоящем, перспективами на будущее и чувством защищенности от разного рода опасностей. Отмечаются групповые и социальные контексты формирования информационно-психологической безопасности, что делает перспективным дальнейшее исследование особенностей формирования представлений об информационно-психологической безопасности личности.

Список литературы Проблема информационно-психологической безопасности в психологии

  • Балахтар В.В. Манипуляция и манипулятивное воздействие // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 4-3. С. 57-60.
  • Голубева С.А. Методика экспресс-диагностики риска подверженности курсантов негативному информационно-психологическому воздействию // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2019. № 3. С. 334-343. https://doi.org/10.33408/2519-237X.2019.3-3.334.
  • Грачев Г.В. Формирование культуры личной информационной безопасности: проблема и перспективы // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Белых, Г.В. Грачева. Саратов, 2021. С. 10-16.
  • Кисляков П.А., Меерсон А.С., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. 2020. № 2 (31). С. 11. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-11.
  • Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Информационно-психологическая безопасность личности: философский аспект // Общество: философия, история, культура. 2014. № 1. С. 11-16.
  • Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. М., 2003. 388 с.
  • Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 77-96. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270306.
  • Немеров Е.Н. Риск как структурный элемент современной цивилизации в концепции «общества риска» Ульриха Бека // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10. № 2 С. 37-47. https://orcid.org/10.12731/2077-1770-2018-2-37-47.
  • Ненашев С.М. Информационно-технологическая и информационно-психологическая безопасность пользователей социальных сетей // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 5 (18). С. 65-72. https://doi.org10.21581/2311 -3456-2016-5-65-72.
  • Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Вахнина В.В., Боева О.М., Грищенко Л.Л. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 75-89. https://doi.org10.17759/psylaw.2019090406.
  • Сухов А.Н. Социально-психологический анализ безопасности различных групп // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30. № 1. С. 102-109. https://doi.org10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).1.102-109.
  • Biyimbetov J.K. Philosophical Analysis of the Problem of Information Psychological Security // Adam alemi. 2021. №. 2 (88). Р. 3-9.
  • Golubenko A.Yu. The role of information-psychological security in society // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: LX international correspondence scientific and practical conference. 2019. С. 68-69.
  • Grachev G.V. Sociology of information-psychological security: the problem of formulating the definitions // NB: Международные отношения. 2013. № 4. С. 61-85.
  • Tulakova Z., Tulakova S., Muxammadjonov X., Umarov X., Abdullaxujayev D. Information-psychological security mechanisms // Мировая наука. 2020. № 6 (39). С. 72-74.
  • Zotova O., Karapetyan L. Psychological security as the foundation of personal psychological wellbeing (analytical review) // Psychology of Russia: State of Art. 2018. № 11 (2). С. 100-113. https://orcid.org/10.11621/pir.2018.0208.
Еще
Статья научная