Проблема определения правовой природы договора каршеринга в гражданском праве России
Автор: Ткаченко И.Н.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-3 (98), 2024 года.
Бесплатный доступ
В данной научной статье автором рассмотрена проблема определения места каршеринга в системе договоров гражданского права Российской Федерации. Проанализировав действующее законодательство, научную литературу, судебную практику, автор пришел к выводу об отсутствии единого подхода регулирования данных правоотношений. Автор предлагает дополнить главу 34 ГК РФ отдельным параграфом, в котором будут урегулированы все вопросы, связанные с шеринговым пользованием автомобиля.
Каршеринг, прокат, договор присоединения, договор аренды транспорта без экипажа
Короткий адрес: https://sciup.org/170208341
IDR: 170208341 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-11-3-165-168
Текст научной статьи Проблема определения правовой природы договора каршеринга в гражданском праве России
Конец XX – начало XXI века характерны тем, что на смену общества потребления пришло общество совместного потребления. Это в свою очередь привело к появлению в экономике новой отрасли – шеринговой экономики (от англ. – sharing economic). Как отмечает Л.А. Мясникова, среди молодого поколения культ частной собственности стал терять свое значение, «милленеалы» и «зуме-ры», критикуя подходы вульгарного потребительского капитализма, стали все чаще пользоваться определенными вещами (жильем, автомобилями, средствами индивидуальной мобильности и т.д.), не связывая при этом себя узами владения [1].
Одним из самых популярных направлений шеринговой экономики является «каршеринг» (от англ. car – автомобиль, sharing – совместное использование), принцип действия которого заключается в кратковременной аренде транспортного средства для совершения поездок. Надо отметить, что данная услуга является крайне популярной в России, и в 2023 году объем рынка составил 44 млрд рублей, при этом эксперты прогнозируют, что он будет развиваться и дальше.
Однако несмотря на растущий спрос среди населения на краткосрочную аренду автомобилей следует констатировать факт неудовлетворительного современного законодательного регулирования в данной области правоотношений. В частности, сегодня актуальным и проблемным по-прежнему остается вопрос о правовой природе каршеринга. Действующий
Гражданский кодекс России не содержит в себе положений, позволяющих определить принадлежность каршеринга к тому или иному договору. Единственным нормативноправовым актом, в котором дается определение такому понятию, является Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. №405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве». В нем каршеринг определяется как краткосрочная аренда автомобиля на основе поминутной тарификации физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением такими лицами предпринимательской деятельности [2]. Из данного определения вытекает, что каршеринг по своему содержанию идентичен таком отдельному договору аренды как прокат, о чем указывает абз.2 п.1 ст.626 ГК РФ о том, что передаваемое по договору проката имущество используется в потребительских целях, если иное не установлено договором. Однако в правилах по предоставлению автомобилей в аренду некоторых наиболее популярных сервисов прямо предусмотрено, что предоставляемые ими услуги каршеринга не попадают под квалификацию прокатных отношений. Так, в преамбуле договора аренды транспортного средства такого оператора как «Делимобиль» прямо указано, что заключаемый договор аренды не относится к договору проката, а принадлежит к договору присоединения [3]. Позицию о каршеринге как о разновидности договора проката в научной среде поддерживает Ю.Н. Боярская.
По ее мнению, два данных правоотношения обладают рядом общих признаков: предметом в обоих случаях является передача во временное владение и пользование движимого имущества, субъектный состав представляет из себя юридическое лицо или индивидуального предпринимателя со стороны арендодателя и физическое лицо со стороны арендатора; целью заключения договоров для арендодателя является получение прибыли, а арендатор преследует потребительскую цель; обязанности по текущему и капитальному ремонту за имуществом что в одном, что в другом случае лежат на арендодателе [4]. Однако нам представляется наиболее аргументированной позиция И.З. Аюшеевой о невозможности применения к каршерингу правил договора проката. Как известно, договор проката относится к числу публичных, т.е обязывает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, заключить договор с каждым, кто откликнется на предложение. Цена товаров в данном случае является одинаковой для всех потребителей и предприниматель не имеет права отдавать предпочтение определенным лицам при заключении договора в ущерб другим. В свою очередь от ряда критериев (возраст, стаж вождения, наличие административных взысканий за нарушение ПДД и т.д.) зависит как размер арендной платы, так и решимость оператора заключить договор краткосрочной аренды [5]. Кроме того, оферта в данном случае направлена не в отношении неопределенного круга лиц, как это имеет место быть при договоре проката, а лишь в отношении зарегистрированных и авторизиро-ванных пользователей приложения оператора каршеринга. Одним из существенных требований договора проката также является заключение договора в письменной форме, что также противоречит существу совместного пользования транспортом, где оформление сделки происходит в дистанционном формате в приложении или на сайте лица, предоставляющего соответствующие услуги.
Существует иной взгляд на правовую природу каршеринга, относящий его к договору аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Например, на официальном сайте каршеринг-сервиса «EasyDrive24», который предоставляет услуги аренды авто- мобилей в Волгоградской и Саратовской областях и в Ставропольском, представлен типовой договор, в котором указано, что автомобиль предоставляется во временное пользование физическому лицу на основании договора аренды транспортного средства без экипажа, который также является одновременно договором присоединения [6]. Часто встречается данная позиция и в судебной практике. Например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 сентября 2022 года по делу № 10-КГ22-3-К6 по кассационной жалобе ООО «Яндекс. Драйв» судом установлено, что данное лицо осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению аренды автомобилей без экипажа физическим лицам [7]. Однако, по нашему мнению, в данном случае суд не определяет правовые свойства данных обязательственных отношений, а лишь воспроизводит положения, закрепленные в стандартном договоре.
Мы не можем признать каршеринг подвидом договора аренды автомобиля без экипажа в том варианте, в котором существует он сегодня. К данной мысли можно прийти через анализ ст. 644, 646 ГК РФ, возлагающих обязанности по осуществлению текущего и капитального ремонта, а также по страхованию гражданской ответственности на арендатора, что обычно не соответствует положениям в стандартных договорах совместного пользования автомобилем, где такой вопрос решается ровно наоборот. Так, в п. 4.1.1 договора аренды транспортного средства без предоставления услуг управления и технической эксплуатации оператора «СитиДрайв.ру», указано, что обязанность по страхованию и поддержанию автомобиля в надлежащем состоянии является обязанностью арендодателя. Более того, учитывая специфику каршеринга как краткосрочной аренды, нецелесообразно на арендатора возлагать подобного рода бремя.
Таким образом, договор каршеринга на настоящий момент относится к категории непоименованных договоров, т.к. отсутствует единый стройный правовой механизм регулирования данной деятельности. Большинство арендодателей в типовых договорах указывают лишь на то, что данное соглашение заключается в порядке договора присоединения.
Некоторые операторы, желая освободить себя от тех ограничений, которые накладывает на участников гражданского оборота публичность договора, указывают в документах наименование «аренда автомобиля без экипажа». По нашему мнению, данная позиция является близкой по смыслу каршерингу, но в полной мере признать его элементом арендных обязательств без предоставления управления и технической эксплуатации нельзя. Мы считаем, что законодатель, учитывая рас- тущую популярность данного вида пользования автомобильными средствами, понимая его полезность, должен устранить пробел в его правовой регламентации, введя часть 3 «Краткосрочная аренда автомобильных средств совместного пользования» в параграфе 3 главы 34 ГК РФ. При разработке законопроекта внимание необходимо уделить раскрытию понятия данного договора, определению порядка проверки исправности транспортного средства перед заключением дого- вора и началом поездки, критериям, по которым арендодатель определяет размер стоимости услуги для клиента (например, водительский стаж и т.д.), специфике заключения договора дистанционным способом, ответственности сторон в случае ДТП. Установление правовых основ регулирования каршеринговых отношений позволит избежать злоупотребления как со стороны сервисов краткосрочной аренды, так и со стороны арендаторов, приведет к созданию надежной формы защиты прав и законных интересов сторон и к единообразному рассмотрению споров судами. В перспективе это положительным образом повлияет на спрос к таким услугам, поскольку создание единого нормативного механизма регулирования подобного вида арендных отношений создаст доверие у потенциальных арендаторов, которые отныне не будут бояться неопределенности и слабой правовой регламентации данного направления сферы услуг.
Список литературы Проблема определения правовой природы договора каршеринга в гражданском праве России
- Мясникова, Л.А. Сетевые технологии и психология шеринга / Л.А. Мясникова // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: Пятнадцатая международная научно-практическая юбилейная конференция: материалы конференции, Санкт-Петербург, 24-27 ноября 2015 года / Под научной редакцией А.Е. Карлика, Э.Х. Локшиной. - Санкт-Петербург: Закрытое Акционерное Общество Инновационно-Маркетинговый Центр "Наука Высшей Школы - Санкт-Петербургу", 2015. - С. 240-244. EDN: VNDZGL
- Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. №405-ПП "О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве".
- Договор Делимобиль, утвержденный Приказом № ДД-28 от "18" ноября 2019 г. (в редакции Приказа № ДД-106 от "30" сентября 2024 г., размещено для присоединения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delimobil.ru/terms/contract.
- Боярская Ю.Н. Виды договоров аренды транспортных средств // Вестник СГЮА. - 2019. - №5 (130).
- Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2019. - №2 (54). EDN: ZBOBZB
- Договор аренды транспортного средства без экипажа (договор присоединения) "EasyDrive24". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://easydrive24.ru/docs5.
- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 сентября 2022 года по делу № 10-КГ22-3-К6.