Проблема визуализации этнической принадлежности в современном костюме

Автор: Ермилова Дарья Юрьевна, Колташова Людмила Юрьевна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 4 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье прослежена трансформация визуализации этнической принадлежности человека в костюме - от традиционного до современного. Предмет исследования - костюм, который понимается как информационно-знаковая структура. Тема исследования - визуализация этничности в костюме в исторической перспективе. Цель исследования - выявить особенности визуализации этничности в современном костюме. За основу исследования были взяты функциональный и семиотический подход к анализу костюма. Гипотеза исследования - в отличие от традиционного костюма, который демонстрировал региональную и национальную принадлежность, современная одежда «западного» типа во многом утратила эти функции. Хотя в некоторых регионах традиционный костюм еще актуален как «живая» традиция, происходит исчезновение национальной одежды из повседневной жизни. Со времен Позднего средневековья развитие городского костюма в Западной Европе определяется не традицией, а модой. Модный костюм - антипод традиционного, в нем исчезли многие функции традиционного костюма, в том числе обозначения региональной и этнической принадлежности. Этнический стиль, используя региональные и национальные традиции в качестве источника стилизации, не является при этом маркером национальности человека. Особенность этнического стиля - поверхностное отношение к источнику. Этнодизайн декларирует глубокое и осмысленное проникновение в традицию, становящееся все более актуальным в связи с нарастанием глокализации, проявляющейся в усилении региональных отличий. Хотя сторонники этнодизайна настаивают на способности дизайна интегрировать традиционные этнические символы в современную культуру, остается открытым вопрос о способности современного человека понимать смыслы, заключенные в традиционных формах. В статье были определены ситуации, когда костюм выполняет функцию визуализации этничности в современном обществе.

Еще

Визуализация, этничность, этническая идентичность, традиционный костюм, этнодизайн, этническая мода, функции костюма

Короткий адрес: https://sciup.org/140290081

IDR: 140290081   |   DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-103-114

Список литературы Проблема визуализации этнической принадлежности в современном костюме

  • Богатырев П.Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., Искусство, 1971. С. 297—366.
  • Боева О.А. Знаковые функции и символы традиционной народной одежды// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. С. 52-55.
  • Васильченко А.В. Мода и фашизм. М., Вече, 2009. 288 с.
  • Герандоков М.Х. Этничность и этническая идентичность: теоретический аспект// Вестник МГУКИ. 2009. март—апрель 2 (28). С. 28-35.
  • Головнёв А.В. Арктический этнодизайн// Уральский исторический вестник. 2017, выпуск 2. С.6-15.
  • Головнёв А. В. Новая этнография Севера// Этнография. 2021. 1 (11): 6—24. doi 10.31250/2618-8600-2021-1(11)-6-24.
  • Добровольская В.Е. Народный костюм и современная одежда: знаковые функции в прошлом и настоящем// Функционально-структуральный метод П.Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора: Сборник статей и материалов. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. С. 284-289.
  • Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). М., «Сварог», 2002, 372 с.
  • Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М.: МВХПу им. Строганова, 2000. 105 с.
  • Кухта М.С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур // Вестник Тувинского гос. ун-та. Социальные и гуманитарные науки. 2015.№ 1.С.159—162.
  • Левкиевская Е.Е. Народная одежда. Семантика и прагматика // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., Алетейя, 2011. С. 137—138.
  • Ляушева С.А., Позднякова Т.С. Реализация этничности в процессе репрезентаций в современном символическом пространстве (региональный аспект)// Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». 2019. Выпуск 1 (234) с. 103-107.
  • Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. Москва: Наука, 1978. - 207 с.
  • Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. М., Наука, 1984. 215 с.
  • Муйдинов Д.Н. Влияние миграционных процессов на политическую и социально-экономическую стабильность в Европе// Вестник Поволжского института управления. 2019. Том 19 № 2. С. 41-47.
  • Пойдина Т.В. Этническая традиция как стилеобразующая категория в региональном дизайне// Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29 с. 133-140.
  • Содномпилова М.М. Традиционная одежда монгольских народов в ритуале и как инструмент социализации// Известия Иркутского государственного университета. 2013. № 2 (3). С. 152-165.
  • Топоева М.В. Этническая мода: теоретические аспекты исследования// Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Кафанова. 2018. с. 120-123
  • Cleveland M., Laroche M. Acculturation to the global culture: Scale development and research paradigm // The Journal of Business Research, 2007, № 60, Р. 249-259.
  • Fieschi A. Kimono, d'art et de desir.- Philippe Picquier, 2002.- 128 p.
  • Kawamura Y. The Japanese Revolution in Paris Fashion. Oxford; N.Y.: Berg, 2004. 213 p. P. 42.
  • Roudomet V. Theorizing glocalization: Three interpretations //European Journal of Social Theory 2016. Vol. 19(3). P. 391-408.
  • Ross H. C. L'art du costume de l'Arabie : profil de l'Arabie Saoudite.- Arabesque, 1989.- 188 p.
  • Swyngedouw E. Globalisation or Glocalisation? Networks, Territories and Rescaling// Cambridge Review of International Affairs, 2004. № 17(1). P. 25-48.
  • Vincent P-E.; Cailleau R. Saris & turbans : en Inde sur les chemins du vent.- Globe Publishing, 2008.- 215 p.
Еще
Статья научная