Проблематика договорных конструкций в отрасли российского электроэнергетического права
Автор: Осетрова Я.С.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 7 (40), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются некоторые проблемные вопросы возникающие в правовом регулировании общественных отношений в сфере электроэнергетики, исследуются источники правого регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики, особенности договорного регулирования, государственного регулирования в сфере электроэнергетики. Предмет настоящего исследования составляют положения и нормы российского законодательства, назначение которых состоит в регулировании отношения в сфере энергооборота, а также договорно-правовые модели, которые применяют в указанной сфере. Целью настоящего исследования является всестороннее исследование существующей концепции энергоснабжения в России, изучение гражданско-правовых механизмов оборота энергии. Правовое регулирование отношений, возникающих из энергооборота, осуществляется на договорной основе. Существует достаточное количество гражданско-договоров, при помощи которых можно урегулировать взаимные права и обязанности поставщика и потребителя энергии: договоры энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, оказания услуг по поставке энергии и т.д.
Правовое регулирование договорных отношений в сфере электроэнергетики, объекты электроэнергетики, государственное регулирование в сфере электроэнергетики, основные договорные конструкции в отрасли российского электроэнергетического права, договор энергоснабжения, договор купли-продажи электрической энергии, договор оказания услуг по передаче электрической энергии, виды гражданско-правовых договор в электроэнергетики, основные виды договоров в сфере электроэнергетики
Короткий адрес: https://sciup.org/140289219
IDR: 140289219 | DOI: 10.46566/2541-9285_2020_40_88
Текст научной статьи Проблематика договорных конструкций в отрасли российского электроэнергетического права
Энергетическое право как комплекс специальных знаний зародилось сравнительно недавно. Его появление отнюдь не было неким случайным и неуправляемым процессом. Скорее, оно представляло собой эволюционный процесс накапливания знаний одному и тому же предмету – энергии, в любых его формах и содержании.
Будучи одним из важнейших ресурсов для российского государства, его экономик и комфортного проживания его граждан, энергия отнесена к сферам стратегического планирования. Это предусматривается Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».1
Важность данного нормативного правового акта для характеристики нормативно-правового регулирования электроэнергетики на современном этапе невозможно переоценить: представляя собой один из видов деятельности по планированию и прогнозированию развития российского государства, его субъектов и муниципальных образований в социальноэкономическом отношении, государственном и муниципальном управлении, обороноспособности и т.д., указанный закон определяет правовые основы данной деятельности.
Министерство энергетики Российской Федерации2 (далее – Минэнерго России) не является самостоятельным участником отношений данного рода и действует в рамках Правительства РФ, участвуя в решении таких вопросов, как:
-
1) обсуждение и принятие документов стратегического планирования по вопросам, относящимся к его компетенции;
-
2) в непосредственном контакте с федеральным центром, региональной и местной властями участвует в разработке программ и стратегий планирования экономического и социального развития субъектов Федерации;
-
3) разрабатывает и внедряет порядок отслеживания уровня реализации документов стратегического планирования, находящихся на исполнении у нижестоящих структурных подразделений;
-
5) способствует достижению согласованности и сбалансированности по основным вопросам стратегического планирования;
документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;
-
6) организует методологическое обеспечение планирования
стратегического характера и т.д.
-
7) реализует контрольные функции в отношении соблюдения своими региональными представительствами требований, предъявляемых к осуществлению стратегического планирования;
-
8) осуществляет иные функции и полномочия.
Развитие конституционных положений и норм ФЗ о стратегическом планировании в части электроэнергетики получают свое дальнейшее развитие посредством национальной Энергетической стратегии3.
В качестве основных акцентов энергетической политики российского государства на текущий момент обозначены:
-
- обеспечение ситуации абсолютной безопасности государства в сфере энергетики как на федеральном, так и на региональном уровнях;
-
- приоритет внутреннего спроса на продукты энергетики перед внешним;
-
- разработка и реализация мероприятий, направленных на создание в России «чистой» энергетики;
Стоит обратить внимание на то место, которое Энергетическая стратегия отводит правовому обеспечению собственной реализации. Так, одной из приоритетных целей она ставит разработку федерального и регионального законодательства в сфере энергосбережения и энергопотребления. При этом, не просто некоторой совокупности фрагментарных норм и положений, а именно комплексного законодательства, которое, уже в свою очередь, входит в перечень мер, направленных на обеспечение энергоэффективности национальной экономики.
Обратим внимание, что в большинстве нормативных правовых актов, регулирующих сферу энергетики в России, делается акцент на необходимости разработки и внедрения энергосберегающих технологий и в максимальной степени сократить энергопотери как непосредственно при выработке энергии, так и при ее транзите.
Отношения между субъектами электроэнергетики формализуются при помощи системы гражданско-правовых договоров. Характеризуя данные договоры, Председатель Верховного Суда РФ В.Ф Яковлев обращает внимание на их дуалистическую природу, согласно которой им свойственны одновременно дифференциация и унификация4.
Дифференциация договоров, использующихся в электроэнергетике, базируется на том, что, невзирая на однородность регулируемых при их помощи отношений имущественного характера, внутри этой, на первый взгляд, единой системы можно обнаружить различные их подвиды. Соответственно, дифференциация применительно к характеристике рассматриваемых гражданско-правовых договоров представляет собой «распределение гражданско-правовых институтов по связанным между собой структурным подразделениям, отражающим особенности отдельных разновидностей имущественных отношений»5.
Что же касается унификации, то она непосредственно проявляется в установлении общих, единообразных требований и условий к отношениям, которые не связаны со спецификой данных договоров.
В настоящее время можно выделить, как минимум, три вида гражданско-правовых договора, получивших наиболее широкое распространение в электроэнергетике. Это договоры:
-
1) энергоснабжения;
-
2) купли-продажи электрической энергии;
-
3) оказания услуг по передаче электрической энергии.
Все вышеперечисленные виды договоров объединяются под общим названием «энергосервисные договоры».
Понятие «энергосервисный договор» не является ни произвольным, ни случайным. Данное понятие мы можем встретить в ФЗ об электроэнергетике (ст.19).
В указанном нормативном акте определяется и предмет такого рода договоров. Он заключается в осуществлении энергосервисной компанией, выступающей в роли исполнителя, действий, имеющих своей целью энергосбережение и повышение эффективности использования заказчиком (физическим лицом) ресурсов энергетики.
В структурном отношении энергосервисный договор имеет следующий вид:
-
- предмет договора в виде указания конкретной (иногда ориентировочной) величины, на которую необходимо осуществить экономию энергоресурсов;
-
- срок, в течение которого будет действовать договор, и который реально позволит обеспечить экономию в требуемом объеме;
-
- формулирование обязанностей исполнителя, основной из которых будут являться:
-
а) обеспечение тех режимов использования энергоресурсов, которые согласованы сторонами договора;
-
б) монтирование и использование приборов, предназначенных для
осуществления учета используемых энергоресурсов;
-
- стоимость услуг исполнителя, которая рассчитывается на основании экономии энергоресурсов, которую удалось обеспечить.
Договор энергоснабжения является одним из наиболее часто используемых правовых конструкций при производстве электрической и тепловой энергии. Впервые данный договор получил свое законодательное закрепление в 1991 г., когда в Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик6 была введена специальная ст. 84, называвшаяся «Договор о снабжении энергетическими и другими ресурсами». При этом, ранее электроэнергетика вообще не регулировалась федеральными нормативными правовыми актами, а ее нормативную основу составляли лишь акты ведомственного нормотворчества.
Следует отметить, что правовая природа данного договора была определена достаточно условно и являлась предметом многочисленных дискуссий. Как отметил применительно к договору энергоснабжения В.А. Жовнеренко, «…проблема определения договорной природы до момента кодификации носила в известной степени теоретический характер и была обусловлена тенденцией систематизации договорных конструкций. Общей особенностью предпринимавшихся до последнего времени попыток квалификации договора энергоснабжения является их систематизационный, а
не практический характер»
В настоящее время у договора энергоснабжения можно выявить ряд характерных особенностей. Среди них:
-
1. Предмет договора, который не является, в привычном понимании, ни вещью, ни товаром, а неким свойством материи. Именно данное обстоятельство – исключение энергии из вещного понимания – обусловливает отсутствие возможности рассматривать его в качестве особого объекта гражданских прав.
-
2. В отношении энергии могут быть установлены лишь имущественные права обязательственного характера, но не право собственности.
-
3. Наличие особого порядка исполнения договора энергоснабжения, обусловленного передачей и потреблением энергии исключительно посредством присоединенной сети.
-
4. В договоре энергоснабжения присутствуют как публично-правовые, так и частно-правовые элементы
-
5. Особая классификация, присущая договору энергоснабжения. Так, на основании такого критерия, как цель заключения, указанные договоры ранжируются на:
-
- предпринимательские, целью которых является дальнейшая перепродажа энергии;
-
- непредпринимательские, которые предназначены для
индивидуального (бытового) использования энергии8.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что все указанные выше признаки и особенности договора энергоснабжения являются уникальными и не повторяются более ни в одном другом гражданско-правовом договоре
Однако особую значимость при осуществлении энергоснабжения играет именно способ передачи энергии - исключительно по присоединенной сети.
Кроме того, существующие виды энергии (электрическая, тепловая, газ, нефть, вода, др.) дают возможность выделить виды договора энергоснабжения по видам передаваемой энергии.
Принимая во внимание давно наметившуюся тенденцию, направленную на все более четкое разграничение различных энергоресурсов и их правовых режимов, которое, к тому же, сопровождается специальным нормотворчеством применительно к теплоснабжению, газоснабжению и электроснабжению, процесс вычленения договора энергоснабжения выделение договора энергоснабжения, а равно и иных, схожих с ним договоров, в особую самостоятельную группу, считаем нецелесообразным. Создание единой конструкции договора снабжения через присоединенную сеть не будет соответствовать специальному режиму таких объектов, как энергия, газ, нефть, вода.
Договор энергоснабжения является наиболее распространенной, но далеко не единственной правовой формой поставки энергии. Так, существует еще ряд договорных моделей, среди которых стоит отдельно охарактеризовать договор купли-продажи (поставки) энергии. Отдельными его разновидностями являются такие договоры, как, например,
-
- договор купли-продажи (поставки) электрической энергии на РРЭ;
-
- двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии на ОРЭМ;
-
- договор купли-продажи мощности;
-
- договоры купли-продажи электроэнергии в рынке на сутки вперед (далее - РСВ) и балансирующем рынке;
-
- регулируемые договоры купли-продажи электроэнергии.
Понятие купли-продажи электроэнергии сформулировано в ФЗ об электроэнергетике, в соответствии со ст.3 которого она представляет собой сделку по продаже продажа произведенной (или приобретенной) электроэнергии на розничных рынках. В данной сделке на месте продавца присутствует гарантирующий поставщик (энергосбытовая компания).
Продажу электроэнергии осуществляют гарантирующие поставщики и иные энергосбытовые организации.
Гарантирующим поставщиком является организация, осуществляющая коммерческую деятельность, в обязанность которой входит заключение договора купли-продажи (поставки) электроэнергии с любым потребителем или уполномоченным лицом, которое обратилось для заключения договора.
Роль гарантирующего поставщика в договоре купли-продажи электроэнергии можно рассматривать как финансовое посредничество, при котором он осуществляет для целей энергоснабжения конечного потребителя закупку требуемых объемов электроэнергии на оптовом рынке электрической энергии
и мощности9.
Вместе с тем, если полномочия гарантирующего поставщика возложены на территориальную сетевую организацию, то на основании ст.6 ФЗ от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ10 стороны будут пользоваться иной договорной моделью, а именно, договором энергоснабжения, а не договором купли-продажи (поставки) электроэнергии.
В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков от 4 мая № 44211 гарантирующий поставщик осуществляет продажу потребителю электроэнергии в точке поставки, которая на розничном рынке имеет статус местом определения и исполнения договорных обязательств как по договорам купли-продажи электроэнергии, так и по иным договорам. Данная точка располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя.
Необходимо отметить, что действия гарантирующего поставщика не ограничиваются лишь передачей права на приобретенную у него электроэнергию. На него также возлагаются обязанности по реализации заказчиком своего права на приобретенную энергию путем ее производства в необходимых объемах и соответствующего качества, а также по организации и осуществлению за процессом энергоснабжения контрольных мероприятий на постоянной основе.
Наконец, необходимо остановиться на характеристике еще одного подхода к изучению договорной базы энергоснабжения – договоре оказания услуг при передаче электрической энергии.
Действующее законодательство не содержит в себе сколько-нибудь четких оснований для того, чтобы отдельно выделять данный договор. Однако в ряде случаев, особенно, при правоприменении, его выделение в качестве самостоятельного договора в рамках энергоснабжения выглядит вполне оправданным12.
Вряд ли существуют весомые основания утверждать, что в основу организации рынка энергетических ресурсов, в целом, и деятельности отдельной энергоснабжающей организации, в частности, может быть положена модель возмездного оказания услуг. Эта мысль подкрепляется следующими соображениями:
-
а) в самой правовой концепции «услуги» отсутствуют эффективные правовые инструменты для того, чтобы обеспечить «специализацию правового режима энергии и направленных на обеспечение функционирования ее оборота»;
-
б) Попытка совмещения энергооборота и схемы договора оказания возмездных услуг, неизменно приведет к оттоку внимания от всего института энергоснабжения, в целом, в пользу каких-либо отдельных его видов;
-
в) Институт «услуги», полностью игнорируя физические свойства энергии, будет лишен возможности дать исчерпывающий ответ на вопрос относительно правовой сущности энергии;
-
г) использование договора оказания услуг применительно к электроснабжению приведет к фактическому смешению терминов «услуга» и «товар», что, в свою очередь, будет оказывать негативное воздействие как на нормотворчество, так и на правоприменение.
Правовое регулирование отношений, возникающих из энергооборота, осуществляется на договорной основе. Существует достаточное количество гражданско-договоров, при помощи которых можно урегулировать взаимные права и обязанности поставщика и потребителя энергии: договоры энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, оказания услуг по поставке энергии и т.д.
Основным договором принято считать договор энергоснабжения. Его существенными условиями являются: количество отпускаемой энергии, ее стоимость, наличие специальной сети для присоединения к ней устройства, обладающего энергопринимающими характеристиками, а также режим потребления полученной энергии.
Несмотря на наличие в Российской Федерации вполне удовлетворительной нормативной правовой базы, касающейся энергооборота, в хозяйственном обороте можно обнаружить значительное количество споров, связанных как с исполнением договорных обязательств по договорам, используемым при энергоснабжении, так и с трактовкой отдельных вопросов, возникающих в процессе их исполнения.
Список литературы Проблематика договорных конструкций в отрасли российского электроэнергетического права
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
- Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. - URL:// minenergo.gov.ru (дата обращения: 08.06.2020)
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р "Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.06.2020
- Яковлев В.Ф. Вступительная статья к работе Ю.В. Романца "Система договоров в гражданском праве России" // Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2006. С. 3-12.
- Свирков С.А. Указ. соч. С. 227 "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733. (утратил силу)