Проблемные исторические противоречия развития земледелия в регионах Евразии и Российской Федерации

Автор: Лавров В.Н., Бурцева Т.В., Фетисова А.В.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 3 (56), 2021 года.

Бесплатный доступ

В целом данная статья посвящена некоторым ключевым вопросам и закономерностям, которые пробивали историческую дорогу в сторону более цивилизованного и эффективного землепользования. Логический обзор становления аграрных отраслей в российских гособразованиях в центре Восточной Европы и Евразии показывает главные проблемы продовольственного жизнеобеспечения и главную роль в этих процессах руководителей страны и регионов России. Кроме того, основное место авторы статьи отводят вопросам современного инструментария и механизмам планирования, стимулирования финансового и политического более эффективного и более экологически производительного функционирования отраслей АПК в нынешней Российской Федерации.

Еще

Преемственный опыт землепользования, проблемы конкуренции на рынке продовольственных товаров в стране и зарубежье, основные проблемы формирования аграрных кластеров, противоречивая политика банковского кредитования фермерских хозяйств, субъекты хозяйствования и уровень компетентности в науке

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/142230570

IDR: 142230570

Текст научной статьи Проблемные исторические противоречия развития земледелия в регионах Евразии и Российской Федерации

История свидетельствует, что со времен отделения земледелия от кочевого скотоводства произошло второе крупное общественное разделение труда. Возникло проблемное противоречие между всеобщим экономическим законом специализации и законом кооперации среди древнейших племен азиатско-европейского континента. Возникновение, функционирование и крушение кочевых империй под властью Аттилы, Чингисхана и Тамерлана - достаточно наглядно указанное противоречие подтверждается со всей силой исторических наследований, последований и научных исследований. Так, кочевые тумены полководцев Чингисхана фанатично грабили и уничтожали городское и сельское оседлое население Алтая, Китая, Центральной и Средней Азии. Борьба кочевого способа производства (образа жизни) против земледельческого типа хозяйствования, включая регионы Восточной Европы, в том числе терри- тории русских княжеств, продолжалась вплоть до 15 века [3].

Необходимо подчеркнуть, что в конечном итоге и полчища гуннов, и десятки тысяч воинов Золотой орды, ханов от времен Батыя до времен Мамая и Тохтамыша ассимилировались с местным населением и превратились в добропорядочных представителей землевладельческого хозяйствования как наиболее надежного и эффективного.

Описание исследования

Само по себе сельское хозяйство исторически делится на несколько видов, таких как хуторское, горное, речное, средиземноморское, крестьянско-общинное. Все вышеназванные способы жизнеобеспечения получили научные определения как «способы производства», а также «общественно-экономические формации».

И в раннее, и в позднее средневековье главным источником богатства являлось именно аграрное производство и воспро- изводство. Такая ситуация продолжалась вплоть до эпохи первоначального накопления капитала и начала первой промышленной революции в Европе.

Понятно, что после появления мануфактур, фабрик и заводов, где стали внедряться первые паровые, дизельные и электропроизводящие машины, источник богатства стал перемещаться в города, городскую промышленность.

Тем не менее значение земельных и природных ресурсов не только не уменьшилось, но даже возросло неимоверно. Дело в том, что непродовольственные товары необходимо было сначала продать, т.е. обменять на деньги или прямо на продовольствие [4].

Научно-технический прогресс шел рука об руку с социальным прогрессом, уровень благосостояния постоянно повышался, и поэтому увеличивалась малоконтролируемая рождаемость [13].

Открытый Томасом Мальтусом, великим английским ученым-экономистом, «закон народонаселения» указывал на жесткую необходимость государственного регулирования репродуктивных процессов рождаемости населения в каждой данной стране.

Рост населения в европейских странах ограничивался (сдерживался) климатическими катастрофами и войнами. Показательным примером может послужить ситуация с динамикой населения в Российской империи. Так, со времен Киевской Руси в стране периодически возникали засухи (через каждые 2-3 года), наводнения, пожары, болезни и даже эпидемии, а также междоусобные и оккупационные войны. Тем не менее население продолжало увеличиваться, хотя проблема голода и болезней косила людей без разбора.

Российское государство с начала правления царя Ивана III ни разу не могло справиться с продовольственными вопросами при всем том, что земельных ресурсов под пашенные культуры был большой избыток.

Совокупная территория Российской империи после императора Петра I составляла более 17 млн. квадратных километров.

Поэтому вполне закономерно возникает вопрос, почему в данном государстве в том или другом регионе периодически случались «голодные бунты»? Только ли виноваты руководители губерний, областей, краев и т.д.; или все-таки засухи, неурожаи и прочие стихийные события (реформы, войны, революции) оказались доминирующими?

Но самое интересное и главное оказалось то, что вышеназванные проблемные экономические противоречия присутствуют в своей основе и в настоящее время в качестве «родимых ментальных пятен», связывающих нас (наше поколение) с событиями вековой и многовековой давности. Уровень экономической культуры земледелия и землепользования сегодня достаточно высок, но, несмотря на то, что человек с его средствами производства в 20-21 веке превратился в геологическую силу (по мнению академика Вернадского), проблема качественного питания и природно-экологического материального благосостояния населения до сих пор не решена.

Одной из причин наличия данной проблемы в Российской Федерации следует считать несовершенство рыночного и по-лурыночного механизма управления процессами сельхозпроизводства и агропромышленной переработки продуктов питания. Имеется в виду слабая экономическая мотивация первичных работников растениеводства, выращивания скота, птицы, кормопроизводства и уровня ветеринарного обслуживания.

Механизм доведения сельхозпродуктов до рыночного прилавка и потребителя является сверхзатратным, так как до сих пор не удалось решить вопросы правовой организации и защиты институтов потребкооперации, где количество посредников может быть сведено к минимуму. Более чем вековой опыт соседних стран, например, Северной Европы (Финляндия, Швеция и Норвегия), реально на практике доказал, что аграрно-промышленные кооперации являются самыми эффективными и востребованными.

Современный научный подход к перспективам развития субъектов Российской Федерации, областям, краям и другим регионам страны предполагает определение природно-естественных, исторических факторов воспроизводства и искусственно-приобретенных факторов конкурентоспособности. Опираясь на вышеназванную классификацию конкурентных факторов страны и каждого отдельного региона можно логически выделить точки экономического роста, которые в мировой микро и макроэкономике принято называть социально-экономическими кластерами или факторными условиями конкурентных преимуществ географической территории [8].

В качестве природно-исторических факторов конкурентоспособности, по мнению очень известного американского ученого-экономиста профессора Гарвардского университета Майкла Портера, следует выделять следующие: а) географическое положение страны; б) выход к морю; в) климат, типичный для территории данного государства; г) наличие природных ресурсов (фауна, флора, водные бассейны), полезных ископаемых и экологических ресурсов; д) исторический менталитет народонаселения (т.е. суть «характер народа»). Среди искусственно-приобретенных и воспроизводимых факторов конкурентоспособности страны обычно выделяют такие показатели, как: а) ВВП на душу населения; б) количество запатентованных изобретений за пять последних лет; в) удельный вес «золотых и серебряных» воротничков в совокупной трудоспособной рабочей силе; г) расходы на науку в % от ВВП; д) расходы на образование и медицинув % от ВВП; е) средняя продолжительность жизни; ж)в каких из шестнадцати кластеров конкурентоустойчивость страны представлена на мировых рынках и в каких объемах по каждому кластеру; з) среднегодовые темпы роста экономики за последние 3-5 лет [5].

Безусловно, положительную роль играют и могут сыграть вводимые в последнее время «свободные экономические зоны»,

«территории опережающего развития» и другие варианты полуофшорных безналоговых условий развития субъектов хоздеятель-ности у нас и за рубежом.

Российская проблемаболее эффективного развития экономик территорий и регионов страны сводится в первую очередь к степени компетентного управления и регулятивной роли министерств, губернаторов и топ-менеджеров предприятий и фирм на местах и особенно в реализации стратегии и планов повышения эффективности воспроизводства в АПК. Объектом регулятивной деятельности и хозяйственных забот руководителей всех уровней являются работники и средства производства; более конкретно речь должна идти о качестве образа жизни трудовых ресурсов и рациональном использовании машин, оборудования, робототехники, сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.

Качество рабочей силы, человеческого капитала сверху донизу было, есть и будет всегда определяющим в системе «труд», «капитал», «земля», «информационные», «цифровые» и «экологические ресурсы».

И все-таки главной проблемой и противоречием в развитии экономических отраслей любой страны мира является слабое малокомпетентное планирование, а значит нарастающие издержки непропорциональности в соотношении величины совокупного и отраслевого спроса, с одной стороны, и количества и качества товаров и услуг - с другой [2, с. 449-506]. Таким образом, всеобщий экономический «закон планомерности и пропорциональности» игнорировать или недоучитывать обходится слишком «дорого», порождает не только противоречия, но и большие, даже всеобщие экономические кризисы.

Кроме того, вдруг обнаружились две типичные ив то же время специфические экономические проблемы. Во-первых, срывы и кризисы стали возникать с циклической закономерностью в финансовой (банковской) сфере ведущих стран мира. Среди ведущих регуляторов финансовых отраслей выделяется Федеральная резервная система США, которую постоянно заносит в закономерные, высказанные еще великим Карлом Марксом крайности, а точнее кризисы от размахов спекулятивной деятельности главных фондовых институтов мировой торговли.

Второй мировой проблемой, постоянно требующей к себе внимание с незапамятных времен, является успешное развитие аграрных отраслей и своевременное решение продовольственных вопросов в каждой стране и мире, в целом [9, с. 268287]. Нехватка продовольствия и плохой ассортимент, а также качество продуктов питания в странах «третьего мира» является вечной проблемой по причине неконтролируемой рождаемости. Международные организации (ЮНЕСКО и ВОЗ) ежегодно дают статистику о том, что в мире умирают от голода, в частности в так называемых развивающихся странах (странах третьего мира), до 20 млн. человек. К этой статистике уже привыкли, так как голод, недоедание и болезни - это «бич» не только XXI века, но и с тех пор, когда появились колонии и метрополии.

Но в наше время в традиционных отраслях земледелия появились новые проблемные противоречия, исторические факты и события [6, с. 634-659]. Так, например, государства, которые постоянно страдали от нехватки продовольствия, превратились в экспортеров, т.е. поставщиков продовольствия на мировой сельхозрынок. Среди таких аграрных купцов необходимо отметить в первую очередь Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Вьетнам, Лаос, Камбоджу и др.

Оказывается, сочетание принципов планомерности и принципов рыночного коммерческого ведения хоздеятельности в сельском хозяйстве, плюс дешевые кредиты со стороны коммерческих и государственных банков дают самый большой конечный синергетический эффект. Именно этим можно объяснить хорошие и даже блестящие результаты работы крупных фер- мерских хозяйств Российской Федерации по некоторым видам продукции растениеводства: подсолнечное масло, сахар, гречка, пшеница, овес, ячмень, рожь, сливочное масло, картофель и другие товары аграрного производства. Дело дошло до того, что правительство России вынуждено было в 2021 году увеличить экспортные пошлины на вывоз вышеназванной продукции [12]. Рост цен на продукты питания на мировом рынке оказался несколько неожиданным, но вполне закономерным. Сохранение натурального и экологического качества продуктов питания увеличивает издержки и себестоимость товаров сель-хозпроизводства, поэтому мошенники всех мастей в условиях несовершенного механизма рыночного регулирования цен на основные продукты питания провели мощнейшие спекулятивные акции и через сетевые магазины и супермаркеты подняли цены на 30-50%, что и породило проблемное противоречие развития АПК в регионах России.

Думается, что реализация государственной «политики цен и доходов» снимет образовавшееся противоречие между интересами потребителей и производителей, и проблема будет решена, а сам механизм «снятия» данного очень важного социально-экономического противоречия станет закономерностью в управлении данной отраслью.

Необходимо обратить внимание на то, что исторический возврат некоторой части населения России, потомков «кулаков и староверов», к земледелию и фермерству становится спецификой и закономерностью решения аграрного вопроса, но уже в новую эпоху, эпоху экономической и политической либерализации государственных институтов. С некоторой долей оговорок можно утверждать, что в российском сельском хозяйстве начинают сбываться мечты Александра Васильевича Чаянова (18881937), Петра Аркадьевича Столыпина(1862-1911) и другихвеликих аграриев Российской империи [11, с. 69, 203].

П.А. Столыпин, как известно, будучи премьер-министром, боролся с экономическим и политическим терроризмом, и нити заговора, а затем и убийства тянулись из-за рубежа, что вполне подтверждают события 1990-1996 гг. по якобы реформированию АПК в бывшей Советской России. Сами по себе идеи и политико-экономическое наследие П.А. Столыпина необходимо изучать и претворять на практике в процессе развития АПК в настоящий период. Законы экономической преемственности еще никто не отменял, поэтому тысячелетний опыт жизнеобеспечения славянских племен и угро-финского населения по сохранению и развитию оседлого земледелия, по росту эффективности сельскохозяйственного производства исторически бесценен и должен быть на вооружении современных правителей России [10, с. 38, 58].

Заключение

Новое качество экономического роста макроэкономических показателей, в частности ВВП, требует в начале XXI века обязательного повышения экологического качества всех факторов производства. Данный и очевидный момент истины открывает новую проблему экологически устойчивого развития территорий Российской Федерации, которые, в свою очередь, идут по пути кластеризации, формирования новых точек экономического роста, а значит повышения конкурентоустойчивости и конкурентоспособности [7].

Так, экономическая деятельность всех субъектов хозяйствования в стране и мире вплетена в процессы реализации экономических законов, которые по аналогии с законами развития природы (окружающей среды) идут от потребностей государства, общества, коллективов, социумов и каждого конкретного человека [13].

Разумеется, что степень объективности законов развития общества является более историчной и социологичной, поэтому экономические законы достаточно специфичны, психологичны, иногдадействуют как только закономерности, как тенденции, но они всегда реализуются в конечном счете через деятельность людей. Наука «природопользования» вышеназванные принципы и их специфику требует учитывать постоянно.

Список литературы Проблемные исторические противоречия развития земледелия в регионах Евразии и Российской Федерации

  • Бобылев, С.Н., Ходжаев, А.Ш. Экономика природопользования: Учебник / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. М.: ИНФРА-М, 2008. 501 с.
  • Вечканов, Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / Г.С. Вечканов. СПб: Питер, 2019. 512 с.
  • Груссе Рене «Степные кочевники, покорившие мир». / Под властью Атилы, Чингисхана, Тамерлана. Пер. с фр. В.Е. Климанова М.: ЗАО Центрополиграф, 2020. 527 с.
  • Гумилев, Л.Н. Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи / Л.Н. Гумилев М.: Айрис-пресс, 2007. 576 с.
  • Киреев, А.П. Международная микроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. М.: Между-нар.отношения, 2017. 712 с.
  • Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: «АСА», 2018. 845 с.
  • Лебедев, Ю.В. Экологически устойчивое развитие территорий / Ю.В. Лебедев. Екатеринбург, 2017. 472 с.
  • Портер Майкл Э. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. М.: Издательский дом «Виль-ямс», 2001. 495 с.
  • Семин, А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учебник / А.Н. Семин, Ю.В. Лысенко, М.В.Лысенко, Э.Х. Таилова М.: КНОРУС. 2016. 308 с.
  • Столыпин, П.А. Речи. 1906-1911. Нью-Йорк, 1990.
  • Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство: избранные труды / А.В. Чаянов. М. Экономика, 1989. 491с.
  • Чуйков, А. Если трактор в поле пашет // Аргументы недели. №9. 11 марта 2021. С.7.
  • Энгельс Фридрих «Анти-Дюринг» Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом М.: Политиздат, 1977. 483 с.
Еще
Статья научная