Проблемные теоретические положения территориального общественного самоуправления
Автор: Пасынкова Е.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-1 (75), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается территориальное общественное самоуправление, сущность его понятия, особенности, правовая природа. В статье охарактеризовано территориальное общественное самоуправление на территории Российской Федерации. Выявлены общие признаки местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Сделаны общие выводы, резюмирующие итоги проведенного исследования.
Конституция, местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, муниципальное образование, гражданское общество, вопросы местного значения
Короткий адрес: https://sciup.org/170196948
IDR: 170196948 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-1-228-230
Текст научной статьи Проблемные теоретические положения территориального общественного самоуправления
Интересным представляется вопрос о правовой природе ТОС. Стрельников А.О. в собственных научных работах утверждает, что ТОС можно рассматривать как часть системы местного самоуправления, так и в качестве системы самоорганизации граждан, гражданского общества [7, с. 41]. Поддерживают такое мнение Раздьяконо-ва Е.В. [6, с. 69]. Данная позиция видится верной ввиду того, что ТОС имеет тесную связь с местным самоуправлением, но и в тоже время выступает частью гражданского общества.
Данную позицию не поддерживает Алешкова Н.П. и определяет ТОС как особую форму общественной активности в специфической сфере деятельности – деятельности по решению вопросов местного значения, т.е. в сфере муниципального управления [3, с. 95].
Чеботарев Г.Н. считает, что ТОС является подсистемой местного самоуправления, интегрирующую как многообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, так и формы непосредственного решения населением отдельных вопросов местного значения [8, с. 72].
ТОС, лишенное властных функций, является особой формой выстраивания правоотношений между населением и муниципальным уровнем публичной власти, в юридических трудах можно встретить мнение, что основой развития территориального общественного самоуправления является протестная активность населения, представленная в форме обращений граждан в органы власти, в форме саботирования официально принятых решений местным населением, пикетов и стихийных митингов [4, с. 7]. Однако с данной точкой зрения тяжело согласиться, поскольку территориальное общественное самоуправление является достаточно сложно организованным правовым институтом, требующим активного и конструктивного взаимодействия общества и представителей власти.
Стоит отметить, что ТОС и местное самоуправления связаны самоуправленче-скими началами, которые лежат в их основе деятельности. Интересным является предположение о совпадении предмета деятельности ТОС и местного самоуправления. Так, общим предметом выступают вопросы местного значения, но ТОС принимает решения по собственной инициативе, а органы местного самоуправления принимает общеобязательные решения [5, с. 378].
В соответствии с часть 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) [2] под территориальным об- щественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жи- тельства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Из данного положения следует, что ТОС является институтом местного самоуправления, но не относится к публичной власти. Они нацелены на то, чтобы воплотить инициативу жителей в общественно полезную деятельность по решению проблем местного значения.
Основываясь на приведенном выше определении, можно предположить, что к ТОС применима общественная теория. ТОС указывается законодателем как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Местное само- управление выражает интересы местного сообщества на определенно территории. Сторонники государственной теории видели общественное начало в местном самоуправлении через выборные общественные должности, которые осуществляли свою деятельность на безвозмездной основе.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1].
О публичном характере ТОС в своих работах говорит Ц.А. Ямпольская. Так, автор рассматривает ТОС, с одной стороны как форму общественной активности и инициатив населения, с другой как форму участия граждан в управлении делами государства ввиду их взаимосвязи между собой единым интересом, «возникающим из их совместного удовлетворения бытовых и иных социально-культурных потребностей, обусловленных общностью условий жизни».
К существенным признакам, отличающим ТОС как общественное самоуправле- ние, от местного самоуправления можно отнести:
-
1) общественное самоуправление, которое лежит в основе ТОС;
-
2) особый субъект осуществления ТОС – местное сообщество;
-
3) самоорганизация ТОС, организация на добровольных началах;
-
4) наличие общественной инициативы в основе деятельности ТОС, которое самостоятельно несет ответственность за добровольно взятые обязательства по решению местных вопросов жизнедеятельности;
-
5) непосредственное активное участие местного сообщества в деятельности ТОС
с использованием непосредственных форм;
-
6) самоответственность – ответственность за добровольно взятые обязательства несет местное сообщество.
Таким образом, общественная теория местного самоуправления в большей степени отражает сущность ТОС, представляя собой теоретическую основу территориального общественного самоуправления. Так, именно в основе ТОС лежит общественное самоуправление, которое осуществляется местным сообществом, под которым понимается добровольная организация населения в целях решения местных вопросов, население, объединенное общими интересами и самостоятельно несущее ответственность за добровольно взятые обязательства.
Список литературы Проблемные теоретические положения территориального общественного самоуправления
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
- Алешкова Н.П. Некоторые проблемы правового регулирования организации территориального общественного самоуправления в городах // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №6. - С. 95-99.
- Горячев И.Н. Развитие территориального общественного самоуправления как института гражданского общества (региональный аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. - Пенза, 2011. - 171 с.
- Муниципальное право Российской Федерации: учебник / Н.Е. Борисова, Ю.А. Дмитриев, В.В. Комарова, В.В. Пылин [и др.]; под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Издво МЦУПЛ, 2000. - 512 с.
- Раздьяконова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в местном самоуправлении // Юридическая наука и практика. - 2009. - Т. 5. №2. - С. 65-69.
- Стрельников А.О. Правовое регулирование деятельности территориального общественного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №4. - С. 41-48.
- Чеботарев Г.Н. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №11. - С. 72-77.