Проблемные вопросы осмотра места взрыва и его значение для подготовки судебных экспертиз

Автор: Матюшенков А.Н.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 4 (41), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные положения создания и развития отечественной криминалистической взрывотехники как частной криминалистической теории выявления и расследования преступлений, связанных со взрывами. Сделан вывод о значимости для подготовки судебных экспертиз осмотра места происшествия в части изучения общих следовых картин взрывов разной мощности.

Осмотр места взрыва, взрывотехническая экспертиза, специализированная следственно-оперативная группа

Короткий адрес: https://sciup.org/142226797

IDR: 142226797

Текст научной статьи Проблемные вопросы осмотра места взрыва и его значение для подготовки судебных экспертиз

*

Преступления, связанные с использованием взрывчатых веществ (здесь и далее по тексту - ВВ) и взрывных устройств (ВУ), всегда представляли большую угрозу для общества и государства. Их расследование всегда было сопряжено с трудностями первоначального этапа как наиболее значимого для сбора криминалистической информации как основы доказательственной базы по уголовным делам данной категории.

Создание специальных методик исследования в целях установления эпицентра взрыва, вида и количества примененного ВВ, принципа срабатывания ВУ начались в 70-х гг. прошедшего столетия в ряде экспертных учреждений научно-техничес-

* *

кими работами В.Н. Агинского, Н.М. Граненкова, Ю.М. Дильдина, Н.И. Смолий, Г.И. Сорокиной, А.Д. Стецкевича, С.И. Тетерева, В.Н. Цветковой и др. [1-4]. Одним из позитивных итогов данного направления их деятельности стала сформировавшаяся новая область прикладного знания, традиционно определяемая многими учеными как криминалистическая взрывотехника. В ряде публикаций она теперь рассматривается не только как отрасль криминалистической техники, но и как частная криминалистическая теория (И.Д. Моторный, С.М. Колотушкин и др.). Подготовлен ряд работ, посвященных технико-криминалистическим аспектам работы со следами взрыва и методике производства судебной взры- вотехнической экспертизы (Г.И. Курин, В.В. Мартынов, П.П. Смольяков и др.). А также предприняты усилия по формированию криминалистического взрывоведе-ния - частной криминалистической теории выявления и расследования преступлений, связанных со взрывами (А.А. Беляков), сопровождавшиеся проведением ряда научных исследований, посвященных частным криминалистическим методикам расследования отдельных видов преступлений, связанных со взрывами (Л.В. Бертовский, В.А. Морозков, Д.В. Тишин и др.).

Исследование материальной обстановки места происшествия по рассматриваемой категории преступлений связано с преодолением ряда осложняющих обстоятельств, обусловленных прежде всего характером и механизмом следообразования при взрыве. В целом успех осмотра места происшествия (ОМП) во многом зависит и от того, насколько четко следователь представляет себе его задачи и обстоятельства, подлежащие установлению по делу, а также от наличия у него определенных навыков и знаний в области взрывного дела.

Специфика ОМП по делам данной категории диктует необходимость незамедлительного выезда на место взрыва следователя, обязательно с соответствующими специалистами. Качество ОМП во многом зависит и от качественного проведения следователем организационно-подготовительных мероприятий, характер которых обусловливается тем, на какой стадии подготовки они проводятся: до выезда или непосредственно по прибытии на место происшествия.

Общие следовые картины (ОСК) взрывов разной мощности, которые становятся объектами криминалистических исследований на первоначальном этапе расследования, могут быть использованы, по мнению И.Д. Моторного, на начальных этапах осмотра места происшествия «для принятия основных тактических решений по организации и производству следственного действия» [5, с. 73].

Таким образом, зная видовую характеристику явления, в каждом случае можно оценить и возможное содержание предстоящих работ на месте происшествия, среди которых можно выделить:

  • -    ОСК взрыва очень большой мощности (при взрыве складов с боеприпасами, складов с ВВ, железнодорожных вагонов, перевозящих ВВ, боеприпасов, ВУ с зарядами массой более 100 кг в тротиловом эквиваленте);

  • -    ОСК взрыва большой мощности (при взрыве ВУ с зарядами массой от 10 до 100 кг в тротиловом эквиваленте);

  • -    ОСК взрыва средней мощности (при взрыве устройств, содержащих заряд массой от 1 до 10 кг тротила);

  • -    ОСК взрыва малой мощности (при взрыве устройств, содержащих заряд массой от 50 г до 1 кг );

  • -    ОСК взрыва незначительной силы («миниатюрные» взрывотехнические изделия и самодельные ВУ, в которых заряд имеет массу менее 50 г ).

Практика показывает, что эффективность экспертных взрывотехнических исследований во многом зависит от полноты и качества направляемых на экспертизу материалов, связанных с ОМП.

С этой точки зрения указанное следственное действие может рассматриваться как один из важных моментов подготовки к предстоящей судебной взрывотехнической экспертизе (ВТЭ). Предпосылки для ее успеха, а значит, и перспективы расследования в целом определяются не только проведением данного осмотра в полном соответствии с УПК РФ на прочной тактической и технико-криминалистической базе, но и правильной фиксацией хода и результатов осмотра, надлежащим документальным оформлением проделанной на месте происшествия работы [6-9].

Например, в 2006 г., по данным МВД России, экспертами-взрывотехниками ЭКЦ субъектов страны из всех выполненных ВТЭ по фактам взрывов не была установлена конструкция взорванного ВУ в 3,6 % экспертиз (4,9% в 2005 г.), ВВ не определе- но в 7,1% экспертиз (4,9% в 2005 г.), природа взрыва не определена в 0,75% экспертиз (0,60% в 2005 г.) [10, с. 113]. Подавляющее большинство отрицательных и вероятных выводов в заключениях экспертов напрямую связаны с некачественно проведенным осмотром места взрыва. В протоколах ОМП зачастую не указываются данные, позволяющие эксперту оценить массу взрывного заряда: размеры воронки, проломов и отколов в стенах, вид грунта, толщина и материал перебитых элементов конструкций, радиус разрушения остекления и т.д. К сожалению, указанные недостатки не изжиты и по сей день.

По данным ЭКЦ МВД РФ, в 2010-11 гг. доля специалистов в отечественных экспертных взрывотехнических подразделениях, имеющих базовое высшее образование в области конструирования боеприпасов или технологии ВВ, составляло около 17-20%. По некоторым данным, при анкетировании экспертов-взрывотехников ЭКЦ МВД, ГУВД и УВД Урало-Сибирского региона страны, около 40% сотрудников имеют воинскую специальность «командир саперного подразделения» или иное военное образование, около 20% окончили химический или физический факультет университета, в том числе и педагогического, менее 15% имеют высшее юридическое образование.

Это позволяет предположить, что в настоящее время эксперты-взрывотехники не все в равной степени владеют комплексом методов исследования ВВ и ВУ и их продуктов после взрыва и методами исследования физических параметров взрыва в зависимости от общей следовой картины взрыва [11, с. 113].

Хотя в судебно-следственной и экспертной практике судебная ВТЭ проводится свыше сорока лет, лишь в настоящее время она проходит свое становление. Основные методы и методики исследований постоянно совершенствуются, в то же время остается много нерешенных и дискуссионных вопросов, связанных с их назначением и производством.

Так, в настоящее время говорить об успешной реализации результатов судебной ВТЭ для всего хода расследования приходится лишь в отношении тех материалов, которые успешно и качественно собраны в ходе ОМП. Поэтому велико значение повышения качества и культуры ОМП, связанных со сбором криминалистически значимой информации, используемой для расследования дел о криминальных взрывах.

В целях обнаружения, фиксации и изъятия всего комплекса вещественных доказательств для участия в осмотре места взрыва следует привлекать сотрудников экспертных и иных учреждений, специализирующихся в самых различных областях знаний. Так, специалиста-криминалиста необходимо привлечь к ОМП для работы с «традиционными» следами рук, обуви, транспортных средств и т.д. При наличии пострадавших необходимо участие в осмотре судебно-медицинского эксперта. Если в результате взрыва произошло возгорание каких-либо объектов (а таких ситуаций большинство), то в качестве специалиста к участию в осмотре следует пригласить сотрудника МЧС РФ, а еще лучше сотрудника испытательно-пожарной (или подобной) лаборатории либо эксперта в области пожарнотехнической экспертизы. При необходимости приглашаются специалисты, знающие специфику работы и назначение объекта, где произошел взрыв (инженеры по эксплуатации оборудования, газовому хозяйству, электрики, специалисты по процессам горения, технологи, строители, проектировщики зданий, металловеды и т. п.). Естественно, что в качестве «основных» здесь выступают специалисты по взрывному делу: эксперты взрывотехнических лабораторий ЭКЦ МВД России и ГУВД-УВД регионов Российской Федерации, взрывотехнические инженерно-технические подразделения Росгвардии, саперные военно-инженерные части, иногда преподаватели военных кафедр и кафедр взрывотехники (взрывобезопасности) ВУЗов, предприятия и учреждения Госгортехнадзора РФ и Ко- митета России по оборонным отраслям промышленности, занимающиеся изготовлением и разработкой взрывчатых материалов, боевых припасов и др.

Всю работу по изъятию, упаковке и транспортировке следов взрыва производит специалист-взрывотехник, а по обезвреживанию - сапер. Осмотр, описание, фотосъемка подобного рода изделий после их обезвреживания производится в общем процессуальном порядке, но обязательно с участием такого специалиста. Вполне целесообразно, если ОМП и ВТЭ проводит один эксперт-взрывотехник.

Практика показывает, что на место взрыва первыми прибывают подразделения МЧС, пожарных, аварийных служб газо-, водо- и электросетей и др. В результате осуществления возложенных на них обязанностей большинство вещественных доказательств на месте происшествия безвозвратно утрачивается. Формирование же следственно-оперативной группа (СОГ) и начало ее работы по осмотру места взрыва начинается зачастую уже после проведения части мероприятий по тушению пожаров, разборки завала, перемещению разрушенных конструкций. Сотрудники упомянутых служб не имеют не только криминалистической подготовки, но и не несут ответственности за качество осмотра, так как выполняют другие задачи. Однако представляется полезным практика использования ими специальных знаний при фиксации обстановки места происшествия (фото-, кино-и видеосъемка). Кроме того, на наш взгляд, целесообразно обучить отдельных сотрудников приемам сбора доказательств.

Несколько слов о специализированных СОГ по расследованию криминальных взрывов. На наш взгляд, это основная форма организации раскрытия и расследования преступлений данной категории, которая способна эффективно обеспечить взаимодействие сотрудников различных служб при осуществлении указанной деятельности.

О подготовке кадров. Наиболее эффективным следует считать обучение основам применения специальных знаний при расследовании подобных преступлений, организованное по «бригадному» методу, когда одновременно на занятиях присутствуют эксперты-криминалисты, следователи, сотрудники МЧС, оперативных служб, руководители патрульно-постовых служб полиции и другие лица, входящие в состав специализированных СОГ.

Дискуссионным представляется также вопрос, какое специальное образование должен иметь эксперт-взрывотехник. В период становления и расширения сети взрывотехнических лабораторий наблюдалась тенденция приема на работу специалистов, имеющих высшее техническое образование (особенно бывших военнослужащих сапёрных и специальных подразделений Минобороны России, имеющих большой опыт поиска и обезвреживания взрывных устройств). Несмотря на отсутствие у них юридического образования, следует признать, что они довольно успешно уже в процессе экспертной работы осваивали методики проведения судебных ВТЭ.

Наиболее качественную подготовку в этой сфере на сегодняшний день получают выпускники специализированных факультетов высших учебных заведений МВД России, таких как Волгоградской академии и ныне уже не существующего Саратовского юридического института МВД России. Будет не лишне сказать, что в 2007 г. было принято решение об открытии в 2009-10 гг. соответствующей экспертной специальности и в Уральском регионе, в частности на базе ФГОУ ВПО «Челябинский юридический институт МВД России». Однако и это учреждение было закрыто в 2011 году [12, с. 128-129].

Также в очередной раз следует констатировать, что отечественные экспертные учреждения не везде обеспечены соответствующими специалистами, но основное -они не всегда располагают необходимой технической базой. Не последнее место здесь занимают исследования и разработки в области применения новых научных и компьютерных технологий в следственной (экспертной) практике по делам о взрывах, таких как методик исследования ВВ и взрывчатых материалов методом жидкостной хроматографии и капиллярного электрофореза, формирования в криминалистических лабораториях элементов автоматизированного рабочего места эксперта-взрывотехника, пересмотр штатной численности экспертных подразделений и др.

Не умаляя значимости судебной ВТЭ для расследования преступлений, связанных со взрывами, следует отметить важное значение иных судебных экспертиз . Несмотря на особый характер преступного события, особенности механизма следообразования при взрыве, необходимо уделять должное внимание собиранию «традиционных» следов преступления (следы рук, обуви, транспортных средств, следы производственных механизмов и инструментов, следы биологического происхождения), которые независимо от вида преступления помогали и помогают в его раскрытии (установлении личности преступника, диагностировании его отдельных качеств, свойств, установлении и идентификации орудий преступления, иных предметов, имеющих отношение к преступному событию).

Большое значение также следует уделять и назначению судебно-медицинской экспертизы по осколкам и фрагментам, изъятым из тел пострадавших, а также для определения причины их смерти. Судебнопсихиатрическая экспертиза назначается при наличии сомнений в психическом здоровье подозреваемого (обвиняемого).

Кроме вышеперечисленных исследований возможны и другие судебные экспертизы, в зависимости от обстоятельств конкретного уголовного дела.

На основании изложенного следует прийти к следующим выводам:

  • 1.    Криминалистическая взрывотехника как область прикладного знания на протяжении последних сорока лет является теоретической и практической основой деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений, связанных со взрывами, начиная от создания специальных методик до обоснования и развития частных методик.

  • 2.    Наиболее значимую информативную ценность следует уделять осмотру места происшествия в части изучения общих следовых картин взрывов разной мощности с целью собирания вещественных доказательств и направления их на экспертизу.

  • 3.    Успешное (наиболее полное и качественное) проведение взрывотехнической экспертизы напрямую зависит не только от научно-технических средств и методов, но и подготовки экспертов, их образовательного профессионального уровня в различных областях знаний.

  • 4.    Наиболее целесообразно, на наш взгляд, следует продолжать работу по совершенствованию организации специализированных следственно-оперативных групп, особенно на первоначальном этапе расследования указанных преступлений, с привлечением сотрудников различных служб и учреждений.

Список литературы Проблемные вопросы осмотра места взрыва и его значение для подготовки судебных экспертиз

  • Агинский В.Н. Высокочувствительный метод обнаружения непродетонировавших остатков взрывчатых веществ / В.Н. Агинский, Г.И. Сорокина, С.И. Тетерев // Экспертная практика. 1981. №18. С. 97-101.
  • Определение массы заряда взрывчатого вещества без оболочки по конечным прогибам обшивки фюзеляжа воздушного судна / Н.М. Граненков, В.И. Козыренко, А.П. Кузьмищев и др. // Экспертная практика. 1980. №16.
  • Предварительная расчетная оценка параметров взорванного взрывчатого вещества по данным осмотра места происшествия: Метод. рекомендации / Ю.М. Дильдин, А.И. Колмаков, А.Ю. Семенов и др. М.: ВНИИ МВД СССР, 1986. 22 с.
  • Смолий Н.И. Радиус разрушения остекления зданий при взрывах малых наружных зарядов / Н.И. Смолий, Я.И. Цейтлин, М.И. Ганопольский // Горный журнал. 1975. №1. С. 56-59.
  • Моторный И.Д. Теоретико-прикладные основы применения средств и методов криминалистической взрывотехники в борьбе с терроризмом: Монография. М.: Издатель И.И. Шумилова, 1999. 199 с.
Статья научная