Проблемные вопросы при осуществлении государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения
Автор: Радчишина В.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8-1 (83), 2023 года.
Бесплатный доступ
Целью настоящей статьи является определение проблем правового регулирования государственного контроля (надзора) в области БДД. Предоставляется определение указанного вида надзора. Приводится статистика ДТП, совершенных на территории России в последние годы. Также анализируются проблемы государственного контроля (надзора) в области БДД, связанные в возможной коррупционной составляющей, а также с неполным охватом подконтрольных (поднадзорных) субъектов в области БДД.
Государственный контроль (надзор) в области бдд, безопасность дорожного движения, проблемы обеспечения бдд, самозанятые, коррупция
Короткий адрес: https://sciup.org/170200298
IDR: 170200298 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-8-1-72-75
Текст научной статьи Проблемные вопросы при осуществлении государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения
Организация БДД – это важнейшая составляющая обеспечения национальной безопасности. Важным правовым механизмом, позволяющим повысить качество БДД, является реализации государственного контроля (надзора) в соответствующей области.
Государственный контроль (надзор) в области БДД включает в свое содержание федеральный государственный контроль (надзор) в области БДД, а также надзор за исполнением субъектами дорожного движения (водители, пешеходы и т.д.) требований законодательства в сфере БДД [1, с. 21]. Однако в настоящее время в сфере реализации указанного вида контроля (надзора) в области БДД присутствуют некоторые проблемные вопросы, вызванные несовершенным правовым регулированием такового. О наличиях проблем при реализации государственного контроля (надзора) в области БДД косвенно можно свидетельствовать официальная статистика ДТП, совершенных на территории Российской Федерации.
Так, на протяжении 2020 г. было зарегистрировано 145 073 ДТП, в которых погибли или пострадали люди, что на 11,7% меньше, чем в 2019 г. В 2020 г. в ДТП погибли 16 152 человека, в итоге чего показатель в сравнении с прошлым отчетным периодом упал на 4,9%; ранения в ДТП получили 183 040 человек, что на 13,2% меньше, чем в прошлом году [2, с. 4]. В 2021 г. также наблюдалось снижение числа ДТП, совершение которых привело к гибели или ранению людей. Число таких ДТП на территории России составило 133 331, что на 3,1% меньше, чем годом ранее. В результате ДТП в 2020 г. погибло 14 874 человека, что будет на 5,8% меньше, чем в 2020 г. Ранения получили 167 856 человек, что на 4,2% меньше, чем в прошлом отчетном периоде [3, с. 3].
Актуальность изучения проблемных вопросов при осуществлении государственного контроля (надзора) надзора в области БДД можно обосновать тем, что их наличие может послужить причиной увеличения числа ДТП, в ходе которых может быть нанесен существенный материальный ущерб, а также которые приводят к человеческим жертвам.
В качестве первой проблемы укажем на отсутствие правовых механизмов, достаточных для реализации государственного контроля (надзора) в области БДД. В том числе, подобная проблема будет присуща для указанного вида контроля (надзора), исходящего от сотрудников ГИБДД. Согласимся с Д.В. Кузнецовым, который подчеркнул, что коррупция, присутствующая в деятельности ГИБДД – это проблема системного характера [4, с. 433]. Соответственно, данная проблема нуждается в оперативном решении.
Для подтверждения наличия проблемы возможной коррупционной составляющей при реализации государственного контроля (надзора) в области БДД приведем пример из правоприменительной практики.
Лямбирским районным судом в 2019 г. было рассмотрено уголовное дело, возбужденное в отношении Асаинова Р.И., Салихова Н.А. по ст. 291.1 УК РФ.
В ходе рассмотрения уголовного дела было установлено, что у Салихова Н.А. возник умысел на дачу взятки Манугто-ву Р.Н., исполняющему обязанности ОГИБДД ММО МВД России «Ичалков-ский», в сферу полномочий которого входили функции по контролю (надзору) в области БДД. Посредником при даче взятки выступал Асинов Р.И., который имел личное знакомство с Мангутовым Р.И. [5].
Приведенный случай из практики свидетельствует о том, что личное знакомство подконтрольного (поднадзорного) субъекта с сотрудником, исполняющим обязанности по исследуемому типу контроля (надзора), формирует среду, благоприятную для демонстрации коррупционного поведения как субъектом контроля (надзора), так и поднадзорным (подконтрольным) субъектом.
При государственном контроле (надзоре) может быть задействован риск-ориентированный подход, подразумевающий определенную периодичность проверок инспектором. Следовательно, существует возможность того, что одно и то же должностное лицо, реализующее функции контроля (надзора) в области БДД, может осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в отношении одних и тех же контрольных (поднадзорных) объектов. В случае многократной периодичности проверок возникает угроза установления доверительных отношений между лицом, осуществляющим контроль (надзор)и субъектом, подвергающимся контролю (надзора).
Взяточничество в области, связанной с транспортными отношениями, становится причиной парализации законной деятельности [6, с. 587]. Причем коррупция – это явление, характеризующееся высокой ла- тентностью, т.е. подобные деяния в общем своем объеме крайне редко поддаются выявлению [7, с. 175].
Учитывая факт того, что контроль (надзор) в области БДД ориентирован на своевременное выявление нарушений законодательства в области БДД, коррупция может иметь крайне негативные следствия в виде еще более тяжких правонарушений, в том числе сопровождающиеся человеческими жертвами. В связи с этим повышение качества коррупционной защищенности при государственном контроле (надзоре) в области БДД – это перспективное направление развития законодательства.
Для решения обозначенной проблемы можно рекомендовать внести изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8]. В частности, речь идет о внесении дополнительного пункта в ст. 8.1 обозначенного Федерального закона. Предполагаемая формулировка может иметь следующий вид: «Отдельное должностное лицо должно осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) в отношении одних и тех подконтрольных (поднадзорных субъектов) при использовании риск-ориентирован-ного подхода с периодичностью, установленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Периодичность проверок отдельного должностного лица определяется Правительством субъекта Российской Федерации в зависимости от численности штата органа государственного контроля (надзора), а также иных факторов, присущих для конкретного субъекта РФ».
Предложенный правовой механизм позволит предотвратить установление доверительных отношений между субъектом государственного контроля (надзора) в области БДД и подконтрольным (поднадзорным) субъектом, что снизит спектр возможностей выработки коррупционного поведения сотрудников, а также представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В качестве следующей проблемы укажем на то, что анализируемая разновидность контроля (надзора) не охватывает весь объем потенциальных подконтрольных (поднадзорных) субъектов.
Анализ законодательства в области БДД показывает, что государственный контроль (надзор) распространяет свое действие на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (водителей, пешеходов) и т.д. Однако игнорируется такая категория, как самозанятые, что сфера деятельности также подразумевает соблюдение правил БДД.
На данную проблему уже обращал внимание И.А. Былинин, который пишет о том, что органы власти в ходе реализации исследуемого контроля (надзора) не имеют специальных полномочий в связи с необходимостью проведения контрольнонадзорных мероприятий в отношении самозанятых граждан, деятельность, которая имеет непосредственное отношение к эксплуатации транспортных средств [9, с. 26].
Решение указанной проблемы может заключаться в изменении отдельных формулировок в Постановлении Правительства РФ от «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области БДД …» [10].
Предполагается, что после упоминания понятия «индивидуальный предприниматель» необходимо добавить понятие «самозанятый» в следующих пунктах указанного Положения:
-
1. П. 10 главы 1.
-
2. П. 21 главы 3.
-
3. П. 28 главы 3.
-
4. П. 20 главы 4.
-
5. П. 33 главы 4.
-
6. П. 40 Главы 4.
-
7. П. 45 главы 4.
-
8. П. 3 Приложения N 2
-
9. П. 5 Приложения N 2 [30.06.2021
N 1101].
Предложенная мера будет способствовать наиболее полному охвату подконтрольных (поднадзорных) субъектов в области БДД, что позволит предотвратить ДТП с участием самозанятых граждан, совершение которых произошло в силу несоблюдения требований закона в области БДД. Государственный контроль (надзора) в области БДД, распространяемый на самозанятых граждан, – это эффективный правовой механизм, позволяющий своевременно выявить правонарушения данной категории граждан в области БДД.
В заключение можно сделать вывод о том, что решение проблем государственного контроля (надзора) в области БДД требует системного и последовательного изменения законодательства в соответствующей сфере. При этом необходимо акцентировать внимание на различных аспектах анализируемого вида контроля (надзора) в области БДД, в том числе на возможной коррупционной составляющей. Также надлежит урегулировать вопрос, связанный с игнорированием самозанятых как подконтрольных (поднадзорных) субъектов в области БДД, поскольку данная категория в качестве основной свой сферу деятельности может выбрать практику, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Список литературы Проблемные вопросы при осуществлении государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения
- Верзилин С.В. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Современная наука. - 2022. - №1. - С. 21-24. EDN: VAJSYS
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. - Москва: ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021. - 79 с. EDN: NPYRMA
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2022. - 126 с. EDN: DRCNJB
- Кузнецов Д.В., Айгозина А.М. Способы технического контроля коррупционных проявлений в деятельности сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2021. - №3 (45). EDN: JOWWAH
- Приговор № 1-26/2019 от 22 июля 2019 г. по делу № 1-26/2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //sudact.ru/regular/doc/yMkD5QsVtcHA/ (дата обращения 03.08.2023).
- Чиглинцева А.А. Особенности расследования взяточничества, совершенного сотрудниками ГИБДД // E-SCIO. - 2022. - № 12 (75). - С. 587-598. EDN: ODTJFZ
- Щугина Г.А. Некоторые криминологические аспекты коррупции // Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2021. - С. 169-177.
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
- Былинин И.А. К вопросу совершенствования контрольно-надзорной деятельности ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2021. - № 1 (4). - С. 74-79. EDN: XDIMFZ
- Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1101 // Собрание законодательства РФ. - 12.07.2021. - N 28 (часть II). - ст. 5531.