Проблемы адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы

Автор: Аверкович Полина Борисовна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 2 т.7, 2021 года.

Бесплатный доступ

Необходимость написания данной статьи обусловлена существующими проблемами адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы и отсутствие эффективных механизмов в решении данных вопросов, поскольку отсутствие решения данных вопросов негативно влияет на реализацию уголовно-исполнительной политики России. Кроме того, в статье также отражено влияние субкультуры на процесс адаптации к порядку и условиям в местах лишения свободы для женщин и ее последствиям, акцентируется внимание на необходимости индивидуализированного подхода в работе с осужденными женщинами.

Адаптация, осужденные женщины, лишение свободы, условия отбывания наказания

Короткий адрес: https://sciup.org/14120448

IDR: 14120448   |   DOI: 10.33619/2414-2948/63/34

Текст научной статьи Проблемы адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 34.023                                         

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2025 года в качестве средства повышения эффективности функционирования пенитенциарной системы предусматривается совершенствование механизма ресоциализации, а также методов психологического и педагогического воздействия на осужденных [10]. Сложно не согласиться с данными положениями приведенной Концепции, поскольку проблемы адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы, являются наболевшим и наиболее остро стоящим звеном в российской пенитенциарной системе, а потому освещаемая тема представляется весьма актуальной.

Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что лица женского пола в местах лишения свободы в силу своего социального положения являются уязвимой группой, и проблемы адаптации к порядку и условиям отбывания наказания данной категории в исправительных колониях имеют свою специфику.

Так, женщина по своей природе является более эмоциональной. И, попадая в места лишения свободы, особенно впервые, испытывает психоэмоциональный стресс, более подвергается отрицательным влияниям, часто сохраняются у данной категории и антиобщественные привычки и убеждения. К сожалению, все эти особенности не нашли своего отклика в российском законодательстве.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ указывает на то, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Но можем ли мы говорить, что вся та воспитательная работа, которая проводится сегодня с осужденными, решает проблемы адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы. К сожалению, их нерешенность во многом обусловлена игнорированием со стороны государственных органов этих проблем. Сегодня в системе ФСИН России отмечают на нехватку психологов, которые могли бы оказывать клиническую помощь осужденным. А женщинам в силу их психоэмоциональности это очень необходимо, особенно в неволе. Опросы осужденных женщин к наказанию в виде лишения свободы показывают, что испытывают стресс, связанный с привыканием к режиму отбывания наказания, в который они попадают, сложности в общении с контингентом других осужденных женщин. Все это указывает на необходимость обеспечения осужденных клинической психологической помощью, что плодотворно скажется на процессе адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы. Ряд осужденных, как правило, впервые попавшие в места заключения, указывают на отсутствие юридической консультативной помощи в написании различных обращений: писем, жалоб, ходатайств в местах лишения свободы.

Опросы сотрудников учреждений ФСИН России также показывают, что наибольшие проблемы к адаптации порядка и условиям отбывания наказания отмечаются у впервые попавших в места лишения свободы, женщин. Не зная всех особенностей режима отбывания наказания, они, как правило, совершают нарушения порядка и условий отбывания наказания, что приводит к получению взысканий и соответствующим лишениям в виде запрета на получение посылки, свиданий, передач. Все это не приводит в конечном итоге к исправлению, а напротив, вселяет в человеке озлобление к системе и неверие в то, что можно все исправить.

Нельзя не отметить и национальный признак в процессе адаптации в местах лишения свободы женщин. В целом иностранок, лиц не русской национальности, принадлежащих к другой конфессиональной группе стремятся размещать в отдельности от россиянок. Однако возникает и ряд сложностей, связанных с лимитом наполнения в камерах, что также отмечено и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы, когда иностранцы помещаются в одну камеру к русским, что также затрудняет процесс адаптации. Сегодня в условиях и следственных изоляторов и исправительных колоний стремятся размещать преступниц с учетом совершенного ими преступления. Что само по себе является отрадным и в целом благоприятно сказывается на процессе адаптации, вместе с тем, как отмечают опросы осужденных женщин и сотрудников этих учреждений, бывает так, что те же цыгане и тюрки являются сокамерницами русских, что связано с загруженностью, прежде всего, этих учреждений, создает определенные сложности в общении и в бытовом плане среди осужденных женщин.

  • Н.    В. Сарычева в своей работе: «Проблемы ресоциализации и адаптации женщин, осужденных к лишению свободы» отмечает, что в этом направлении важна также работа

социального педагога, который в первую очередь должен стремиться к объективной оценке индивидуальных особенностей женщины-преступницы. Наравне с психологом, а в необходимых случаях с клиническим психологом он должен использовать для этого наблюдение не только за осужденными, но и за социальным окружением женщин, осужденных к лишению свободы [6, с. 350–351].

Именно коррекционная работа с лицами, отбывающими наказание, по мнению Огневой В. В. и Огневой Е. А., поиск и применение новых форм и методов воздействия на их исправление, являются наиболее эффективными средствами предупреждения совершения повторных преступлений, чем обычный надзор после освобождения из учреждений пенитенциарной системы как для женщин, так и мужчин. Приоритетная роль здесь отводится воспитанию, так как одной из главных целей государства является вытеснение юридического невежества, инфантилизма, правового нигилизма определенным уровнем правовой культуры и правосознания, что будет способствовать соблюдению прав и свобод лиц, содержащихся в местах принудительного содержания ФСИН России [4, с. 4–6].

В период адаптации осужденные накапливают информацию о специфике формальной и неформальной жизни в колонии, усваивают новые социально значимые элементы, касающиеся еды, одежды, работы, сна, использования специального средства общения. Специфические криминальные представления, традиции и общий уклад жизни обусловливают строгое соблюдение правил поведения, предусмотренных нормами жизнедеятельности в изоляции.

Результаты исследования показали, что в период адаптации осужденным к лишению свободы женщинам свойственны специфичные по виду и уровню переживания, они иначе выстраивают свои отношения с окружающими. Женщине в адаптационный период в большей мере, чем мужчине присуще тоска, раздражительность, гнев и одновременно способность к существованию в исправительной колонии. Это объясняется криминальной активностью в прошлом или наличием родственников ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

Исследования в гендерном аспекте свидетельствуют, что профиль эмоциональных переживаний, обусловленных «тюремным стрессом» у женщин является более сложным, контрастным, чем у мужчин. Так, у женщин в первые 6 месяцев изоляции наблюдаются следующие состояния: одиночество, тревожность, страх, агрессия, подавленность, депрессия, потеря смысла жизни, безысходность. Некоторые из перечисленных состояний сопровождают женщину на протяжении всего срока изоляции. Несмотря на сложные, отрицательные психические состояния — 50 % женщин демонстрируют большее чувство вины, раскаялись в содеянном, проявляют уверенность в себе, оптимистически настроены, живут с надеждой на лучшее будущее. Особенно это касается женщин, имеющих детей, а данная категория составляет 66,7%. В субкультурном опыте осужденных женщин наблюдается и специфика в проявлении доверия к администрации исправительной колонии, окружающим их в отряде осужденных. Так, например, результаты анкетирования показали, что 53,9% женщин считают, что отношение между администрацией учреждения и осужденными являются хорошими, доверительными.

Для того чтобы занять более высокое положение в исправительной колонии некоторые женщины приписывают себе определенные «заслуги» (судимости и преступления, которые не совершали и т. п.). В изоляции попадая в совершенно другую социокультурную, специфическую среду, женщина, учитывая как требования сотрудников пенитенциарного учреждения, так и мнения лидеров среди осужденных определяет свою линию поведения.

Придерживаясь асоциальной субкультуры в учреждении, у осужденной меняется субъективное восприятие мер исправительного воздействия. В зависимости от выбора поведения, она может менять свой положительный потенциал на совершенно противоположный. Например, это выражается в нарушении установленных режимом правил внутреннего распорядка осужденных в исправительной колонии, и наоборот, в содействии администрации в поддержании порядка и условий отбывания наказания. Дисциплинарная практика в женских учреждениях показывает, что причинами нарушений являются: определенный дискомфорт, связанный с невозможность уединения [1, с. 255], усугубляемый проведением досмотров и обысков. Однако возможность побыть одной действительно становится насущной необходимостью, без реализации которой дальнейшее соблюдение требований режима не представляется возможным. В биологическом отношении это может выражаться в наступлении стадии истощения в ходе адаптации к окружающим условиям, в требовании отдыха, расслабления с целью накопления сил для последующей деятельности. В психологической сфере это выражается в необходимости рефлексии, пересмотра своих взглядов, изменения отношения к тем или иным явлениям [2, с. 139].

Результаты, проведенного опроса в женских исправительных колониях показали, что в период отбывания наказания не снятые и непогашенные взыскания имеют — 13,2% осужденных женщин, а не имеют 86,8% соответственно. В период отбывания наказания признавались злостными нарушителями дисциплины 8,2%, и не признавались 91,8% осужденных женщин. В период отбывания наказания мера дисциплинарного взыскания — штрафной изолятор, к осужденным женщинам применялась — один раз 4,9%, два и более раза — 3,4%, и не применялось — и 91,7% женщин. Причинами наложения взыскания по ответам осужденных женщин являются: нарушение формы одежды, конфликт с осужденными, не подчинение начальнику отряда [3, с. 184]. Нарушение дисциплины в женских исправительных колониях является следствием неприятия окружающих, их психологического давления или вызвано желанием властвовать над остальными осужденными. Последняя тенденция наблюдается у осужденных женщин молодого возраста, осужденных за совершение тяжких преступлений, имеющих антисоциальные взгляды, а также лиц, чья криминальная «романтика» началась еще в подростковом возрасте.

Анализ выявленных особенностей распространения криминальной субкультуры среди женщин показывает, что на большинство из них отрицательное воздействие было оказано еще на свободе (во время учебы в школе, колледже, общения с родственниками), в исправительную колонию они поступили уже достаточно криминализированные, проявляющие интерес к «уголовной романтике», а иногда имеющие сформированный устойчивый криминальный замысел. Так, по данным анализа личных дел женщин и результатам анкетирования, у 7,3% осужденных близкие родственники имеют судимость или в настоящее время отбывают наказание [2, с. 5–8].

А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак в своей работе указывают, что режим колонии порождает в женщине разрушительные процессы. Хождение строем, уродливая одежда, железный грохот, действия по команде, постное питание — это все исключает наличие эмоциональной жизни, которая необходима женщине. Также отсутствует определенное личное пространство, которым обычная женщина очень дорожит. Находясь в таких условиях, многие начинают курить, употреблять наркотики, что мешает ресоциализации и дестабилизирует процесс исправления. Атрофируется воля, инициатива, нарастает неуправляемость, злобность. Возникают проблемы с поддержанием социально-полезных связей, конфликты с родственниками, что влияет на возникновение страха перед освобождением и отсутствие конкретных целей [8, с. 385].

Профессор В. А. Уткин отмечает, что обсуждение этих проблем адаптации в силу их остроты и важности все же должно выйти за ведомственные рамки, став предметом более широкой общественной дискуссии, поскольку игнорирование этих проблем, мягко говоря, спровоцировано неоднозначной кадровой политикой прежнего руководства ФСИН России [7, с. 9].

Однако как мне думается, что это не тот камень преткновения, на котором нужно делать акцент, все-таки здесь необходимо отметить, что в процессе адаптации женщин, осужденных к лишению свободы, основной акцент должен быть сделан именно на воспитательную работу с осужденными. Статья 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ четко говорит о том, что такая работа направлена на исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. И здесь необходимо акцентировать внимание на индивидуализации процесса воспитания в отношении женщин, поскольку только индивидуальный подход к осужденному способен привнести свои положительные плоды в процессе воспитательной работы, позволит сделать менее болезненным процесс адаптации в местах лишения свободы.

Таким образом, как справедливо отмечают М. П. Чернышкова, М. Г. Дебольский, эффективность исправительного воздействия в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы может быть достигнута при условии активного включения осужденных в медико-профилактические, воспитательно-ресоциализационные и социальнореабилитационные программы, с учетом особенностей личности осужденных женщин и психодинамики их активности на разных этапах отбывания наказания. Результаты исправительного воздействия в отношении осужденных женщин зависят от усилий сотрудников исправительной колонии, привлечения институтов гражданского общества и использования системы общественных воздействий [9, с. 46].

Список литературы Проблемы адаптации к порядку и условиям отбывания наказания женщин, осужденных к лишению свободы

  • Глоточкин А. Д., Деев В. Г., Папкин А. И. Исправительно-трудовая психология. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 356 с.
  • Лагунов Е. В. Влияние "изоляции от общества" на личность осужденного // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 6. С. 134-146.
  • Минстер М. В. Субкультура женщин, осужденных к лишению свободы, и ее влияние на исправительное воздействие // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12. №4. С. 433-442.
  • Минстер М. В. Эффективность применения мер дисциплинарного взыскания в отношении женщин, осужденных к лишению свободы // Вестник НГУЭУ. 2009. №2. C. 179-186.
  • Огнева В. В., Огнева Е. А. Правовая культура как фактор эффективной защиты прав граждан в современной России // Образование и общество. 2011. №1. С. 4-6.
  • Сарычева Н. В. Проблемы ресоциализации и адаптации женщин, осужденных к лишению свободы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. №3. С. 350-351.
  • Уткин В. А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: история, современное состояние, проблемы и пути их решения. 2013. №3. С. 9.
  • Ушатиков А. И. Основы пенитенциарной психологии. Рязань: Акад. права и управления Минюста России, 2001. 536 с.
  • Чернышкова М. П., Дебольский М. Г. Криминальная субкультура в среде несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, и профилактика ее распространения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. С. 41-47.
  • Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. №2808-р О Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479292
Еще
Статья научная