Проблемы исследования неформального интервью в аспекте эмоционального содержания

Бесплатный доступ

В статье анализируются основные проблемы прагматического и когнитивного исследования эмоционального содержания в рамках неформального интервью. Выявляются причины проблемного положения эмоций в современных лингвистических исследованиях, посвященных спонтанному диалогическому общению, определяются перспективы дальнейшего изучения эмоционального содержания диалогических реплик с учетом разноуровневого способа выражения этого содержания, степени интенсивности его выражения и коммуникативных практик собеседников. Результаты исследования подтвердили верность одного из главных принципов эмотиологии, требующего единства рационального и эмоционального при рассмотрении семантического плана единиц языка и речи. Было установлено, что реализация указанного принципа в различных типах эмотивов имеет свои особенности, адекватное представление о которых напрямую связано с четким функционально-семантическим разделением «ролей» компонентов прагматической (экспрессивной) структуры слова.

Еще

Спонтанное диалогическое общение, неформальное интервью, эмоциональное содержание, явное и косвенное выражение эмоций, коммуникативные практики

Короткий адрес: https://sciup.org/14489902

IDR: 14489902

Текст научной статьи Проблемы исследования неформального интервью в аспекте эмоционального содержания

Эмоции представляют собой достаточно «проблемный» предмет исследования для изысканий лингвистического характера в силу двух основных причин. во-первых, в лингвистике доминирующее положение занимает анализ особенностей концептуализации объективного мира в сознании человека как сугубо разумного индивида, неподвластного влиянию со стороны эмоциональной сферы. в связи с этим акт коммуникации (в том числе, и на уровне неформального интервью) исследуется преимущественно как намеренный, рациональный механизм регулирования межличностных отношений. во-вторых, эмоции являются априорно психологическим феноменом, характеристикой внутреннего мира говорящего индивида, которая не всегда проявляется внешне, а поэтому с трудом поддается исследованию, в том числе в силу своей непредсказуемости и последовательности проявления.

в лингвистике наблюдается, как правило, раздельное исследование актов денотации и коннотации языкового знака, а сам диалогический процесс рассматривается как исключительно информационный обмен, осуществляемый посредством денотативного компонента языкового знака без должного учета эмоциональной составляющей [2]. Конверсационный анализ ориентируется прежде всего на изучение «коммуникативной поверх- ности» спонтанного общения, исключает вовлечение в сферу изучения внутренних психологических процессов, предопределяющих взаимосвязь намерений собеседников, ког-ниций, актуализующихся в их фоновых знаниях, и эмоций, испытываемых в данный момент. Как результат, эмоции не интегрируются в системные теоретические формулировки лингвистического характера.

на уровне неформального интервью эмоции представляют собой существенный интерес в силу действия следующих исследовательских перспектив.

во-первых, эмоции могут быть рассмотрены в контексте эмоционально-волевой личностной системы, как элементы личной внутренней сферы собеседников, оказывающие влияние на ход диалогического взаимодействия. исходя из данной перспективы, возможно установить речевое выражение взаимоотношений эмоций с другими элементами внутренней сферы говорящего и слушающего, такими, например, как когниции, мотивация вербальных/ невербальных действий, текущее отношение к партнеру по взаимодействию и объектам объективной действительности.

во-вторых, эмоции могут быть проанализированы как общественный феномен, проявляющийся в социально значимых ситуациях межличностного взаимодействия. исходя из этой перспективы, особую ценность приобре- тают функции и смысл проявления эмоциональной сферы собеседников в межличностном взаимодействии. Фокус научных изысканий в этом случае падает на то, как эмоции взаимно интерпретируются собеседниками, какие коммуникативные стратегии они задействуют в целях манифестации результатов своей интерпретации. в то же время эмоции рассматриваются как социально регулируемый феномен, подчеркивается их социальная конфигурация.

социальная база эмоциональности как характеристики собеседников выявляет свою исследовательскую значимость, если мы учитываем правила, регулирующие проявления эмоционального состояния, а именно то, как партнеры по взаимодействию манифестируют и интерпретируют эмоциональную составляющую в акте общения. актуализация эмоций в неформальном интервью получает разноуровневую реализацию и определяется следующими правилами:

  • 1)    тип и интенсивность социально допустимого проявления эмоции в данной ситуации диалогического общения;

  • 2)    зависимость типа эмоции и его языкового выражения от эмоционального состояния диалогического партнера;

  • 3)    социально предопределенные конвенции, регулирующие то, какое вербальное поведение рассматривается как проявление той или иной эмоции [6, p. 552—553].

думается, что представленная система правил не является универсальной и предполагает подвижность, поскольку определяется такими параметрами, как социальные роли участников неформального интервью, ситуация общения, гендерные особенности собеседников, культурная среда протекания диалогического взаимодействия.

само неформальное интервью понимается нами как сложная иерархия речевых/нерече-вых целей, преследуемых собеседниками для достижения определенных задач, актуальных на данный момент общения.

с функциональной перспективы каждая эмоция, проявляемая собеседниками, может быть описана как утверждение оценивающего характера. Эмоция, коммуницируемая в про- цессе неформального интервью, предстает эквивалентом реализации утверждения оценивающего характера, то есть оценки. с целью определения эмоциональной нагрузки в рамках диалога, неформальная коммуникация понимается нами как такая сфера межличностного взаимодействия, которая предполагает не только информативный обмен языковыми знаками.

реализуемые собеседниками оценки предстают имманентной частью обмена диалогическими репликами вне зависимости от глобальной темы общения. некоторая часть оценочного содержания речевых действий собеседников коммуницируется посредством эмоций [1; 3]. Указанное оценочное измерение высказывания, обладающее фундаментальной значимостью для диалогической формы общения, не всегда учитывается в современных лингвистических концепциях в пользу информативного измерения.

в аспекте диалогической реализации эмоций собеседники решают специфические коммуникативные задачи посредством не менее специфических коммуникативных практик [4, с. 26—28; 5, с. 90]. К коммуникативным задачам собеседников мы относим манифестацию эмоций и интерактивную интерпретацию эмоций. в процессе неформального интервью эмоции манифестируются и коммуницируют-ся собеседнику посредством разнообразных моделей речевого поведения и высказываний, предполагающих эмоциональное выражение и речевую тематизацию эмоций.

собеседники в целях коммуницирования эмоций задействуют коммуникативные стратегии, которые предполагают явное или косвенное выражение эмоционального содержания. если эмоции выражаются явно, то они предстают предметом рассмотрения диалогического взаимодействия. таким образом, мы выделяем коммуникативные практики, предполагающие явное выражение эмоций и коммуникативные практики тематизации эмоций при их неявном выражении.

взаимоотношения между различными эмоциями, испытываемыми собеседниками, и лингвистическими способами их выражения определяются нами с учетом следующего теоретического основания. в специфических ситуациях диалогического общения особое речевое поведение воспринимается и интерпретируется партнером по взаимодействию как выражение определенной эмоции, для которой характерна не менее определенная сте- пень интенсивности проявления.

таким образом, для успешного развития неформального интервью актуальными оказываются следующие положения:

  • •    эмоциональное содержание общения в разных ситуациях обладает разной степенью

интенсивности проявления;

  • •    собеседники не всегда интерпретируют эмоциональное содержание общения как знак реально испытываемых эмоций;

  • •    диапазон выражения эмоционального содержания общения подвержен конвенциональным нормам, принятым в данной социокультурной общности.

Статья научная