Проблемы определения природы науки криминалистики
Автор: Гарифуллин Ильгиз Ринатович
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность
Статья в выпуске: 4 (54), 2018 года.
Бесплатный доступ
В современной юридической литературе сложилось множество мнений в отношении определения природы науки криминалистика. Бесспорно, у всех авторов есть свои основания и аргументы, поэтому все эти мнения, имеют право на существование. Тем не менее, при определении природы науки криминалистика в качестве наиболее важных критериев представляется важным использовать такие критерии, как сущность и содержание предмета криминалистики как науки. При этом не менее важным является учет характерных особенностей криминалистики и ее роли в системе юридических наук, исходя из того, что криминалистика, безусловно, является юридической наукой.
Криминалистика, наука, предмет, объект криминалистики, расследование, раскрытие преступлений
Короткий адрес: https://sciup.org/142232848
IDR: 142232848
Текст научной статьи Проблемы определения природы науки криминалистики
Важность определения природы науки обусловлена необходимостью установления ее сущности и места в системе знаний. Природа криминалистики была объектом познания на протяжении всего своего существования. Вместе с тем, окончательное определение сущности криминалистики не произошло. Анализ дискуссий по данной проблеме позволяет классифицировать их суждения следующим образом – исходя из расположения объекта и предмета науки, содержания научных рекомендаций криминалистика является правовой наукой (А.Н. Васильев, А.И. Винберг, А.Г. Филиппов), исходя из аккумулирования в своем содержании переработанных и приспособленных данных естественных и технических наук в целях раскрытия и расследования преступлений была констатирована двойственная природа науки криминалистики (П.И. Тарасов-Родионов). Принимая во внимание, что криминалистика не изучает каких-либо правоотношений, соответственно, рассматривать ее возможно только лишь как условно-правовую науку или общественно-неправовую науку (О.В. Челышева) или неправовой-юридической наукой в связи с отсутствием своей системы норм права (С.В. Лаврухин). Учитывая, что аккумулируемые криминалистикой отдельные знания сливаются в единое целое, криминалистику следует признать наукой синтетической природы (Р.С. Белкин). Принимая во внимание основное предназначение криминалистики, заключаю-

щегося в непосредственном обслуживании правоприменительной практики, ее считают юридической наукой прикладного характера (Е.П. Ищенко) и т.д.
Не ставя под сомнение обоснованность ни один из вышеуказанных подходов к определению природы криминалистики, тем не менее, вынуждены констатировать, что практически все они даны по различным основаниям. Для определения природы криминалистики необходимо установитьее сущность посредством научной классификации. В этой связи, проведем анализ каждого из вышеперечисленных подходов.
По мнению П.И. Тарасова-Радионова криминалистика обладает двойственной природой, так, по его мнению, «…первым в криминалистике является направление о раскрытии и расследовании преступлений. В этом направлении криминалистика является правовой наукой, вооружающей следователя в его почетной и ответственной работе по борьбе с преступностью. Второе направление – о методах исследования отдельных вещественных доказательств, при чем эти исследования производятся на основе переработанных и приспособленных в этих целях данных естественных и технических наук. Это второе направление науки криминалистики носит технический, а не правовой характер» [1, с.10-11]. Аналогичной точки зрения придерживался А.А. Эйсман, называя криминалистику «пограничной наукой» [2, с. 29]. Полагаем, что определения пограничного критерия отношения криминалистики к правовым или техническим наукам необходимо вернуться к истокам данной классификации в основе которой лежит научное направление науки. Местоположение криминалистики при данной классификации затруднено лишь одним ее разделом – криминалистической техникой, в силу своей специфики включающих в себя научные положения естественных и технических наук. Однако, содержание отраслей криминалистической техники обусловлено в конечном итоге на возможность разрешения диагностических и идентификационных вопросов судебных экспертиз, тем самым предопределяя ее правовой характер. Другие разделы криминалистики, общие положения, криминалистические тактика и методика, безусловно, отнесены к общественным, юридическим наукам. Более того, криминалистика через призму одного из своих объектов – деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, безусловно, является юридической наукой.
При попытке анализа места криминалистики в классификации фундаментальных и прикладных наук можно согласиться с мнением Л.Я. Драпкина и В.Н. Карагодина, относящих науку криминалистику к юридическим наука прикладного характера [3, с. 7]. При этом необходимо отметить, что криминалистика не направлена на простое обслуживание правоприменительной практики, а ставит своей задачу и, порой успешно решает, разработку новых следственных действий, способов, средств для раскрытия и расследования преступлений. Безусловно, данное обстоятельство не выводит ее в ряд фундаментальных наук, но подчеркивает некоторую условность отнесения ее к прикладным наукам.
По мнению Р.С.Белкина криминалистика по своей природе является синтетической (множественной) наукой [4, с. 43]. Не вступая в глубокую полемику с автором, хотелось бы отметить, что любая наука не простая совокупность каких-то положений, а синтез знаний, являющихся порой предметом других наук. В данной связи мы полностью солидарны с мнением А.А. Эксархопуло, полагавшего, что «…синтетический характер криминалистических знаний не следует рассматривать как основание для изменения места криминалистики в системе наук – она должна оставаться в классификационном ряду наук юридического цикла. Место криминалистики в системе наук подтверждается и реальным существованием связей криминалистики, которые прослеживаются в ее взаимодействии с юридическими науками, и прежде всего уголовно-процессуальной наукой и наукой уголовного права» [5, с. 27-28].
По мнению С.В.Лаврухина «все юридические науки можно разделить на правовые и не правовые. Первые могут быть признаны лишь отраслевые юридические науки. Криминалистика относится к неправовым юридическим наукам, так как не имеет своей системы норм права, регламентирующих общественные отношения, возникающие в ее предметной сфере деятель- ности» [6, с. 50-51]. Анализируя позицию С.В.Лаврухина, упрекающего криминалистику в отсутствии своей совокупности регулируемых общественных отношений, можно констатировать, что юридическая наука криминалистика, безусловно, отличается в ряду других традиционных юридических наук вышеуказанными показателями,но данное обстоятельство выделяет лишь ее особенность, не исключая ее местонахождение в системе юридических наук.
Подводя итог анализу, приходим к выводу, что в классификации научных знаний по основанию научного направления, принимая во внимание нахождения предмета и объекта науки в правовой сфере, обусловленностью целью самой науки – совершенствование процесса раскрытия и расследования преступления, взаимообусловленности криминалистики с уголовным правом и уголовным процессом, криминалистика, безусловно, является юридической наукой.
Список литературы Проблемы определения природы науки криминалистики
- Тарасов-Радионов П.И. Советская криминалистика / Социалистическая законность. 1951. №7. С.10-11.
- Эйсман А.А. Криминалистика в системе юридических и естественных наук (в порядке обсуждения) / Сборник научных работ. Вильнюс: Гос. изд-во полит. и науч. лит., 1963, Вып. 1. С. 23-39.
- Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
- EDN: QXFUUP
- Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М.: НОРМА, 2001.
- Криминалистика: учебник / под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб.: Лань, 2001.
- EDN: UBVWEB
- Лаврухин С.В. Природа криминалистики и вопросы правоприменения / Криминалистика в системе правоприменения: материалы конф. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-28 октября 2008 г. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 50-51.