Проблемы правового регулирования цифровых валют
Автор: Агеева Ю.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-3 (62), 2021 года.
Бесплатный доступ
Актуальной задачей законодателей на современном этапе развития правовой системы является выработка нового взгляда на отношения, возникающие при обороте цифровых финансовых активов и цифровой валюты в Российской Федерации. Целью работы является анализ норм Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Исследование позволило выявить свойства цифровых валют, виды операций с данным финансовым инструментом, а также круг субъектов правовых отношений, возникающих в процессе обращения цифровых валют. В то же время названный акт имеет большое значение в системе права, поскольку он впервые законодательно урегулировал общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения цифровых валют.
Цифровые валюты, криптовалюты, законодательство, средство платежа, финансовый инструмент, виртуальные валюты
Короткий адрес: https://sciup.org/170192663
IDR: 170192663
Текст научной статьи Проблемы правового регулирования цифровых валют
На сегодняшний день, как в науке, так и в зарубежном законодательстве, электронные данные, принятые в качестве средства платежа, обозначаются двумя взаимосвязанными понятиями «криптовалюты»[1] и «виртуальные валюты». Однако с принятием Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее закон № 259-ФЗ) [1], было введено легальное определение «цифровая валюта», которое стало парадигмой соотношения между частью и целым.
Рассматривая понятие «цифровые валюты» в соотношении с «цифровыми финансовыми активами»[2], следует отметить их правовую природу: первые являются электронными данными, а вторые -цифровыми правами. Следующим отличием является субъектный состав: в цифровых финансовых активах есть обязанное лицо, способное удовлетворить требование актива, в цифровых валютах – участника нет, а, следовательно, и нет обязательства, которое следует выполнить [3]. Помимо этого, Закон № 259-ФЗ вносит ряд изменений в нормативные правовые акты, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации, признавая, с одной стороны, цифровые валюты имуществом, а с другой стороны, законодательство не относит их к объектам гражданских прав. Таким образом, появляется коллизия норм, регулирующая одни и те же правоотношения цифровых валют, но с разносторонним объяснением его местоположения в системе права.
Из определения, закрепленного в ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ, можно отметить такие свойства цифровой валюты как:
-
1) это определенный цифровой код или обозначение, по своей природе не схожий с безналичными денежными средствами.
-
2) находится в определенной информационной системе, направленной на обработку информационных данных с помощью технических средств.
-
3) отсутствует обязанное лицо, за исключением уполномоченного по обработке и включению информации - оператора информационной системы.
-
4) выполняет функцию средств платежа, однако в российском праве возможность использования цифровой валюты в
фискальных целях не предусмотрена[4]. А также принимается в качестве инвестиций, так как цифровые валюты наделены свойствами имущества, имеющую денежную оценку.
-
5) не является денежной или расчетной единицей какой-либо существующей государственной и международной валюты, что разграничивает «настоящую» валюту от второй.
Следовательно, цифровая валюта – это, в первую очередь, цифровые данные, находящиеся в информационной системе и являющиеся, по соглашению сторон, средством платежа, а также это объект инвестирования, но официально не признающиеся как денежная единица.
Рассматривая субъектный состав, связанный с оборотом цифровых валют, необходимо выделить, что Закон № 259-ФЗ не закрепляет четко выраженного списка участников, однако анализ данного нормативного правового акта позволяет выделить группы субъектов.
В первую группу входит оператор информационной системы, способный выполнять деятельность по включению и обработке информации, содержащейся в документальной системе данных, а также осуществлять, с момента включения его в реестр операторов, выпуск цифровых финансовых активов. По п.3 ст. 5 Закона № 259-ФЗ в его обязанности так же входит: утверждение правил информационной системы, которые должны содержать требования по регулированию алгоритмов данной системы, операционной надежности, а также иные правила, регулирующие работу пользователей информационной системы.
Вторую группу составляет система органов государственной власти, наделённая государственно-властными полномочиями по надзору и контролю в сфере обращения цифровых валют [5].
К этой группе относятся:
-
1) Банк России, который, во-первых, регулирует деятельность по организации выпуска цифровых валют, дополняя при этом правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск финансово-
- го инструмента. Во-вторых, ведет учет совершения сделок, направленных на переход прав собственности от одного обладателя к другому, а также контролирует участников, имеющих данные объекты как собственность.
-
2) Федеральная налоговая служба, направленная на ведение учета сведений о получении лицом полномочий управлять цифровой валютой, а также о количестве совершения сделок с цифровой валютой. В случае непредставления информации, или неуплаты (неполной уплаты) суммы налога за использование цифровых валют, субъект несет ответственность в виде взыскания штрафа.
-
3) Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая ведет информационный обмен с определенным рядом государств и международными организациями, устанавливая при этом объектом своей деятельности - операции с цифровыми валютами.
-
4) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, так как именно она способна предотвратить распространение информацию о предложениях обмена имущества и услуг на цифровые валюты.
Третьей группой лиц являются пользователи цифровых валют – организации и физические лица. Исходя из положений ст. 14 Закона № 259-ФЗ, данные лица могут выступать в качестве владельцев цифровых валют, а также участвовать в операциях, связанных с оборотом данных объектов.
Таким образом, субъектный состав, связанный с оборотом цифровых валют, составляют: во-первых, пользователи, которые являются обладателями цифровых валют, после внесения регистрационных данных в информационную систему, во-вторых, это органы государственной власти, способные обеспечивать контроль над деятельностью цифровых валют, в-третьих, это участники, выполняющие работу по внесению и обработке материала в документальную базу.
У субъектного состава имеются правовые обязанности, возникающие из норм Закона № 259-ФЗ и осуществляемые без соответствующих ограничений: деятельность, связанная с куплей-продажей цифровых валют, где последнее выступает как особенный товар, способный отчуждаться как за электронные денежные средства, так и, при наличии соглашения, за наличные деньги. Кроме того, могут выполняться операции, направленные на безвозмездную передачу цифровых денежных средств в виде дарения. С помощью цифровых валют активные участники получают и выдают займы, что способствует передачи вещи на установленный срок и уплаты определённой суммы, закрепленной законом или договором. В мире современных технологий, удобным средством стал перевод цифровой валюты с одного кошелька на другой. Стоит сказать, что данная операция служит аналогом перевода денежных средств между банков- скими счетами, что выступает удобным механизмом перехода права собственности на цифровую валюту от одного лица к другому, так и между кошельками одного лица.
Следует отметить, что такой ряд операций не является исчерпывающим, поскольку он лишь отражает необходимость структурирования и регламентирования правил совершения операций с цифровыми валютами в Законе № 259-ФЗ.
Необходимо признать, что принятие Закона №259-ФЗ имеет большое значение в правовой системе, поскольку данный нормативный правовой акт ратифицирует понятие «цифровые валюты», регламентирует круг субъектов правовых отношений, возникающих в процессе обращения финансового инструмента, а также закрепляет законодательное регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе обращения цифровых валют.
Список литературы Проблемы правового регулирования цифровых валют
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 16.11. 2021).
- Кучеров И. И. Криптовалюта: монография. М.: Центр ЮрИнфоР; 2018. 203 с.
- EDN: DWSAFD
- Натаниел П. Цифровое золото: невероятная история Биткойна, или как идеалисты и бизнесмены изобретают деньги заново. М: Диалектика, 2021. 368с.
- Винья П., Кейси М. Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок. М.: Манн, Иванов, Фербер; 2017. 432с.
- Кучеров И. И. Право денежного обращения: курс лекций. М.: Магистр: Инфра-М, 2013. 256 с.