Проблемы применения гражданско-правовой и административной ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц
Автор: Кравченко В.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 1-3 (76), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности гражданско-правовой и административной ответственности, применяемой как к должнику, так и к финансовому управляющему в процедурах несостоятельности (банкротстве) физических лиц, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», и отдельными законодательными актами Российской Федерации в части применения различных видов ответственности в отношении гражданина-должника и арбитражного управляющего. Автором проанализированы основные особенности применения данных видов ответственности, а также сложности в их применении.
Банкрот, банкротство, физическое лицо, кредитор, должник, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, финансовый управляющий
Короткий адрес: https://sciup.org/170197697
IDR: 170197697 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-3-22-25
Текст научной статьи Проблемы применения гражданско-правовой и административной ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц
Первые попытки обозначения проблем авторского права в мире стали появляться еще в XIX веке. В 1886 г. была проведена Бернская конвенция об охране произведений литературы и искусства, к которой в 1899 г. присоединилась и Япония. Это событие стало началом для формирования и принятия в стране закона «Об авторском праве», датируемым 1899 г. [1].
С этого момента Япония начала активно участвовать и в иных мировых соглашениях об авторском праве. Например, с 1977 г. она является членом всемирной конвенции об авторском праве, с 1989 г. участвует в Римской конвенции об охране прав артистов – исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, а с 2002 г. присоединяется к договорам ВОИС, разработанным Всемирной организацией интеллектуальной собственности [2].
Комплексное реформирование законодательства в Японии по части авторских прав начинается в 60-х годах XX века [3]. В 1966 г. разрабатывается проект нового закона «Об авторском праве», который в 1970 г. принимается Парламентом [2].
До недавнего времени японский закон № 48 «Об авторском праве» от 6 мая 1970 г. действовал с учетом изменений и правок, последние из которых датируются 19 июня 2009 г., однако в 2020 г. была принята новая редакция [4]. Ее формирование было необходимым решением. В последние годы цифровизация, как и компь- ютеризация, продвинулась далеко вперед, изменив повседневные нужды общества.
С ростом новых возможностей в сети возросли также и способы кражи интеллектуального контента, такого как: книги, фильмы, фотографии, музыка и т.д. Принимая во внимание рост незаконного распространения контрафактной продукции, а также значимость такого понятия как “интеллектуальный труд” в информационном государстве, можно говорить о том, что законы по защите авторского права должны уметь вовремя подстраиваться под текущие изменения в мире, при этом учитывая интересы как правообладателей, так и потребителей.
В данном случае под актуальностью можно понимать изменения, происходящие в законодательстве Японии, рост важности интеллектуального труда в мире и совершенствование технологий, которые способны обойти защиту правообладателя.
В данной статье был проведен анализ новой редакции закона об авторском праве с целью выявления ее отличий от предыдущей версии. Объектом работы является закон «Об авторском праве» в Японии. Предмет работы – нововведения последней редакции 2020 г.
Государственная политика в области интеллектуальной собственности является неотъемлемой частью развития Японии. В феврале 2002 г. премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми впервые в Японии заявил, что для повышения международной кон- курентоспособности промышленности Японии необходимо стратегически защищать и использовать интеллектуальную собственность [5]. Таким образом в качестве национальной идеи еще в 2002 г. правительство определило превращение Японии в нацию, основанную на интеллектуальном труде, т. е. в ту нацию, в которой первостепенное значение занимают изобретения, творчество, производство информационных услуг.
Можно сказать, что для страны, испытывающей недостаток природных ресурсов, поддержание лидирующего положения в экономике с помощью использования интеллектуального труда - это один из путей решения проблемы. Однако первостепенным для стимулирования интеллектуальной деятельности граждан является формирование законодательной базы в этой области, возможность защищать собственность правообладателей и регулировать нелегальное использование столь ценного ресурса. Принимая это во внимание, правительство Японии от первой Бернской конвенции и до сегодняшнего дня стремится предпринимать попытки в пользу формирования гибкой современной системы права.
Учитывая то, что Япония в последние годы занимала третье место в мире после Китая и США по использованию интернета, опыт законодательного регулирования сферы авторских прав на цифровые произведения в этой стране представляет немалый интерес [2].
До недавнего времени регулирование потребления и перемещения контрафактной продукции в интернете было практически невозможным. Основные проблемы было две. Первая - мышление и поведение людей. Интернет являлся обезличенной платформой, на которой каждый пользователь невольно чувствовал себя в безопасности, а потому и забывал про действующее законодательство. Вторая - сложность в выявлении владельцев сайтов-агрегаторов, на которых распространяется контрафактная продукция, и их пользователей. Для того, чтобы привлечь к ответственности человека за какое-либо преступление нужно знать, кто он, а в интернете сделать это несколько сложнее, чем в реальной жизни.
По всему миру Япония известна своими анимационными фильмами и шоу, однако закон об авторском праве до последнего слабо защищал эту сторону интеллектуальной собственности. К примеру, существовало множество пиратских ресурсов, на которых можно было скачать и просмотреть весь необходимый контент в обход защиты правообладателей.
Текущая редакция закона об авторском праве в Японии призвана ужесточить наказание как для пользователей, потребляющих контрафактную продукцию, так и для владельцев ресурсов-носителей этой продукции в сети.
Теперь пользователям, которые повторно попадаются на скачивании манги, журналов, книг, эссе и фотографий с пиратских сайтов будет грозить штраф до 2 миллионов иен и/или тюремное заключение сроком до 2 лет. Закон вступил в силу с 1 января 2021 года [6].
Также c 1 октября 2020 года ужесточится наказание администраторам сайтов и хостингов, которые собирают и распространяют ссылки на пиратские материалы. Владельцам этих ресурсов будет грозить штраф до 5 миллионов иен и/или тюремное заключение сроком до 5 лет. Кроме того, правообладатели смогут блокировать не только сами материалы, но и ссылки на них [6].
Возникновение новой редакции породило вопросы со стороны общественности касательно того, какие именно действия в интернете будут наказываться, а какие нет. В разъяснениях от Отдела по делам культуры было сказано, что, к примеру, создание отдельных скриншотов произведения и копирование отдельных частей глав не будут считаться незаконной деятельностью до тех пор, пока все это делается не с целью распространения [7]. Кроме того, само по себе прослушивание музыки, просмотр фильмов или прочтение книг, защищенных авторскими правами, не может считаться незаконным до тех пор, пока не происходит процесс «записи» или же «копирования произведения» [7]. Именно эта грань того, что запрещено, и что разреше- но, все еще является неточной. В подтверждение этого можно привести случай, связанный с музыкой и ее исполнителями. В 2017 году Японская ассоциация авторского права на музыку (JASRAC), которая собирает гонорары от имени композиторов, объявила о политике сбора 2-5% от годового дохода музыкальных школ, а также караоке-центров, на основании Закона об авторском праве. Сторона музыкальных школ подала в суд. В конечном счете суд постановил, что караоке-центры все же должны платить авторские сборы, потому что они получают прибыль, но при этом также было решено, что выступления в музыкальных школах не являются коммерческими и не облагаются авторскими сборами [8].
Кроме того, текущей закон оставляет некоторые неясности касательно отдельных сервисов. Стриминговые пиратские сайты, не предоставляющие возможность скачивания все же не будут наказываться по закону. Иными словами, даже если на этих сервисах хранится контрафактная продукция, пока ее нельзя скачать, владельца сайта не привлекут к ответственности. Что касается платформ, сервера которых находятся за границей, то они и вовсе не смогут быть заблокированы. В последнем вопросе Япония надеется на поддержку других стран касательно предотвращения пиратства в сети интернет.
Еще одной поправкой в новую версию закона об авторском праве можно считать: продление срока защиты прав на произведение. Теперь со вступления текущей редакции в силу срок защиты был измен с «до истечения 50 лет после смерти автора» на «до истечения 70 лет со смерти». Кроме того, с 50 до 70 лет продлён и срок защиты авторских прав исполнителя и производителя фонограммы. При этом срок защиты для кинопродукции остался прежним - «до истечения 70 лет с опубликования» [6].
Еще одно изменение - введение правила преследования нарушителей авторских прав без иска со стороны правообладателя [6]. Иными словами, если в прошлом для начала работы полиции и заведения дела необходимо было заявление со стороны потерпевшего, то теперь при обна- ружении контрафактной продукции контроль и отслеживание нарушителей будет вестись даже без наличия иска. Однако нарушение авторских прав влечет уголовное преследование. Закон устанавливает меру пресечения в виде тюремного заключения сроком до 10 лет и штрафа до 10 млн йен для физических лиц и 300 млн йен до юридических лиц, что является достаточно серьезным наказанием [6]. Поэтому из-за того, что нарушение авторских прав является уголовным преступлением, для проведения суда все равно необходимо наличие иска со стороны правообладателя.
Систему возмещения установленного законом ущерба в авторском праве можно назвать большим шагом для правообладателей, понесших крупный ущерб от деятельности пиратов [6]. Теперь правообладатель имеет право потребовать от нарушителя компенсацию ущерба, однако для этого есть важное условие - необходимо подтвердить сумму ущерба. В пространстве сети интернет узнать точное количество незаконно использованного контента практически невозможно, следовательно, и подсчет точных значений является затруднительным. Для решения этой проблемы в законе об авторских правах предусмотрен ряд правил оценки и расчета величины причинённого ущерба. Новые поправки включают в себя дополнительное положение: в случае, если нарушенными правами распоряжается бизнес по управлению авторскими правами (JASRAC, NexTone и т. п.), допускается использование расчёта величины ущерба соответственно ценам данного управляющего на использование авторских работ.
Нововведения закона также коснулись телевидения. Теперь Японская ассоциация индустрии звукозаписи и Совет объединений исполнителей Японии осуществляют сбор платы за использование музыки и других материалов для телевизионной трансляции или видеозаписи. Собранные средства эти объединения распределяют между компаниями грамзаписи, певцами, исполнителями и т. д. До внесения правок использование музыки оплачивалось лишь в том случае, если был использован физический носитель - компакт-диск, т. е. те- перь вторичное использование необходимо оплачивать и в случае звуковой вебтрансляции.
Внесение поправок, связанных с ограничением обхода контроля доступа, а также правом требовать вознаграждение за вторичное использование звуковой вебтрансляции, является ответом на развитие цифровой среды. В отношении устанавливаемого законом порядка компенсации ущерба пересмотр ограничился довольно скромными рамками.
Учитывая то, что теперь в Японии любой пользователь может понести наказание за использование незаконного контента, юридическая грамотность населения становится особенно актуальной. На данный момент правительство уже проводит ряд мероприятий по доведению сведений об изменения законов до народа. В перечень подобной деятельности входят: проведение отдельных уроков в образовательных учреждениях, создание инфографик об авторском праве и распространение их в социальных сетях, проведение вебинаров и видеоконференций от Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. Кроме того, на сайте Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий можно найти сведения о наиболее частых вопросах по делам авторского права, видео-уроки об особенностях авторского права. Схожей деятельностью занимается и Copyright research and information center, созданный правительством Японии для регулирования авторско-правовых отношений, проведения исследований и информирования граждан.
Подводя итог, мы можем уже точно сказать, что Япония ведет активную работу с модернизацией закона по авторскому праву. Стремительно развивающаяся сеть интернет порождает благоприятные возможности для создания новых систем обхода текущих правил и ограничений по защите произведений. К сожалению, законодательная система не всегда успевает так быстро поспевать за изменения в мире. Это мы видим и на примере закона «Об авторском праве» Японии, изменения в котором происходят довольно медленно. Однако в последней редакции Закона все больше уделяется внимание не только человеку, как физическому субъекту правовых отношений, но и к человеку, как к пользователю, который существует также в рамках онлайн-пространства. Иными словами, теперь законодательство распространяется и на сеть интернет.
Также из изученного материала можно сделать вывод о том, что текущий закон в большей степени учитывает права правообладателей и нацелен на защиту их собственности. Об этом свидетельствуют увеличение срока защиты авторских прав, предоставление возможности требования компенсации с нарушителя, введение наказания для пользователя за потребление контрафактного цифрового продукта и т. д. Однако не стоит забывать, что защита авторских прав только со стороны правообладателя может привести к тому, что новые научные и творческие разработки будут изолированы от общественности и, следовательно, это может затормозить развитие прогресса.
Кроме того, потребители, ранее не изучавшие особенности авторского права, могут столкнуться с рядом иных проблем, например, таких как незнание того, какие их действия могут быть расценены как незаконные. С учетом этого после выхода новой редакции можно говорить о том, что к важности защиты прав автора постепенно прибавляется важность защиты прав потребителя. И в данном случае одной из первостепенных мер защиты прав потребителя является юридическая грамотность населения. Если происходит модернизация закона, значит и нововведения в праве должны понимать все категории граждан. Учитывая то, какая деятельность по информированию граждан ведется со стороны Отдела по делам культуры и Центра исследований авторского права, можно утверждать, что на сегодняшний день Япония ведет активную политику по популяризации законодательной грамотности.
Список литературы Проблемы применения гражданско-правовой и административной ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // Российская газета. № 256. - 31.12.2001.
- Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 № 307-АД18-21778 по делу № А66-19502/2017 "О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по заявлению о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего на основании ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1240555807008298434254914233& (Дата обращения: 15.01.2023).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №12. - декабрь, 2015.
- Михальченко Е.А., Дербина О.В. О практике применения ответственности за административные правонарушения в сфере несостоятельности (банкротства) // Ius publicum et privatum. - 2020. - № 3 (8). - С. 19-22.
- Белых, А.Г. [и др.] Правоведение: учеб.-метод. пособие / А.Г. Белых, Ю.А. Боков, А.О. Иншакова, Е.В. Тихонова. - Волгоград: Изд-во ВРО МСЮ, 2004.
- Винницкий А.В. Продолжение дискуссии об административной ответственности арбитражных управляющих в свете подготовки проекта нового КоАП // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 2. - С. 11.
- Старицын И.А. К вопросу о гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего за действия (бездействия) третьих лиц в деле о банкротстве // Baikal Research Journal. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 64.
- Иншакова, А. О. Экспертная оценка научного сообщества законодательства о банкротстве физических лиц / А. О. Иншакова, Е. П. Симаева // Власть Закона. - 2012. - № 1 (9). - С. 71-78.
- Кондрат Е.Н., Петров П.А., Платонова М.В. Понятие и виды юридической ответственности за неправомерные действия при банкротстве // Юридическая наука: история и современность. - 2019. - № 10. - С. 67.