Проблемы развития мирового рынка интеллектуальной собственности
Автор: Галкин Д.Г.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 11-1 (38), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена противоположным взглядам развитых и развивающихся стран на соглашение ВТО в области интеллектуальной собственности (ИС). Показано, что развивающиеся страны могут получать преимущества от принятия соглашения в области ИС, в числе которых привлечение иностранных технологий и ускорение темпов экономического роста. При этом развивающиеся страны должны развивать свои системы защиты прав на ИС не подрывая системы защиты прав на ИС других стран.
Интеллектуальная собственность, модель, стандарты, развивающиеся страны, инновации, экономический рост
Короткий адрес: https://sciup.org/170185668
IDR: 170185668 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11702
Текст научной статьи Проблемы развития мирового рынка интеллектуальной собственности
Глобальная экономика становится все более ориентированной на инновации, которые поддерживаются защитой интеллектуальной собственности (ИС). Этот факт находит отражение и в соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), в частности Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), целью которого является применение единых стандартов в области интеллектуальной собственности (ИС) [1]. Чтобы стать членом ВТО и воспользоваться преимуществами свободной торговли, развивающимся странам было предложено обеспечить защиту объектов ИС и привести свои системы в соответствии со стандартами развитых стран. После этого развитые страны будут готовы экспортировать свои технологии. Однако развивающиеся страны столкнулись с проблемой усиления собственного режима защиты ИС.
Так сформировались две противоположные модели. Сторонники первой рекомендуют строгий режим защиты прав на ИС, второй – утверждают, что слабая защита прав на ИС или даже их отсутствие позволит обеспечить быстрое распространение знаний, а, следовательно, и более динамичные темпы экономического роста. Сторонники второй модели утверждают, что усиление защиты прав на ИС приводит к росту цен на товары и услуги, что снижает благосостояние домохозяйств, а так- же снижает объемы передачи технологий, что не способствует сокращению технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами [2]. Кроме того, глобальная стандартизация защиты прав на ИС приведет к значительным краткосрочным расходам в развивающихся странах, отвлекая ресурсы от других секторов.
Сторонники первой модели утверждают, что инновации являются основой долгосрочного экономического роста. Например, Министерство торговли США сообщило в 2010 году, что технологические инновации могут быть связаны с тремя четвертями темпов роста в США после окончания Второй мировой войны [3]. В современной экономике генерация знаний и управление ими играют главную роль в создании материальных благ, особенно по сравнению с традиционными факторами производства, такими как земля, труд и капитал. Товарные знаки сигнализируют о происхождении продукции для потребителей. Промышленные образцы определяют как выглядят продукты. Авторские права позволяют создавать художественные произведения, такие как книги, музыка, картины, фотографии и фильмы. Патенты защищают изобретения и полезные модели во всех областях техники [4]. В торговых потоках все больше преобладают наукоемкие товары и услуги. Хотя развитые страны преобладают в потоках наукоемких то- варах и услуг, доля развивающихся стран быстро растет. Об этом свидетельствует доклад Всемирной организации интеллектуальной собственности.
В 2018 году более двух третей всех заявок на регистрацию патентов, товарных знаков и промышленных образцов приходилось на Азию, причем общий рост востребованности защиты прав на ИС определялся динамикой в Китае, в то время как США сохраняли первенство по числу патентных заявок, поданных на экспортных рынках. В 2018 году во всем мире подано 3,3 млн патентных заявок, при том что положительная динамика подачи наблюдается девятый год подряд. Число поданных заявок на товарные знаки в мире возросло до 14,3 млн, промышленных образцов - до 1,3 млн. Кроме того, в 2018 году на 8,9% увеличилось число поданных заявок на селекционные достижения, достигнув 20,2 тыс. заявок [5].
Наибольшее количество патентных заявок подано в ведомство ИС Китая - 1,54 млн, что составляет 46,4% от общемирового показателя и соответствует совокупному показателю ведомств, занявших второе-одиннадцатое места. За ведомством ИС Китая (+11,6% к 2017 году) следовали ведомства США (597,1 тыс. заявок, -1,6%), Японии (313,6 тыс. заявок, –1,5%), Республики Корея (210 тыс. заявок, +2,5%) и Европейское патентное ведомство (174,4 тыс. заявок, +4,7%). На первые пять ведомств приходилось 85,3% всех поданных в мире заявок. РФ заняла седьмое место (38 тыс. заявок).
В 2018 году было подано 10,9 млн заявок на регистрацию товарных знаков. Наиболее высокая активность подачи заявок была зафиксирована ведомствами, расположенными в Азии, на них приходилось 70% от всех поданных заявок на регистрацию товарных знаков, что на 36,2% больше, чем в 2008 году. Доля Европы сократилась с 38,4% в 2008 году до 15,8% в 2018 году. На долю Северной Америки в 2018 году приходилось 5,8% от общемирового объема заявок. В 2018 году во всем мире насчитывалось 49,3 млн действующих товарных знаков, что на 13,8% больше, чем в 2017 году, в Китае действующих товарных знаков было 19,6 млн, в США -2,4 млн, Индии - 1,9 млн [5].
По имеющимся оценкам, в 2018 году во всем мире был подан 1 млн заявок на регистрацию промышленных образцов, содержащих 1,3 млн образцов (+5,7% к 2017 году). В ведомство Китая подано 708,8 тыс. образцов (54% от общего числа). Затем следовали ЕС (108,2 тыс.), Республика Корея (68,1 тыс.), США (47,1 тыс.) и Германия (44,5 тыс.). Наиболее высокие темпы прироста по заявкам на промышленные образцы у ведомств Великобритании (+42,4%), РФ (+21%), Италии (+16,6%), Индии (+13,6%) и Китая (+12,7%). В общем числе заявок, поданных во всем мире, 10,5% приходилось на образцы, относящиеся к предметам меблировки, 8,3% к категориям предметов одежды, 7,7% - тары, упаковки и контейнеров [5].
В ведомство Китая подано в 2018 году 5,7 тыс. заявок на селекционные достижения (+17,1% к 2017 году), что составляет свыше четверти заявок, поданных в мире. Далее следуют ведомства ЕС (3,5 тыс. заявок, +3,9% к 2017 году), США (1,6 тыс. заявок, +3,3% к 2017 году), Украины (1,6 тыс. заявок, +17,1% к 2017 году) и Японии (880 заявок, –13,6% к 2017 году). В 2018 году во всем мире действовало 65,9 тыс. наименований мест происхождения товаров (НМТП). НМТП - обозначение, содержащее наименование географического объекта, а также обозначение производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. НМПТ - нематериальный актив, позволяющий закрепить за производителями исключительные права на данное наименование [6, 7]. Больше всего действующих НМТП в Германии (15,6 тыс.), затем следуют Китай (7,2 тыс.), Венгрия (6,7 тыс.) и Чешская Республика (6,3 тыс.). В 2018 г. на НМТП для вин и крепких спиртных напитков приходилось около 51,1%, для продовольствия - 29,9%, ремесленных изделий - 2,7% [5].
Приставленные данные свидетельствуют о том, что общее количество ежегодно подаваемых заявок на объекты промышленной собственности в мире только уве- личивается, при этом высокая концентрация технологических ресурсов отмечается в небольшом числе стран. Мировая статистика показывает неоспоримое лидерство в поданных заявках на выдачу патентов Азиатского региона, в том числе Китая. В области подачи заявок конкуренция определяется и будет определяться конкуренцией научно-технической, что значительно повышает роль интеллектуальной собственности. Инновации, создаваемые на основе ИС, представляются ключевым фактором долгосрочного экономического рос- та. Таким образом, странам второй модели целесообразно признать, что они могут развивать свои системы защиты прав на ИС для создания инноваций и конкуриро- вать в новых технологиях, не подрывая системы защиты прав на ИС других стран. Целесообразность корректировки традиционной экономической политики стран второй модели, включая интеллектуальную собственность, на международном уровне вызвана и тем фактом, что разрыв со странами первой модели по числу и темпам прироста заявок на объекты интеллектуальной собственности будет только увеличиваться, а, следовательно, будет увеличиваться разрыв и в создании инноваций.
Список литературы Проблемы развития мирового рынка интеллектуальной собственности
- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/ treaties/ru/wto01/trt_wto01_001ru.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
- Mrad F. The effects of intellectual property rights protection in the technology transfer context on economic growth: the case of developing countries // Journal of Innovation Economics & Management. - 2017/2. - № 23. - p. 33-57.
- Arti R. Patent Reform: Unleashing Innovation, Promoting Economic Growth and Producing High-Paying Jobs. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.esa.doc.gov/sites/default/files/ patentreform_0.pdf (date of the application: 21.11.2019).
- World Intellectual Property Organization (WIPO). Intellectual property rights and innovation in small and medium-sized enterprises. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/export/sites/www/sme/en/documents/pdf/iprs_innovation.pdf (date of the application: 21.11.2019).
- World Intellectual Property Indicators 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2019.pdf (date of the application: 21.11.2019).
- Галкин Д.Г. Роль наименований мест происхождения товаров в создании конкурентных преимуществ региона (на материалах Алтайского края) // Креативная экономика. - 2012. - № 12 (72). - С. 96-102.
- Галкин Д.Г. Развитие регионов агропромышленной специализации в постиндустриальной экономике: новые подходы к производству продовольствия // Вестник ЧелГУ. - 2017. - №10 (406). - C. 94-101.