Проблемы реабилитации лиц, больных наркоманией, отбывающих лишение свободы в лечебных исправительных учреждениях (на примере ЛИУ-37 ОИК-40 главного управления ФСИН России по Красноярскому краю)

Бесплатный доступ

В статье раскрываются отдельные стороны функционирования лечебных исправительных учреждений и лечения лиц, больных наркоманией. Освещаются вопросы их места в системе как государственных, так и негосударственных учреждений, занимающихся лечением и реабилитацией больных наркоманией лиц. Демонстрируется проблема создания и функционирования врачебной комиссии в лечебном исправительном учреждении. Сделан вывод о том, что в уголовно-исполнительной системе реабилитационные центры для лиц, страдающих наркоманией, следует считать в первую очередь медицинским учреждением и уже потом пенитенциарным.

Антинаркотическая политика, больной наркоманией, наркотическая зависимость, осужденный, профилактика наркопотребления, реабилитационные центры, уголовно-исполнительная система

Короткий адрес: https://sciup.org/140196481

IDR: 140196481

Текст научной статьи Проблемы реабилитации лиц, больных наркоманией, отбывающих лишение свободы в лечебных исправительных учреждениях (на примере ЛИУ-37 ОИК-40 главного управления ФСИН России по Красноярскому краю)

Практика

И меющиеся достижения в области наркологии демонстрируют значительные возможности лечения лиц, больных наркоманией, в том числе отбывающих уголовные наказания. Однако функционирование лечебных исправительных учреждений и лечение лиц, больных наркоманией, в настоящее время связано с наличием разнообразных проблем как организационного, так и правового характера. Эти проблемы имеют место на фоне сложной ситуации с немедицинским потреблением наркотиков в России. Как справедливо отмечали уже более шести лет назад А.С. Кононец и О.И. Трифонов, "…одними медицинскими мерами здесь не обойтись, нужны комплексное лечение и личностная реконструкция, в которых существенное значение имеют социально-психологические аспекты – вывести больного наркоманией из "патогенного" окружения, расширить круг его интересов, помочь обрести достойный уровень человеческой культуры и удовлетворение необходимых для конкретной личности общесоциальных потребностей. Формирование надежной стрессоус-тойчивости, мобилизация физических и душевных ресурсов – задача не только медицинская, но и всего общества" [2, с. 18].

Полагаем, что отнесение проблем излечения и последующей социальной адаптации наркозависимых лиц, совершивших преступление и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы, полностью к сфере функционирования лечебных исправительных учреждений не является правильным путем. Такая работа должна носить комплексный характер и предполагать наличие нескольких взаимосвязанных фаз, закрепляющих выявление, диагностику, лечение, реабилитацию лиц, больных наркоманией, и послереабилита-ционный мониторинг их склонности к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в котором могут быть использованы ресурсы правоохранительных органов. Вместе с этим обращение к лечению и реабилитации нар-козависимых осужденных в лечебных ис- правительных учреждениях выступает центральной фазой такой работы с лицами, больными наркоманией.

В настоящее время стремительно растет количество новых видов наркотических и психоактивных веществ, что является вызовом не только для правоохранительных органов, осуществляющих выявление и предупреждение соответствующих преступлений, но и учреждений, осуществляющих лечение и реабилитацию лиц, их потребляющих. Также необходимо акцентировать внимание на "омоложении" нарко-зависимых лиц, отбывающих уголовные наказания. Например, в ЛИУ-37, расположенном на территории ОИК-40 в Красноярском крае (г. Сосновоборск), специализирующемся на лечении и реабилитации больных наркоманией, 85% осужденных имеют возраст от 25 до 40 лет. Поэтому важно рассмотреть состояние и проблемы исправительно-лечебного воздействия на осужденных в лечебных исправительных учреждениях в условиях стремительного роста потребления населением психоактивных веществ и "омоложения" лиц, содержащихся в этих учреждениях. Более того, в лечебном исправительном учреждении осуществляется и исправительное воздействие на осужденных, многие из которых совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.

В Российской Федерации функционируют 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией, одно из них расположено в г. Сосновоборске Красноярского края. По состоянию на 1 января 2015 года более 124,9 тыс. человек (18,5% от числа всех лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы) обладали психической патологией, из них 54,8 тыс. человек имели психические расстройства, а 49,6 тыс. страдали наркотической зависимостью. [4] Поэтому перед ФСИН России ставится задача повысить эффективность исправительнолечебного воздействия на этих лиц, что обуславливает потребность адекватного научного анализа оптимизации и совершенствования функционирования лечебных исправительных учреждений.

В настоящее время направление осужденного лица на прохождение реабилитации в лечебном исправительном учреждении судом носит рекомендательный характер. Кроме того, признание судом осужденного больным наркоманией и направление его на реабилитацию осуществимо только при согласии самого лица на ее прохождение. Соответствующий порядок закреплен в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2015 г. N№ 474н "О порядке дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, формах информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и отказа от медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации", в котором четко определен порядок оформления согласия лица на оказание ему какой-либо медицинской помощи, что подразумевает невозможность принудительного оказания помощи. Такая договорная система является вынужденной потому, что, во-первых, она напрямую связана с защитой прав и свобод человека, во-вторых, сам факт оказания медицинской помощи подразумевает именно желание лица излечиться от наркозависимости, вернуться в общество здоровым.

Первоочередная важность прав и свобод человека в социально-правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации, безусловно, ограничивает заинтересованные структуры в организации принудительного лечения наркоза-висимых лиц. С другой стороны, лицо, систематически употребляющее наркотические средства или психоактивные вещества, выступает источником продуцирования потенциальной угрозы общественным отношениям. Наркозависимый осужденный является, как правило, социально безответственным человеком, не способным к дос- тижению успеха ни в одной из сфер общественной, творческой или экономической деятельности. Многие из них страдают от разного рода фобий, то есть страхом перед нехваткой наркотического средства в период абстинентного кризиса, денег, недостаточной поддержкой близких и т.п.

Данный факт вполне может служить основанием для принятия более категоричных мер, нежели предложение добровольного прохождения реабилитации. Даже с учетом индивидуальных особенностей, положительной характеристики и социальной активности такого лица всегда будет оставаться риск совершения им противоправных деяний, либо связанных с немедицинским потреблением психоактивных веществ, либо совершенных под их воздействием.

В связи с этим вызывает интерес характеристика мужчин, больных наркоманией и отбывающих наказание в виде лишения свободы, представленная А.В. Датий и О.В. Ковачевым. Исследование проводились на территории восьми лечебных исполнительных учреждений, численность исследуемых мужчин составила более пяти тысяч осужденных. Так, 35,6% были осуждены за особо тяжкие преступления, 42,4% – тяжкие, 18,3% – средней тяжести, 3,7% – небольшой тяжести. Из них за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, отбывали наказание 35,9% осужденных, за убийство – 16,9% осужденных, за кражу – 15,8% осужденных. У 34,5% осужденных мужчин это первая судимость, у 32,3% – вторая, у остальных – третья и более. Наказание от 5 до 10 лет включительно назначено 40,2% осужденных, от 3 до 5 лет включительно – 26,3%, до 3 лет включительно – 18,2%, от 10 до 15 лет включительно – 9,7% и более 15 лет – 5,6% осужденных. [1, с. 29-36] Данное исследование наглядно демонстрирует наличие достаточно негативного криминологического портрета рассматриваемой категории осужденных.

Отказ от прохождения курса лечения от наркомании и дальнейшей реабилитации лицом в условиях отбывания им наказания в виде лишения свободы указывает на то, что этому лицу необходимо дополнительное внимание со стороны администрации исправительного учреждения. Важно разобраться в мотивах такого отказа, учесть индивидуальные особенности личности осужденного и разработать индивидуальный подход, направленный на выработку внутренних побуждений к саморазвитию, стремлению к оздоровлению и избавлению от имеющейся наркотической зависимости.

Резюмируя, что, несмотря на создание комплексной системы принудительного направления на лечение наркозависимого лица, можно говорить о формировании на базе уголовно-исполнительной системы методов воздействия на осужденного, повышающих мотивацию к прохождению программы реабилитации от наркотической зависимости.

Дополнительный испульс для функционирования лечебных исправительных учреждений, специализирующихся на исправительном воздействии и лечении лиц, больных наркоманией, дал Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Стратегии государственной антинарко-тической политики Российской Федерации до 2020 года". Одной из основных идей документа является создание целого комплекса как государственных, так и негосударственных учреждений, занимающихся лечением и реабилитацией больных наркоманией лиц [3, с. 68-69].

На стадии реализации проекта организации сети реабилитационных центров исполнители на различных уровнях столкнулись с рядом проблем, таких как недостаточно проработанная нормативная база, касающаяся организационно-правовых вопросов функционирования как непосредственно самих центров реабилитации, так и реабилитационной системы в целом, недостаточное материально-техническое обеспечение реабилитационного сектора.

Положительным примером в этой ситуации может служить разработанная научно-исследовательским институтом ФСИН

России программа развития медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – программа)1, впоследствии внедренная в лечебные учреждения уголовно-исполнительной системы. Одним из таких учреждений является созданное на базе ОИК-40 ГУФСИН России по Красноярскому краю 1 июня 2015 года отделение медико-социальной реабилитации для лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. К 15 января 2016 года полное лечение получили 154 пациента, реабилитацию прошли 167 осужденных, не долечились по собственной инициативе 4 человека.

В ЛИУ-37 созданы условия, позволяющие в полной мере осуществлять полноценную деятельность (программу) по лечению и реабилитации осужденных, нуждающихся в медицинской помощи. Однако для усиления эффективности работы программы не хватает законодательно закрепленной нормы, позволяющей осуществлять сбор информации о лицах, уже прошедших реабилитацию, с целью доработки и усовершенствования программы за счет анализа эффективности ресоциализации отдельных категорий осужденных с учетом их индивидуальных особенностей и применяемых к ним методов лечения.

На практике программа имеет скорее рекомендательный характер и является основой для выработки собственных инструкций и планов по проведению реабилитационной работы. Например, в ЛИУ-37 утверждены следующие цели программы реабилитации:

  • 1)    снижение общего уровня потребителей наркотиков среди населения Красноярского края за счет лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

  • 2)    снижение рецидивов преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения;

  • 3)    организация эффективной системы лечебно-реабилитационных мероприятий с

    1 Программа утверждена распоряжением директора ФСИН России от 26 апреля 2012 года N№ 321-р.

    - 29 -


осужденными, отбывающими наказание в учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю, направленной на достижение стойкой ремиссии, восстановление нормативного личностного и социального статуса у наркологических больных;

  • 4)    профилактика правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков, среди осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Такие цели в первую очередь направлены не только на выздоровление какого-либо конкретного индивида. В глобальном значении итогом реабилитационной работы должна стать положительная динамика оздоровления населения в целом за счет лиц, которые за время отбывания наказания избавились от наркотической зависимости. Этот результат может быть достигнут только при гарантии того, что человек, прошедший полный курс лечения и реабилитации, не будет вовлечен в среду повышенной опасности наркопотребления. В четвертом пункте программы, подготовленной в ЛИУ-37, указано, что после завершения курса лечения осужденные направляются в другие исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания в условиях амбулаторного наблюдения со стороны медицинских работников учреждения. Во всех случаях освобождения от отбывания наказания осужденных, которые проходили лечение от наркотической зависимости, медицинская часть за один месяц до освобождения направляет в наркологический диспансер по избранному месту жительства освобождаемого выписку из медицинской карты амбулаторного больного о характере проведенного лечения (реабилитации) и его результатах.

Такая норма позволяет какое-то время косвенно осуществлять контроль за лицом, которое так или иначе попадает в категорию лиц, нуждающихся в наблюдении специалиста. На практике же совершенно не осуществляется обратная связь. То есть информация о дальнейшем состоянии отбывающего наказание лица не поступает обратно в лечебное исправительное учреждение. Это влечет потерю таких полезных функций, как сбор информации и создание базы по конкретным лицам и категориям лиц в целом, анализ проведенной работы, возможность доработки реабилитационной программы с учетом положительных или отрицательных результатов ее деятельности. Также потенциально это дает возможность при повторном попадании лица, отбывшего наказание, в лечебное исправительное учреждение дать ему мотивированный отказ в связи с несоблюдением условий прохождения реабилитации. Полагаем, что определенная роль в преодолении обозначенной проблемы может принадлежать органам внутренних дел, которые совместно с заинтересованными субъектами способны выстроить действенную систему мониторинга рассматриваемой категории лиц.

Несмотря на достаточно отлаженный правовой механизм регулирования процесса оказания медицинской помощи осужденным, в пенитенциарной системе еще существуют ряд недочетов, касающихся лечения и реабилитации некоторых категорий лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы. К таким лицам можно отнести иностранных граждан либо лиц без гражданства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N№ 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" любая медицинская помощь им оказывается на возмездной основе, что исключает возможность участия иностранного гражданина в программе реабилитации без согласования прохождения курса иностранным лицом с правительством государства, чьим гражданином оно является.

Отдельным направлением повышения эффективности работы программы выступает детальная проработка вопроса создания и функционирования врачебной комиссии в лечебном исправительном учреждении с учетом специфики его деятельности. Так, в основном итоговые решения, принимаемые по окончании прохождения лицом реабилитации, а также ряд вопросов в ходе ее прохождения в соответствии с действующим законодательством требуют принятия решения врачебной комиссией. Полагаем целесообразным снизить требования к составу комиссии (в частности, по количеству членов комиссии). Упрощение структуры комиссии и снижение требований к ее членам значительно ускорило и облегчило бы работу лечебного исправительного учреждения.

Анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать выводы, что в уголовноисполнительной системе реабилитационные центры для лиц, страдающих наркоманией, принято считать в первую очередь медицинским учреждением и уже потом пенитенциарным. Несмотря на особые условия работы лечебных исправительных центров, связанные с изоляцией лиц, проходящих лечение и реабилитацию, от общества, на их территории могут действовать и негосударственные организации, занимающиеся волонтерской деятельностью, связанной с профилактикой наркопотребления. В ЛИУ-37 установлено взаимодействие с некоммерческим сообществом "Анонимные наркоманы", оказывающим поддержку в том числе и лицам, больным наркоманией, отбывшими или отбывающими наказание в виде лишения свободы. Для этого организуются посещения членами этого сообщества осужденных, находящихся на лечении и реабилитации, с целью проведения групповых мероприятий, направленных на установление диалога, обмен опытом между лицами, уже прошедшими реабилитацию, и лицами, проходящими курс. Такие мероприятия законодательно не регламентированы, но и прямой запрет на посещение негосударственными, антинаркотическими объединениями проходящих реабилитацию осужденных отсутствует. Полагаем, что это также самостоятельное направление совершенствования исправительно-лечебного воздействия на лиц, больных наркоманией.

Таким образом, предлагаемые направления повышения эффективности исправительно-лечебного воздействия на наркоза-висимых осужденных отражают общие потребности создания национальной системы комплексной реабилитации, основываются на объективной ситуации исполнения лишения свободы в отношении лиц, больных наркоманией, и отражают авторское видение путей решения выявленных проблем.

Список литературы Проблемы реабилитации лиц, больных наркоманией, отбывающих лишение свободы в лечебных исправительных учреждениях (на примере ЛИУ-37 ОИК-40 главного управления ФСИН России по Красноярскому краю)

  • Датий, А.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин/А.В. Да-тий, О.В. Ковачев//Медицина. -2014. -№ 4. -С. 29-36.
  • Кононец, А.С. Проблемы осуществления обязательного лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы/А.С. Кононец, О.И. Трифонов//Наркоконтроль. -2009. -№ 1. -С 18-20.
  • Тепляшин, П.В. Некоторые концептуальные вопросы государственной антинаркотической политики/П.В. Тепляшин//Государственная антинаркотическая политика: проблемы реализации и направления развития: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции. -Хабаровск: ДВИПК ФСКН России. 2015. -С. 67-70.
  • Официальный сайт ФСИН России. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. -URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS.
Статья научная