Проблемы укрепления законности и правопорядка в правовом регулировании общественных отношений

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы укрепления законности и правопорядка в современном обществе. В российской правовой науке понятия «законность», «правопорядок», «общественный порядок», «обеспечение правопорядка», «режим законности» являются ключевыми. В условиях развивающихся демократических институтов проблемы правового закона, правовой законности и правового порядка исследованы слабо, в юриспруденции нет достаточной четкости ни в дефинициях правопорядка и законности, ни в их содержательном разграничении. Законность означает отношение общества к праву, характеризует состояние всей системы правовых отношений, а поэтому рассматривается как одна из важнейших проблем юриспруденции. И в этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить данные проблемы являются вполне оправданными и своевременными.

Еще

Правозаконность, законопорядок, правоустановление, правоприменение, правоохранение

Короткий адрес: https://sciup.org/147247609

IDR: 147247609   |   DOI: 10.14529/law250114

Текст научной статьи Проблемы укрепления законности и правопорядка в правовом регулировании общественных отношений

Проблемы законности и правопорядка всегда стояли перед человечеством, они известны с древних времен. Они возникли вместе с государством, законность соответствовала уровню развития общества, и прежде всего требованиям закона.

Упоминания о законности впервые нашли свое отражение в легендах и мифах Древней

Греции и Древнего Рима в учениях древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Сократа. «Что законно, то и справедливо», – отмечал Сократ. Философу-материалисту Гераклиту принадлежат слова: «Наибольшая слава царя заключается в неуклонном соблюдении законов. Граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его сте- ны». Становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса [7]. Например, требование законности имело место еще в законах Хаммурапи (XVII век до н.э.), Дигестах Юстиниана (533 г. н.э.) и в других исторических памятниках.

Очень важно осознать: римские юристы провозглашали, что законы и их соблюдение -древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми, их постулаты актуальны и сегодня. Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования общественных интересов, которая впоследствии рецептировалась в более цивилизованные формы. Аристотель считал законность признаком наилучшей формы - политики, где закон должен властвовать над всеми. В. И. Ленин определял «сущность законности как единое понимание и точное соблюдение предписаний законов всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами».

В условиях восточных деспотий, рабовладельческой демократии, феодального абсолютизма или тоталитарных режимов современности содержание и смысл законности имеют существенные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением любых норм права, а правопорядок - ее результатом.

Однако теория законности начала разрабатываться гораздо позднее, установить точное время ее возникновения трудно, она возможна при любом политическом режиме и любой социально-экономической формации, роль которой определяется природой власти и обусловленным ею характером политического режима. Законность свойственна любому классовому обществу, так считали О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский, П. М. Рабинович; она может быть средством ограничения демократии, о которой упоминали еще дореволюционные российские ученые-юристы П. Г. Виноградов, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершене-вич; также она может быть основана на насилии. Считалось, что законность может быть только социалистической, тогда как любая антагонистическая формация есть не что иное, как режим «узаконенного беззакония» [1, с. 334-335].

В настоящее время проблемы законности, правопорядка претерпели значительные изменения. Исследование российской правовой наукой идеи верховенства права, универсализации прав человека, глобальная модернизация российской правовой системы требуют переосмысления утвердившихся представлений о законности. В современных условиях концептуальные проблемы понятий «законность», «правопорядок», «общественный порядок», «обеспечение правопорядка», «режим законности» являются ключевыми в правовой науке и правоприменительной практике. Состояние законности и правопорядка в условиях развивающихся демократических институтов, роль законности и правопорядка в современных условиях жизни рыночного общества, требования и гарантии законности, а также проблемы правового закона и правовой законности в теоретическом плане исследованы слабо, в юридической науке в дефинициях правопорядка и законности отсутствуют их четкое понимание и содержательное разграничение. И в этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить понятие законности и правопорядка являются вполне оправданными и своевременными [3, с. 5-6; 2, с. 526-531].

Несмотря на то, что законности и правопорядку учеными посвящено много работ, однако неоднозначная трактовка этих понятий вызывает проблемы в науке, на практике и в жизни. Подобное свидетельствует, во-первых, о слабой разработанности, то есть отсутствии научно обоснованной теории правового порядка: во-вторых, выделение одного из существенных признаков правопорядка в качестве всеобщего и исчерпывающего не раскрывает сложности и многогранности явления: в-третьих, отождествление правопорядка с социальными или правовыми явлениями лишает его характерных черт и собственной качественной определенности. Политические, социальные, организационные и моральные аспекты правовой действительности коснулись кризиса законности в конце ХХ века, об этом пишут представители зарубежных и отечественных правовых школ и направлений. Современное состояние правопорядка во многом определено кризисным состоянием российской государственности, именно правопоря- док является одной из форм выражения этого кризиса. На рубеже 90-х гг. обстановка в российском обществе во многом обесценила теоретические наработки ученых прошлого. Государственная политика по поддержанию правопорядка в обществе утратила свое значение, на этом фоне произошел резкий рост преступности. Дестабилизация правовых отношений создала непосредственную угрозу процессам экономического, социально-политического и духовно-нравственного развития страны.

Мировая научная мысль в области права связывает представление о законности с возрождением идеи правозаконности (rule of law). «Концепция правозаконности является не только щитом свободы, но и отлаженным механизмом ее реализации» – взгляд ученого Ф. Хайека [12, с. 124). Однако в России восприятие данной идеи сопровождается значительными трудностями и усложняется тем, что отечественной правовой науке свойственен сугубо позитивистский догматический подход к рассмотрению проблем законности. Законность, не наполненная правовым содержанием, не способна с помощью права ограничить государственную власть и служить средством защиты прав человека. Позиция В. С. Нерсесянца: «Необходимо, чтобы не только по названию, но и по своему содержанию законы и соответствующая законность выражали идеи господства права, не нарушали правовые начала и требования» [8, с.103]. Без законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства, и независимо от того, на какой ступени цивилизации находится человеческое общество, оно всегда нуждается в определенной правовой организации. По мнению Н. В. Витрука, законность характеризуется наличием эффективного механизма защиты законов, что является результатом требований законности и правопорядка, при этом правопорядок понимается как законопо-рядок, основой которого могут выступать только правовые законы. «Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, выступают в качестве нарушения законности, они суть нарушения правопорядка в обществе» [2, с. 526–531].

Правовое регулирование является целью правопорядка. Для укрепления правопорядка издаются законы и другие нормативные акты, совершенствуется законодательство, прини- маются меры по укреплению законности, которые закономерно и неизбежно приводят к упорядочению общественных отношений.

Для теории и практики большое значение имеет проблема разграничения принципов и требований законности. Различия в содержании законности и правопорядка зависят от носителей законности – то есть то, что должно соответствовать правовым требованиям, состава субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые нормы и право требовать такого соблюдения от других лиц, и круга правовых норм, обязательных для исполнения. Изменение содержания законности в конкретных исторических условиях снижает ее роль в жизни того или иного общества. Именно незаконность нормативных актов, таких как противоречащие Конституции РФ законы, устанавливающие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел, явилась одной из существенных причин массовых репрессий в СССР в 1930-х – начале 1950-х гг. В период культа личности И. В. Сталина это привело к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя – к развитию коррупции, формированию системы кланов, десятилетиями безнаказанно совершать преступления.

Законность и правопорядок выступают как средства защиты прав личности, свобод и законных интересов, обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. Интересы личности в современных условиях становятся приоритетными для государства, эти аспекты законности и правопорядка являются важнейшей целью государственной политики.

В теоретико-правовой литературе правопорядок трактуется как состояние упорядоченных общественных отношений, основанное на праве и законности. Каково же соотношение законности и правопорядка в современном обществе? Во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности; во-вторых, укрепление законности закономерно приводит к укреплению правопорядка; в-третьих, конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств [5, с. 269]. Политика правового государства, в том числе политика с преступностью, осуществляется на основе закона и не может выходить за границы дозволенного. И в этой связи борьба с преступностью не должна ставиться выше таких социальных ценностей, как права и свободы человека и гражданина, целью которой является защита гражданского общества и конкретного человека от преступных посягательств. Уголовное и административное законодательство, охраняя членов общества от преступных посягательств, одновременно защищает фундаментальные устои общества и государства (конституционный строй, общественный порядок, собственность государства, независимость судебной власти и т.д.) [4, с. 85-89].

Правопорядок существует там, где реализуются нормативно-правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах. В. С. Нерсесянц полагал, что нельзя отождествлять реализацию любого закона с правопорядком, также как и соответствующее законодательство и законность - это лишает правопорядок главного правового качества. «Сфера правового порядка - это сфера действия законодательства» [8, с. 531].

В процессе правотворческой деятельности эффективным средством претворения «решений в жизнь» является комплекс требований законности в условиях режима правопорядка, эти требования являются важнейшим видом управления жизнедеятельности общества: во-первых, определение состояния законности, правопорядка в структуре государственного аппарата; во-вторых, выработка мер, направленных на профилактику, защиту законности, правопорядка и их упрочение. Для обеспечения законности и правопорядка особое значение имеют гарантии, то есть система экономических, политических, идеологических, нравственных и иных факторов, способствующих эффективному применению норм права. Однако на практике эти гарантии зачастую не выполняются, хотя и должны соблюдаться [10, с. 356–359]. Экономические гарантии законности и правопорядка означают, что производство материальных благ в обществе должно беспрепятственно обеспечивать возможность гражданам осуществлять свои права и свободы. К политическим гарантиям законности и правопорядка относятся все элементы политической системы, которые отражают объективные закономерности общественного развития. Демократия означает активное участие населения в формировании высших органов государственной власти, в управлении делами общества, реализации правоохранительной функции государства, претворении в жизнь принципов законности. Идеологическими гарантиями законности и правопорядка является повышение общей культуры населения, в том числе правовое воспитание граждан, формирование правосознания масс.

Юридические гарантии законности и правопорядка отличаются особой процедурой применения законов как государственными органами, так и правоохранительными органами. Основной целью деятельности правоохранительных органов является обеспечение законности и правопорядка на территории государства. Так, принцип законности, регламентирующий деятельность правоохранительных органов, закреплен в нормативноправовых актах, например в ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 7 февраля 2011 г. «О полиции», ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С правоустановлением, правоприменением и правоохранением связано обеспечение законности и правопорядка. Именно эти правовые формы вызывают наиболее существенные юридические последствия для властных участников общественных отношений, отражают специфику полномочий правоохранительных органов, несущих основную нагрузку по непосредственному обеспечению правопорядка. Правоустановительная форма является непременным условием правопорядка, она характеризует исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной администрации, осуществляемую на основе и во исполнение законов и обеспечивающую повседневное (текущее) функционирование государства и его аппарата [9, с. 15]. Правоохранительная форма, отражая процессы применения права на основе интересов правоохранительного порядка, складывается из превенции и принуждения (репрессии) [11, с. 105], осуществляемых путем выявления, предупреждения, предотвращения и пресечения преступлений; розыска и задержания преступников; охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности; осуществления надзорной и юрисдикционной деятельности; исполнения наказания. Известный рос- сийский полицеист И. Т. Тарасов включил в общую часть учебного курса полицейского права раздел «Обеспечение правильности и закономерности в полицейской деятельности», где описал превентивные и репрессивные меры, а также дисциплинарную и судебную ответственность.

Государственные органы, применяя юридические нормы, способствуют устранению препятствий осуществления права и таким образом укрепляют начала законности в общественной жизни. Однако в этом процессе законность сама оказывается необходимым условием правомерности применения юридических норм, то есть гарантией правомерно- сти государственного волеизъявления. Вместе с тем законность в состоянии ограничивать деятельность государственного аппарата требованием строгого соблюдения правовых законов с помощью нормативно-правовых рамок применяемого государством принуждения.

Укрепление законности и правопорядка можно достичь не только условием и средством формирования правового государства, призванного не только обеспечить верховенство правового закона и максимально эффективную защиту прав и свобод человека, но и особое значение придать анализу реального состояния правовой системы общества.

Список литературы Проблемы укрепления законности и правопорядка в правовом регулировании общественных отношений

  • Большая юридическая энциклопедия. М., 1999. 1110 c.
  • Витрук Н. В. Законность и правопорядок // Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 526–531.
  • Горшенев В. М. Законность как достижение правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991. С. 5–6.
  • Казаченко И. Л., Николаева З. А. Коллизии уголовного и уголовно-исполнительного законодательства // Государство и право. 1993. № 2. С. 85–89.
  • Лазарев В. В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. 520 с.
  • Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.
  • Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Юристъ, 2005. 835 с.
  • Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М.: Норма, 2002. 552 с.
  • Овсянко Д. М. Административное право. М.: Юристъ, 1997. 446 с.
  • Теория государства и права / под ред. М. М. Рассолова. М., 2012. 735 с.
  • Тарасов И. Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897. 702 с.
  • Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 124.
Статья научная