Проблемы в социальной жизни переселенного населения в Узбекистане (1925-1941 гг.)

Автор: Холмуминов Хусан Эшмуминович, Эшмуминов Озодбек Зиедулаевич

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 1 т.8, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье освещены вопросы политики переселения хозяйств и проблем в социальной жизни населения в Узбекистане и его южных областях. Наряду с этим проанализированы с научной точки зрения состояние хозяйств переселенного населения и проблемы обеспечения его жильем, медицинского обслуживания и в сфере образования.

Переселенческая политика, советский период, миграция, урбанизация

Короткий адрес: https://sciup.org/14121654

IDR: 14121654   |   DOI: 10.33619/2414-2948/74/41

Текст краткого сообщения Проблемы в социальной жизни переселенного населения в Узбекистане (1925-1941 гг.)

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 94                                             

В начале ХХ века у населения южных оазисов Узбекистана существовали многочисленные проблемы, связанные с социальными и демографическими процессами. В частности, в первые годы господства советской власти были предприняты попытки налаживания социальной сферы жизни общества, в том числе осуществлены меры по развитию медицинской сферы в целях налаживания системы здравоохранения. Поскольку правильная постановка работы в этом направлении является процессом, связанным с охраной здоровья населения [1, с. 87]. В этот период существовали серьезные недостатки и в области улучшения уровня жизни населения Узбекистана, социальных и демографических процессах.

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., на территории современного Узбекистана проживало 4 447 555 человек. Из данных переписи населения известно, что в этот период этно-демографический состав населения в этот период также был разнообразным. В то же время в этот период в стране проживали представители более 65 различных наций и народностей, в основном национальном составе населения численность узбеков составляла около 3,5 миллионов человек [2, с. 9].

У населения южных оазисов Узбекистана в этот период существовало множество проблем Узбекистана. До образования Сурхандарьинского округа население оазиса нуждалось в охране здоровья и медицинской помощи, однако оказанию населению социальной помощи практически не уделялось внимания. Несмотря на большую потребность в медицине в социальной жизни населения, правительство во многих случаях не уделяло достаточно внимания организации больниц, развитию медицинского обслуживания, медицины в целом. В большинстве случаев существовавшие больницы были организованы для военных, это не давало возможности полноценно удовлетворить потребности всего населения [3, с. 78].

В этот период правительство уделяло основное внимание развитию экономической сферы, а также вопросам развития сельскохозяйственной отрасли. В частности, в качестве актуальной задачи стояло продуктивное использование всех возможностей для установления хлопковой монополии в Сурхандарье. В том числе осуществлялась политика переселения во вновь освоенные хлопководческие районы «мастеров» хлопководства из горных районов области и Ферганской долины [4, с. 23].

Одним из массовых мероприятий, осуществленных в годы существования советской власти, явилась политика переселения населения, эта политика проводилась на плановой и организационной основе, в направлении реализации важных принципов и достижения определенных целей. Основной целью переселенческой политики являлось обеспечение хлопковой независимости СССР, освоение целинных и залежных земель, решение демографических проблем, распространение «опыта хлопководства» и на этой основе повышение экономического потенциала страны.

Следует особо подчеркнуть, что в тот период переселение населения в Сурханский оазис из других областей Узбекистана, в частности, Ферганской долины осуществлялось планомерно. Хозяйства населения, переселенного из Ферганской долины, были размещены в округе городов Термеза, Денау, а также в Сариасийском районе. В переселении ферганского населения в эти места преследовались определенные экономические и политические цели [5, с. 175].

Самым важным было то, что большая часть местного населения Сурханского оазиса занималось животноводством, земледелие здесь не было развито на таком уровне, как у представителей долины. Представители переселенного населения привезли с собой передовую земледельческую культуру, потому что дехкане Ферганской долины были хорошо осведомлены о том, как выращивать некоторые виды земледельческих культур [6, с. 2].

Деятельность по переселению населения осуществлялась в Узбекистане как внутри республики, так и в виде межреспубликанских переселений. Переселения населения внутри страны осуществлялись в основном с целью развития хлопководства и охватывало Ферганскую долину (Андижан, Фергана, Наманган), Самарканд, Кашкадарьинский и Сурхандарьинский оазисы, Хорезмский округ, Ташкентскую область [7, с. 49].

В 1925–1941-х годах только в Вахшскую долину Таджикистана было переселено 83000 хозяйств из Кашкадарьинской области и Ферганской долины Узбекистана. Они были переселены в такие районы, как Вахш, Кургантепа, Саройкамар, Гиссар, Куляб, Арал, Джиликуль, Кобадиён, Сталинабад. Из районов Хорезмской области в Молотовабадский район Таджикской ССР было переселено 1827 хозяйств (5987 человек). Социальная поддержка переселенных хозяйств населения, оказание им бытовых услуг, медицинское обслуживание, оказание услуг в других сферах осуществлялось не на должном уровне.

Существовавшие условия не позволяли полностью удовлетворить потребности переселенного населения. В результате существовало много случаев возвращения переселенных хозяйств, их хозяев в прежние места проживания.

Со временем постепенно усиливалось внимание оказанию социальной помощи хозяйствам населения. Однако создаваемые условия не позволяли улучшить уровень жизни всех переселенных хозяйств. В частности, на территории Узбекистана осуществляли деятельность 53 больницы, рассчитанные на 2135 мест, 185 амбулаторий и фельдшерских пунктов. Однако в связи с тем, что они были расположены в основном в городах, они обслуживали городское население, сельское же население в действительности оставалось не охваченным стабильным медицинским обслуживанием [8, с. 369].

Первая больница в Сурхандарьинском округе была 10-местной и организована в мае 1924 года. Согласно статистическим данным, в Сурхандарьинском округе в отделе здравоохранения в 1925–1926 годах осуществляли деятельность всего 7 человек, это: заведующий отделом здравоохранения, заведующий лечебного отделения, сотрудник судмедэкспертизы, делопроизводитель, бухгалтер, санитарный врач, работник учреждения [9, с. 78].

Советское правительство пыталось предпринять некоторые меры для налаживания социальной сферы в крае, в частности в области подготовки медицинских кадров в целях развития системы здравоохранения. Поскольку правильная организация этой деятельности была неразрывно связана с охраной здоровья населения. Вместе с тем оказание бытовых услуг населению, деятельность клубов, бань, библиотек не были налажены. Самым печальным было то, что вокруг переселенных хозяйств не было школ, то есть не были созданы условия для обучения детей школьного возраста [10, с. 78].

В заключении следует отметить, что существование многочисленных проблем в социальной жизни населения, переселенного на вновь освоенные земли, оказало негативное влияние на его демографическое положение. Несмотря на свое тяжелое социальный образ жизни переселенное население внесло вклад в освоение новых земель своим мужественным трудом.

Рассматривая эти исторические процессы, можно заключить, что изучение всех аспектов переселенческой политики, осуществлявшейся в советский период, требует большого числа исследований. Несмотря на существовавшие проблемы переселенные хозяйства, стойко их переносили, люди решительно осваивали новые земли, не жалея своих сил и труда.

Список литературы Проблемы в социальной жизни переселенного населения в Узбекистане (1925-1941 гг.)

  • Турсунов С. Н., Кабулов Э. О. История Сурхандарьи. Ташкент: Шарк, 2004.
  • Всесоюзная перепись населения 1926 г., 1926 г. Т. XV. М., 1928. С. 8-9.
  • НАУз, фонд Р-86. Оп. 1. Д. 3272. Л. 78.
  • Холмуминов Х. Историко-демографические процессы в южных регионах Узбекистана (вопросы миграции в советское время). Ташкент, 2011. С. 23.
  • НАУз. Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 3803. Л. 175.
  • ГА Шерабадского района. Ф. С 42. Оп. 1. Д. 369. Л. 2.
  • Из истории хлопководства Узбекистана. Ташкент: Фан, 1980. С. 66.
  • Шамситдинов Р. Т., Расулов Б. М. Трагедия среднеазиатского кишлака: коллективизация, раскулачивание, ссылка. 1929-1955 гг. Документы и материалы. Т. I-III. Т. II. Ташкент: Шарқ, 2006. 496 с.
  • Турсунов С., Кабулов Э. И. Сурхондарё тарих кўзгусида. Ташкент: Шарк, 2001.
  • НАУз. Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 3272. Л. 78.
Краткое сообщение