Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер административного пресечения

Автор: Харыбин А.Ю., Гордеева В.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 3-3 (16), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140114134

IDR: 140114134

Текст статьи Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер административного пресечения

Общая характеристика проявлений экстремизма в молодежной среде, а также их основных форм, видов и причин возникновения, имеет прикладное значение для деятельности органов государственной власти и, особенно для органов внутренних дел, в практической работе по противодействию данному явлению в современных условиях [9].

Развивающиеся в России и ряде республик бывшего Советского Союза события показали, что роль и значение правонарушений, мотивированных экстремистскими причинами оказались явно недооцененными. Это способствовало целой серии трагических событий, участниками и жертвами которых были и молодые люди [11, 12].

В посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации глава государства неоднократно подчеркивал, что в сфере национальной безопасности весьма значительными остаются общественно-опасные проявления молодежного экстремизма в современной России.

В утвержденной 12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской

Федерации до 2020 года» экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности [4].

Предварительный анализ специальной юридической литературы позволяет утверждать об отсутствии терминологического единства в определении экстремизма. В последние годы активно проходят научные дебаты по поводу решения этой проблемы, а также соотношения понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», «преступления (правонарушения) экстремистской направленности» [10].

«Шанхайская» Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вступившая в силу 29 марта 2003 года определяет экстремизм как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них [1].

В криминологическом аспекте экстремизм представляет собой негативное социально-правовое, криминогенно-криминальное явление, обусловленное выражением полярных установившимся социальным и правовым нормам и практике взглядов, реализуемых через действие, прямо или опосредованно направленные на изменение основ конституционного строя страны, возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства через применение насилия и причинение имущественного либо физического вреда [14].

Исследование различных взглядов на экстремизм показывает, что он неразрывно связан с насилием, применяемым в качестве способа и средства достижения своих целей.

В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон) содержится законодательное определение понятия экстремизм [5]. В названном Законе экстремизм приравнен к экстремистской деятельности и перечисляются конкретные противоправные действия субъектов, которые являются формами проявления экстремизма, и совершение которых запрещено уголовным, административным и другими законами.

Анализ нормативных правовых актов показал, что существует ряд проблем реализации законодательства о противодействии экстремизму в деятельности органов внутренних дел.

Во-первых, не согласованы между собой нормативные правовые акты, определяющие задачи органов внутренних дел по противодействию экстремизму. В законодательстве определено участие МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел в противодействии терроризму и экстремизму, обеспечении правового режима контртеррористической операции и т.д. Однако в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном

Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 9271 (с изменениями от 21.03.2007 г.) рассматриваемая сфера деятельности не отражена [18].

На основании изложенного, представляется целесообразным внести в подпункт 16 пункта 8 вышеназванного Положения дополнения об участии МВД России в противодействии терроризму и экстремизму, обеспечении правового режима контртеррористической операции.

В своей работе по противодействию экстремизму, в том числе и в молодежной среде, сотрудники органов внутренних дел руководствуются теми же нормативными правовыми актами, что и в повседневной служебной деятельности [13].

Во-вторых, в законодательстве закреплен не весь спектр административно-правовых мер по противодействию экстремизму в молодежной среде. В этой связи необходимо расширить область применения мер административного принуждения, ввиду того, что в настоящее время очевидна тенденция к распространению экстремизма на все большие территории, ужесточение форм его проявления [17].

В-третьих, в Инструкции по организации работы ПДН ОВД направления деятельности по противодействию экстремизму среди несовершеннолетних четко не выделены и конкретно не определены.

Так, мероприятия по противодействию распространению экстремизма в подростковой среде основной состав инспекторов ПДН проводит в рамках мер по общей профилактике правонарушений несовершеннолетних, составной частью которых является предупреждение групповых правонарушений (п. 23.12.) [20].

Одно из важных мест в обеспечении законности и правопорядка занимает государственное принуждение, составной частью которого является административное принуждение. Применяемое как действенное средство борьбы с нарушениями установленных правил поведения, оно чаще (чем, например, уголовное) осуществляется в повседневной жизни многими органами государства, в том числе и органами внутренних дел в процессе охраны общественного порядка.

Административное принуждение реализуется в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти в отношении лиц, не связанных служебными отношениями с органом, осуществляющим принуждение. Оно является проявлением государственно-властного характера полномочий этих органов. От иных видов государственного принуждения его отличает ряд специфических признаков. В частности, административное принуждение осуществляется во внесудебном порядке полномочными государственными органами. Меры его чрезвычайно разнообразны и применяются не только с целью наказания правонарушителей [8].

Содержание мер административного принуждения состоит в причинении лицу какого-либо морального, материального, физического ущерба, или ограничения, стеснения его личных или имущественных прав.

Это свойство принуждения используется для достижения ряда целей. Например, при наличии определенных условий административное принуждение применяется работниками милиции к гражданам для предупреждения возможных правонарушений и наступления - опасных для общества последствий. Поскольку не всегда удается предупредить правонарушение, сотрудники полиции применяют меры административного принуждения для пресечения возникших противоправных действий. В тех же случаях, когда вслед за пресечением возникает необходимость в дополнительном воздействии на правонарушителя, сотрудники полиции применяют административное принуждение: с целью наказания лиц, виновных в совершении административных проступков [18].

К сожалению, в настоящее время не существует общепринятого варианта классификации мер административного принуждения.

А.И. Каплунов в административном принуждении выделяет четыре группы мер: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, меры административной ответственности [20].

Административно-предупредительные меры весьма многочисленны и разнообразны, предусмотрены большим количеством нормативных актов, изданных в силу различной необходимости, но все они служат одной цели — предотвращению правонарушений и иных обстоятельств объективного характера, наносящих вред обществу.

Административно-предупредительные меры — принудительные меры, затрагивающие различные права и интересы лица, к которому они были применены. Принудительность их складывается из того, что, воздействуя на волю субъекта и тем самым отрицая возможность его поведения в соответствии с собственными желаниями, они диктуют ему общественнонеобходимый вариант поведения, что и составляет желаемый результат, конкретную цель [19].

Существуют различные точки зрения о классификации административно-предупредительных мер.

Для обеспечения соблюдения гражданами, должностными и юридическими лицами действующих правовых норм законодательством устанавливается юридическая ответственность за их нарушение. Юридическая ответственность является средством охраны правопорядка, установлена для защиты охраняемых правом общественных отношений; всегда персонифицирована и применяется к конкретным субъектам; нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм; выступает последствием виновного антиобщественного деяния; связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального и материального характера); применяется только уполномоченными законом субъектами; реализуется в соответствующих процессуальных формах [20].

Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. КоАП РФ указывает на это в ст. 2.1 и определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [18].

Многие авторы считают, что административная ответственность может быть реализована только при наличии трех ее оснований: нормативного, фактического, процессуального (регулятивно-правового).

Административная ответственность выражается в применении компетентными органами или должностными лицами административного наказания к правонарушителю. Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом не допускается унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица [20].

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности [17].

Применение административного наказания сопровождается административно-процессуальными действиями должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. Должностные лица органов внутренних дел наделены самой широкой компетенцией по возбуждению дел об административных правонарушениях, они вправе составлять протоколы по 255 из 438 статей Особенной части КоАП РФ (что составляет 58,2%).

Задачи осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, на сотрудников органов внутренних дел возложены Федеральным Законом РФ «О полиции» [7].

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении изложены в ст. 27.1 КоАП РФ. Они направлены как на пресечение административного правонарушения, так и на установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнение принятого по делу постановления. Перечисленные меры тесно связаны с реализацией института административной ответственности, предшествуют ему, позволяют субъектам административной юрисдикции всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства каждого дела, разрешить его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления, а также выявить причины условия, способствовавшие совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ) [18].

Список литературы Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер административного пресечения

  • Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вступившая в силу 29 марта 2003 //СЗ РФ. 2001. №24. Ст. 2446.
  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с изм. и доп. на 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. -2009. -№4. -Ст. 445.
  • Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5 -ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 г. №3-11). //СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
  • Указ Президента Российской Федерации № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г.
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ) //СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3031.
  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в ред. от 27.07.2006 г. № 153-Ф3) //СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
  • Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
  • Административное право России. Учебник для вузов. Под ред. Д.Н. Бахраха. М. Издательство НОРМА. 2002.
  • Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М. Триада, Лтд. 2005.
  • Бокарев С.Н. Экстремизм как социальное явление: история и современность//Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Академия управления МВД России. Тверь. Изд. «Триада». 2006.
  • Бурковская В.А. К вопросу о методологии изучения факторов молодежного экстремизма //Проблемы противодействия молодежному экстремизму. Сб. науч. статей. М. ВНИИ МВД России. 2007.
  • Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. Уч.-метод. пособие. Под ред. Р.Г. Абдулатипова. М. 2003.
  • Ипакян А.П., Касьян В.Ю. Противодействие органов внутренних дел экстремизму и проблемы оценки эффективности их деятельности. //Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Академия управления МВД России. Тверь. Изд. «Триада». 2006.
  • Казаров С.В. О состоянии работы органов внутренних дел по предупреждению, пресечению проявлений молодежного экстремизма и национализма. //Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы борьбы с преступностью». Сборник материалов (юридические науки). -Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2004. -С. 57-58
  • Коршунова О.Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. . СПб. Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2006.
  • Петрова Т.А. Проблемы противодействия молодежному экстремизму. //Научный портал МВД России. 2008. № 1 (в соавт.).
  • Петрова Т.А. Меры административного пресечения противоправных проявлений экстремизма в молодежной среде, применяемые органами внутренних дел. //Вестник МВД России. 2008. № 3.
  • Петрова Т.А. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму в молодежной среде: автореф. диссертация.. кандидата юридических наук. -Москва, 2009.-21 с.
  • Попов Л.Л. Административное право. Учебник. М. Издательство Юрист. 2005.
  • Тюрин В.А., Богданов Р.Г. Меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка. //Современное право. 2005; № 5.
Еще
Статья