Процессуальные компетенции органов нотариата в гражданском судопроизводстве

Автор: Могилевский Г.А., Сергеева О.А., Цубатова Д.К.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 11-1 (38), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются проблемные вопросы процессуальных компетенций нотариуса при его участии в рассмотрении и разрешении гражданских дел. Приводится статистика и практика по обращениям граждан с жалобами на совершенные нотариальные действия. Рассматриваются актуальные аспекты правового положения нотариуса в гражданском процессе. Наряду с кратким анализом сущности рассматриваемых проблемных вопросов предлагаются авторские пути их разрешения.

Нотариус, гражданское судопроизводство, свидетель, ответчик, третье лицо, заинтересованное лицо, установление юридических фактов

Короткий адрес: https://sciup.org/170185640

IDR: 170185640   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11728

Текст научной статьи Процессуальные компетенции органов нотариата в гражданском судопроизводстве

Раскрывая проблематику процессуальных компетенций органов нотариата в Российской Федерации, как субъектов гражданских процессуальных правоотношений следует исходить из той процессуальной презумпции, согласно которой нотариусы как должностные лица органов нотариата может занимать разное процессуальное положение в судебном разбирательстве в зависимости от категории дела и вида судопроизводства. Так, нотариус может выступать в роли стороны, то есть истца или ответчика. В частности, истцом нотариус может быть по искам к налоговым органам о включении в состав затрат сумм тарифов в отношении лиц, которые имеют право на льготу. Ответчиком – по искам налоговых органов о взыскании штрафов за неуплаты обязательных платежей и сборов.

Об актуальности проблем процессуальных компетенций нотариальных органов свидетельствует следующий факт. Так, согласно статистике итога деятельности Федеральной нотариальной палаты, за 2019 г. в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации поступило 4599 жалоб и заявлений на неправомерно совершенные нотариусами нотариальные действия или на отказ в их совершении, из них 415 жалоб были признаны обоснованными –

9,02%. При этом работники нотариальных палат участвовали в рассмотрении 226 судебных дел по вопросам представления профессиональных интересов нотариусов.

Справедливости ради стоит отметить, что за последние годы можно заметить снижение количества жалоб на совершенные нотариальные действия, которые поступили в суды. В отчётном году в судебном порядке рассмотрено 547 жалоб на совершенные нотариальные действия, что на 5,2% меньше соответствующего показателя 2018 года.

Согласно представленной статистике судами удовлетворено 112 жалоб (20,5%), 302 жалобы не удовлетворены (55,2%) и оставшиеся 133 жалобы находятся в судах на рассмотрении (24,3%) [3].

Так, например, в соответствии с решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 3 апреля 2017 г. истице – гражданке У… было отказано в удовлетворении заявление о признании отказа в совершении нотариальных действий незаконным. При принятии решения по делу суд исходил из того, что отказывая в совершении действия, для которого предусмотрена законом обязательная нотариальная форма, – выдаче свидетельства о праве на наследство, – без оплаты услуг правового и технического характера, нота- риус К… действовала в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Предложение оплатить дополнительные услуги, которые являются неотъемлемым элементом конкретного нотариального действия, не является навязыванием ввиду их необходимости [1].

Исходя из изложенного, дискуссионной является проблема защиты интересов нотариусов в суде, поскольку такая защита предусмотрена процессуальным законом. Так, в соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допускается либо защита неопределенного круга лиц, либо иных лиц, но только в случаях предусмотренных законом. В статье 30 Закона об основах нотариата РФ закреплено, что полномочия Федеральной нотариальной палаты могут определяться настоящими Основами и ее уставом [4]. Федеральная нотариальная палата может: осуществлять координацию деятельности нотариальных палат, представлять интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях и организациях, а также обеспечивать защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, которые занимают частной практикой. Таким образом, вопрос о возможности подачи нотариальной палатой иска в защиту интересов нотариусов остается спорным.

Анализ правоприменительной практики позволяет утверждать, что роль нотариуса в судебном процессе весьма различна. По судебному усмотрению он привлекается к участию в процессе либо в качестве свидетеля, либо в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, либо соответчика.

Вследствие этого, в практике реализации процессуальных компетенций нотариата обоснованно возникает вопрос: какое процессуальное положение – третьего лица или свидетеля – может занимать нотариус в спорах между сторонами нотариального акта между собой или с другими лицами. Участие нотариуса в судебном процессе в роли свидетеля лишает его возможности защищать собственные права и интересы, поэтому говорить о его процессуальных компетенциях в этом случае не приходится.

Также может сложиться такая ситуация, когда в соответствии с мнением заинтересованных лиц, нотариус своими советами способствовал заключению заведомо неисполнимого договора. В данном случае наиболее желательным будет вступление нотариуса в процесс в качестве третьего лица, который не заявляет самостоятельные требования на предмет спора.

Еще одним актуальным вопросом является процедура представления реестров нотариальных действий, книг учета регистрации завещаний и других подобного рода документов, в качестве письменных доказательств по рассматриваемому судом гражданскому делу. Данный перечень нотариальных документов как правило, содержит в себе информацию не об одном, а о значительном количестве нотариальных действий [2]. Например, книга реестра нотариальных действий, которая объемом 100 листов, может содержать в себе информацию о более чем одной тысяче совершенных действий. Суд же делает запрос по одному нотариальному действию, и тогда возникает вопрос о правомерности предоставления всего реестра полностью.

Так как в данном случае возможно нарушение тайны нотариальных действий, что противоречит с этой безусловной обязанностью нотариуса по статье 5 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.

На практике могут возникнуть ситуации, когда суд все же истребует реестр нотариальных действий, так как он необходим для проведения экспертизы, когда в суде оспаривается совершение лицом соответствующего нотариального действия. Например, выдача им доверенности, поскольку законодатель не обязывает нотариуса оставлять в делах нотариальной конторы второй экземпляр данного нотариально удостоверенного документа. В этом случае без реестра нотариальный действий довольно сложно провести экспертизу, но все же предоставление реестра нотариальных действий должно происходить в условиях, которые исключают на- рушение статьи 5 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что для решения вышеуказанных проблем процессуальных компетенций нотариуса как субъекта процессуальных правоотношений предлагаются следующие пути их решения:

  • 1.    В гражданском процессе нотариус может занимать два различных процессуальных положения:

    – во-первых, если спор связан с заключением нотариально удостоверенного договора, то нотариусу целесообразнее по собственной инициативе вступить в дело в качестве третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора.

    – во-вторых, по спорам, связанным с исполнением нотариально удостоверенного договора, в большинстве случаев вполне достаточно участия нотариуса в качестве свидетеля. Это связано с тем, что нотариус, удостоверяя договор, не принимает на себя лично каких-либо материальноправовых обязательств и не несет ответственности за его неисполнение или ненад-

  • лежащее исполнение. Поэтому, как правило, решение суда по такому спору не влияет на права и обязанности нотариуса по отношению к сторонам нотариального акта или иным заинтересованным лицам.
  • 2.    Нотариальные действия, согласно которым нотариус предоставляет выписку из реестра в отношении запрашиваемого нотариального действия с ксерокопией части реестра, где содержится соответствующая информация, являются законными и обоснованными. Реестр нотариальных действий также может быть представлен в суд для обозрения суда, но с отсутствием доступа к тем листам реестра, которые не относятся к делу, находящемуся на рассмотрении суда.

  • 3.    Полномочие представления интересов нотариусов в судебных инстанциях должно быть только у Федеральной нотариальной палаты, поскольку она представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти, а суд – один из органов власти. Данную норму следует закрепить в Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.

Список литературы Процессуальные компетенции органов нотариата в гражданском судопроизводстве

  • Судебные и нормативные акты РФ. Суды общей юрисдикции // Сайт Судебные и нормативные акты РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru. (Дата обращения: 27.09.2019).
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46.
  • Федеральная нотариальная палата. Итоги деятельности за 2019 год // Сайт Федеральной нотариальной палаты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.docme.ru. (Дата обращения: 10.09.2019).
  • "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 23.05.2018) // "Российская газета", № 49, 13.03.1993.
Статья научная