Профессионально обусловленные изменения нижних конечностей у артистов балета: факторы деформации (обзор)

Автор: Ялунин Н.В., Полянок А.О., Московских Е.А.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Анатомия человека

Статья в выпуске: 1 т.18, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель: определение основных факторов, детерминирующих возникновение профессиональных деформаций нижних конечностей у артистов балета на основе анализа данных литературы. Проведен анализ 33 научных публикаций, представленных в базах данных и web-ресурсах MEDLINE, PubMed, Google Scholar, Cyberleninka, электронной библиотеке eLibrary и опубликованных в период с 2011 по 2020 г. Наиболее частыми профессиональными деформациями нижних конечностей у артистов балета являются вальгусная деформация стопы, talus partitus, гипертрофия заднелатерального отростка таранной кости (формирование отростка Steida), уплощение подтаранных суставов и избыточная ацетабулярная ретроверсия. На основе анализа исследований определена очередность возникновения профессиональных изменений нижних конечностей у артистов балета (стопа - голеностопный сустав - тазобедренный сустав - коленный сустав). Произведена систематизация факторов, обусловливающих профессиональную деформацию нижних конечностей, и объединение в группы на основе их генезиса (экзо- и эндогенные). Определен характер влияния ряда экзо- и эндогенных факторов на особенности развития патологических морфофункциональных изменений нижних конечностей у артистов балета.

Еще

Балет, профессионально обусловленные изменения нижних конечностей

Короткий адрес: https://sciup.org/149141134

IDR: 149141134

Список литературы Профессионально обусловленные изменения нижних конечностей у артистов балета: факторы деформации (обзор)

  • Statistical publications. Healthcare in Russia 2019. URL: https://rosstat.gov.ru / folder / 210 / document / 13218 (20 June 2021).
  • Pohjola H, Sayers M, Mellifont R, et al. Three-dimensional analysis of a ballet dancer with ischial tuberosity apophysitis: A case study. Journal of Sports Science and Medicine 2014; 13 (4): 874–80.
  • Zavalishin DS, Makarenko MV. New knowledge about human physiology as the basis for innovation in ballet education. Bulletin of Vaganova Ballet Academy 2015; 5 (40): 96–101. Russian (Завалишин Д. С., Макаренко М. В. Инновации в балетном образовании на основе новых знаний о физиологии человека. Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой 2015; 5 (40): 96–101).
  • Vaganova A. Basic principles of classical ballet Russian ballet technique. 4th ed. N. Y.: Dover Publications, Inc; 2015; 171 р.
  • Kuznetsov IA, Velichko KE, Shchepkina EA. Features of treatment for posterior impingement in sportsmen and ballet dancers. Traumatology and Orthopedics of Russia 2015; 77 (3): 61–8. Russian (Кузнецов И. А., Величко К. Е., Щепкина Е. А. Особенности лечения заднего импиджмент- синдрома голеностопного сустава у артистов балета и спортсменов. Травматология и ортопедия России 2015; 77 (3): 61–8.
  • Seki H, Miura A, Sato N, et al. Correlation between degree of hallux valgus and kinematics in classical ballet: A pilot study. PLOS One 2020; 15 (4): e0231015.
  • Sobrino FJ, Guillén P. Overuse injuries in professional ballet: influence of age and years of professional practice. Orthopaedic Journal of Sports Medicine 2017; 6 (5): 2325967117712704.
  • Vasil’ev OS, Stepanik IA, Levushkin SP, Rohlin AV. Physical overload in choreography and sports (systematic analysis). Message I. Morphology of eversion. New Research 2020; 61 (1): 98–125. Russian (Васильев О. С., Степаник И. А., Левушкин С. П., Рохлин А. В. Перегрузки от объема движений в хореографии и спорте (систематический анализ). Сообщение I. Морфология выворотности. Новые исследования 2020; 61 (1): 98–125.
  • Steinberg N, Siev-Ner I, Zeev A, Dar G. The association between hallux valgus and proximal joint alignment in young female dancers. International Journal of Sports Medicine 2015; 36 (1): 67–74.
  • Carter SL, Bryant AR, Hopper LS. An analysis of the foot in turnout using a dance specific 3D multi-segment foot model. J Foot Ankle Res. Journal of Foot and Ankle Research 2019; 12 (10): 1–11.
  • Hansberger BL, Acocello S, Slater LV, et al. Peak lower extremity landing kinematics in dancers and nondancers. Journal of Athletic Training 2018; 53 (4): 379–85.
  • Herb CC, Grossman K, Feger MA, et al. Lower extremity biomechanics during a drop-vertical jump in participants with or without chronic ankle instability. Journal of Athletic Training 2018; 53 (4): 364–71.
  • Quanbeck AE, Russell JA. Handley SC, Quanbeck DS. Kinematic analysis of hip and knee rotation and other contributors to ballet turnout. Journal of Sports Sciences 2017; 35 (4): 331–8.
  • Romakina NA, Fedonnikov AS, Kireev SI, et al. Application of techniques of biomechanics in the status evaluation and pathology correction of locomotor system (review). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (3): 310–6. Russian (Ромакина Н. А., Федонников А. С., Киреев С. И. и др. Использование методов биомеханики в оценке состояния и коррекции патологии опорно-двигательной системы. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (3): 310–6).
  • Marina MA. Development of “ballet-foot” in the professional and pre-professional choreographic education. Bulletin of Vaganova Ballet Academy 2015; 5 (40): 102–12. Russian (Марина М. А. Формирование балетной стопы в системе профессионального и предпрофессионального хореографического образования. Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой 2015; 5 (40): 102–12).
  • Bakharev DV, Panteleeva DV. Аnatomical and biomechanical features in foot development revealed among students of Samara ballet school. Bulletin of Vaganova Ballet Academy 2016; 6 (47): 162–8. Russian (Бахарев Д. В., Пантелеева Д. В. Анатомо-биомеханические особенности развития стоп учащихся (на примере Самарского хореографического училища). Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой 2016; 6 (47): 162–8).
  • Sobrino FJ, de la Cuadra C, Guillén P. Overuse injuries in professional ballet: injury-based differences among ballet disciplines. Orthop J Sports Med 2015; 3 (6): 2325967115590114.
  • Nechaev VA, Vasil’ev AIu. Diagnostic imaging of pathologic changes in the ankle joint of ballet dancers (literature review). Genij Orthopedii 2020; 1 (26): 137–40. Russian (Нечаев В. А., Васильев А. Ю. Лучевая диагностика патологических изменений голеностопного сустава у артистов балета (обзор литературы). Гений ортопедии 2020; 1 (26): 137–40).
  • Rehmani R, Endo Y, Bauman P, et al. Lower extremity injury patterns in elite ballet dancers: ultrasound / MRI imaging features and an institutional overview of therapeutic ultrasound guided percutaneous interventions. The Musculoskeletal Journal of Hospital for Special Surgery 2015; 11 (3): 258–77.
  • Costa MSS, Ferreira AS, Orsini M, et al. Characteristics and prevalence of musculoskeletal injury in professional and non-professional ballet dancers. Brazilian Journal of Physical Therapy 2016; 20 (2): 166–75.
  • Fong C-M, Blackburn JT, Norcross MF, et al. Ankle-dorsiflexion range of motion and landing biomechanics. Journal of Athletic Training 2011; 46 (1): 5–10.
  • Biz C, Favero L, Stecco C, Aldegheri R. Hypermobility of the first ray in ballet dancer. Muscles, Ligaments and Tendons Journal 2012; 2 (4): 282–8.
  • Zhanaspaev MA, Bokembaev NA, Tlemisov AS, et al. Modern methods of diagnosis and treatment of static deformity of theforefoot. Literature review. Science & Healthcare 2020; 5 (22): 31–46.
  • Perry SK, Buddhadev HH, Brilla LR, Suprak DN. Mechanical demands at the ankle joint during saut de chat and temps levé jumps in classically trained ballet dancers. Open Access Journal of Sports Medicine 2019; (10): 191–7.
  • Zazirnyi IM, Ryzhkov BS. View of the sport traumatologist on the biomechanics of the hip. Trauma 2019; 1 (20): 102–10.
  • Vasil’ev OS. Ballet «rise» as a phenotypic marker of connective tissue dysplasia. Department of traumatology and orthopedics 2016; Special issue: 131. Russian (Васильев О. С. Балетный «подъем» как фенотипический маркер дисплазии соединительной ткани. Кафедра травматологии и ортопедии 2016; Спецвыпуск: 131).
  • Skwiot M, Śliwiński G, Milanese S, Śliwiński Z. Hypermobility of joints in dancers. PLOS One 2019; 14 (2): e0212188.
  • Nechaev VA, Vasil’ev AYu. Imaging of ballet artists’ hip joint pathology (literature review). Radi Practice 2018; (3): 51–60. Russian (Нечаев В. А., Васильев А. Ю. Лучевая диагностика патологии тазобедренного сустава у артистов балета (обзор литературы). Радиология — практика 2018; (3): 51–60).
  • Kiselevskiy YuM, Ivantsov AV. Structural and functional characteristics of knee joint. Journal of the Grodno State Medical University 2008; (1): 109–12. Russian (Киселевский Ю. М., Иванцов А. В. Структурно-функциональные особенности коленного сустава. Журнал ГрГМУ 2008; (1): 109–12.
  • Amorim T, Metsios GS, Wyon M, et al. Bone mass of female dance students prior to professional dance training: A cross-sectional study. PLOS One 2017; 12 (7): e0180639.
  • Washington I, Mayes S, Genderton C, Pizzari T. Differentials in turnout among professional classical ballet dancers. Medical Problems of Performing Artists 2016; 1 (3): 160–5.
  • Gorwa J, Kabaciński J, Murawa Mi, Fryzowicz A. On the track of the ideal turnout: Electromyographic and kinematic analysis of the five classical ballet positions. PLOS One 2020; 15 (3): e0230654.
  • Ozdinc SA, Turan FN. Effects of ballet training of children in Turkey on foot anthropometric measurements and medial longitudinal arc development. Journal of the Pakistan Medical Association 2016; 66 (7): 869–74.
Еще
Статья научная