Происхождение Тамг Хунну

Автор: Богданов Евгений Сергеевич

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализирован весь корпус источников по тамгам хунну. Выявлены причины возникновения в культуре кочевников тамгообразных знаков, в основе которых лежит круг. Анализ имеющегося материала позволил высказать предположение о том, что тамги хунну могли появиться на базе китайских традиционных символов и иероглифов. Процесс возникновения родовых знаков проходил на фоне коренных изменений в иероглифическом письме в Китайской империи, поэтому каждая тамга была по сути идеографом, выражающим основную идею, понятие. Важнейшим ключом к пониманию принципов возникновения тамг являются концевые диски черепицы эпохи Хань, особенно с территории Монголии и Внутренней Монголии. Возникшая потребность у вождей хунну иметь собственные знаки, отражающие солярную символику, подчеркивающую изначальную связь кочевых родов с Небом, была исторической необходимостью в противовес Ханьскому Китаю. В дальнейшем именно передвижение на Запад хуннских племен, перенявших ханьские традиции, повлияло на появление подобных тамг в сарматском мире...

Еще

Сарматские культуры, тамги хунну, ханьская эпоха, идеограф, зеркала-подвески

Короткий адрес: https://sciup.org/149130810

IDR: 149130810

Список литературы Происхождение Тамг Хунну

  • Барцева Т. Б., 1971. Предварительные результаты спектрального изучения зеркал-подвесок Центрального Кавказа//История и культура Восточной Европы. Тр. ГИМ. М.: Гос. ист. музей. С. 133-138.
  • Безруков А. В., 2000. Сарматы Южного Приуралья и Нижнего Поволжья на Великом Шелковом пути//Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. IX. М.; Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. ун-та. С. 149-155.
  • Безуглов С. И., Толочко И. В., 2006. О культурно-исторических связях населения Танаиса в эпоху переселения народов (по материалам погребений)//Древности Боспора: сб. науч. ст. Вып. 10. М.: Ин-т археологии РАН. С. 89-110.
  • Богданов Е. С., 2006. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН. 240 с.
  • Богданов Е. С., 2009. Искусство хунну: старые концепции, новые факты//«Homo eurasicus» у врат искусства. СПб.: Астерион. С. 212-217.
  • Боталов С. Г., Гуцалов С. Ю., 2000. Гунно-сарматы урало-казахстанских степей. Челябинск: Рифей. 267 с.
  • Вайнберг Б. И., Новгородова Э. А., 1976. Заметки о знаках и тамгах Монголии//История и культура народов Средней Азии. М.: Наука. С. 66-74, 176-179.
  • Ван Ганхуай, 2015. Ранние китайские зеркала. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ. 199 с. (на кит. яз.).
  • Ван Чэньи, 2011. Собрание лучших зеркал Китая. Чжэньчжоу: Чжунчжоу гуцзи чубаньшэ. 248 с. (на кит. яз.).
  • Воронятов С. В., 2009. О функции сарматских тамг на сосудах//Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем. СПб.: Фак. филологии и искусств СПбГУ. С. 80-98.
  • Воронятов С. В., 2013. Центральная Азия и Северное Причерноморье: параллели предметов с тамгами//Нижневолжский археологический вестник. Вып. 13. С. 48-59.
  • Воронятов С. В., Мачинский Д. А., 2010. О времени, обстоятельствах и смысле появления сарматских тамг на германских копьях//Germania -Sarmatia II: сб. науч. ст. по археологии народов Центральной и Восточной Европы, посвящ. памяти М.Б. Щукина. Калининград; Курск. С. 57-77.
  • Го Бин, 2010. Концевые диски: характеристика китайских древних черепиц. Тайюань: Шаньси жэньминь чубаньшэ. 228 с. (на кит. яз.).
  • Гугуев В. К., Трейстер М. Ю., 1995. Ханьские зеркала и подражания им на территории юга Восточной Европы//Российская археология. № 3. С. 143-156.
  • Давыдова А. В., 1995. Иволгинский археологический комплекс. Т. 1: Иволгинское городище//Археологические памятники сюнну. СПб.: Фонд АзиатИКА. 97 с. + 188 табл.
  • Давыдова А. В., 1996. Иволгинский археологический комплекс. Т. 2: Иволгинский могильник//Археологические памятники сюнну. СПб.: Петербуржское Востоковедение. 176 с.
  • Давыдова А. В., Миняев С. С., 2003. Комплекс археологических памятников у села Дурены//Археологические памятники сюнну. СПб.: Фонд «АзиатИКА». 164 с.
  • Драчук В. С., 1975. Системы знаков Северного Причерноморья. Тамгообразные знаки северо-понтийской периферии античного мира первых веков нашей эры. Киев: Наукова думка, 224 с.
  • Древнемонгольские города, 1965. М.: Наука. 296 с.
  • Духовная культура Китая, 2008. Энциклопедия: в 6 т. Т. 3. Литература. Язык и письменность. М.: Вост. лит. 854 с.
  • Елихина Ю. И., Новикова О. Г., 2013. Исследование китайских лакированных чашечек эпохи Хань из коллекции Государственного Эрмитажа//Теория и практика археологических исследований. № 1 (7). С. 135-146.
  • Косяненко В. М., 1994. К вопросу о хронологии и ритуально-магической роли бронзовых зеркал из некрополя Кобякова городища (по материалам раскопок 1956-1962 гг.)//Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1993 году. Вып. 13. Азов. С. 43-56.
  • Кравцова М. Е., 2004. История искусства Китая: учеб. пособие. СПб.: Лань. 960 с.
  • Краткий отчет о раскопках чуского погребения села Яоцзяган уезда Чжицзян провинции Хубэй, 1988//Каогу. № 2. С. 157-168. (на кит. яз.).
  • Краткое сообщение об анализе могил эпохи Цинь и Хань в районе Гуаньцзюй, 1999//Вэньу. № 6. С. 26-47. (на кит. яз.).
  • Кызласов И. Л., 1994. Рунические письменности евразийских степей. М.: Вост. лит. 327 с.
  • Ли Сяоцин, Нань Баошэн, 2003. Золотые и бронзовые изделия северного вида, найденные в последние годы в Люпине, уезде Циншуй, провинции Ганьсу//Вэньу. № 7. С. 4-17. (на кит. яз.).
  • Литвинский Б. А., 1968. Кангюйско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии). Душанбе: Дониш. 114 с. + 6 табл.
  • Лубо-Лесниченко Е. И., 1975. Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука. 170 с. + 109
  • Лубо-Лесниченко Е. И., 1994. Китай на Шелковом пути (Шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая). М.: Вост. лит. 326 с.
  • Материалы по истории сюнну (по китайским источникам), 1968. Предисловие, перевод и примечания В. С. Таскина. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит. 178 с.
  • Медведев А. П., 2008. Сарматы в верховьях Танаиса. М.: Таус. 252 с.
  • Миняев С. С., Сахаровская Л. М., 2007. Элитный комплекс захоронений сюнну в пади Царам//Российская археология. № 1. С. 194-201.
  • Новгородова Э. А., 1984. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит. 168 с.
  • Объяснение черт китайских иероглифов. Рассказы о 1000 иероглифах, 2010. Сиань: Шэньси шифан дасюэ чубаньшэ. 510 с. (на кит. яз.).
  • Ольховский B. C., 2001. Тамга (к функции знака)//Историко-археологический альманах. Вып. 7. Армавир; М.: АКМ. С. 100-109.
  • Подушкин А. Н., 2013. Сарматские тамги-знаки на керамике Южного Казахстана//Шестая Междунар. Кубан. конф. Краснодар: Экоинвест. С. 340-344.
  • Полное собрание образцов орнамента Китая, 2009. Т. 2. Цзинань: Шаньдун мэйшу чубаньшэ. 382 с. (на кит. яз.).
  • Полосьмак Н. В., Чистякова А. Н., 2013. Завершить работу небес//Наука из первых рук. № 4 (52). С. 77-91.
  • Полосьмак Н. В., Богданов Е. С., 2016. Каталог ноинулинской коллекции (по материалам работы российско-монгольской экспедиции 2006-2012 гг.). Новосибирск: ИНФОЛИО. 176 с.
  • Пэрлээ Х., 1976. Изучение этногенеза монгольских народностей по родовым знакам: (Опыт историко-этнографического исследования). Улан-Батор: АН Монголии. 270 с. (на монг. яз.).
  • Равич И. Г., 1995. Особенности состава и технологии изготовления миниатюрных сарматских зеркал из белой бронзы//Российская археология. № 3. С. 157-164.
  • Руденко С. И., 1962. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.: Л.: Изд-во АН СССР. 203 с.
  • Самашев З., Базылхан Н., Самашев С., 2010. Древнетюркские тамги. Алматы: АО «Абди компани». 168 с.
  • Серкина А. А., 1973. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит. 132 с.
  • Симоненко А. В., 2010. «Гунно-сарматы» (к постановке проблемы)//Нижневолжский археологический вестник. Вып. 11. С. 392-402.
  • Симоненко А. В., Лобай Б. И., 1991. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н.э. (погребения знати у с. Пороги). Киев: Наукова думка. 112 с.
  • Скрипкин А. С., 1994. О начале и некоторых особенностях функционирования северного ответвления Великого шелкового пути//Античная цивилизация и варварский мир: тез. докл. IV археол. семинара. Новочеркасск: Музей истории донского казачества: Изд-во КубГУ. C. 32-33.
  • Соломоник Э. И., 1959. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев: Изд-во АН УССР. 179 с. + 22
  • Толстов С. П., 1948. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: Изд-во МГУ. 440 с.
  • Топоров В. Н., Мейлах М. Б., 1988. Круг//Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. энцикл. С. 18-19.
  • Ханьское погребение у насыпи Чэньдун, провинции Цзянсу, уезд Сыян, 2007//Вэньу. № 7. С. 39-60. (на кит. яз.).
  • Хуннский могильник Дуурлиг-Нарс: каталог выставки, 2009. Улаанбаатар. 99 с. (на монг. яз.).
  • Чистякова А. Н., 2011. Анализ лаковых чашек эпохи Западная Хань по иероглифическим надписям (Ноин-Ула, Монголия)//Археология, этнография и антропология Евразии. № 4 (48). С. 83-89.
  • Чэнь Юнчжи, 2003. Черепицы из Внутренней Монголии. Пекин: Вэньу чубаньшэ. 310 с. (на кит. яз.).
  • Шрамко Б. А., 1962. Древности Северного Донца. Харьков: Изд-во Харьк. гос. ун-та. 404 с.
  • Яценко С. А., 2001. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М.: Вост. лит. 190 с.
Еще
Статья научная