Произведения О. Родена в хореографии Л. Якобсона и Б.Эйфмана (визуализация и репрезентация художественного образа)

Автор: Портнова Т.В.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 4 (51), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются скульптурные произведения и творческая жизнь знаменитого французского скульптора О. Родена (1840 1917), использованные как визуальный источник особой темы, интерпретированной языком танца двумя российскими балетмейстерами Л. Якобсоном и Б. Эйфманом. Особое внимание автор исследования уделяет духовно психологическим факторам визуализации творений О. Родена в хореографических образах различных жанровых форм миниатюре и двухактном спектакле. Опираясь на пластическую категорию и используя инструментарий смежных искусств (скульптурной пластики и танца), автор статьи рассматривает различные точки смыкания между ними, обусловленные выбором сюжета. Путем синхронного (преимущественно в образной мотивации темы Роденовского цикла из шести миниатюр «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол», «Отчаяние», «Паоло и Франческа», «Экстаз» у Л. Якобсона) и диахронного (фабульном развитии драматургического действа в балете «Роден и его вечный идол» у Б. Эйфмана) показываются полярно противоположные постановочные концепции, воплощенные средствами хореографии. В первом случае немалое внимание уделено стилистическим соотношениям скульптурного и хореографического образа, во втором динамике событийного ряда в воспроизведении творческого пути и прослеживании некоторых вех биографии скульптора. Автор также исследует границы использования темы творца и создателя художественных произведений посредством жанровых форм хореографии. Аналитический портрет О. Родена представляет собой попытку не только обобщить его последовательные, хотя и противоречивые творческие поиски, но и теоретически обосновать доминирующие свой ства феномена его личности, показанные в танце. Подчеркивается, что универсальная категория пластического творчества функционирует здесь на всех уровнях организации системы визуального зрительского восприятия. В статье впервые проведен сравнительный анализ двух режиссерских интерпретаций в контексте художественных творений О. Родена, переведенный на язык другого искусства и репрезентированный в современные сценические образы.

Еще

О. роден, л. якобсон, б. эйфман, авторская концепция, пластическая категория, скульптурный и хореографический образ, визуализация, репрезентация

Короткий адрес: https://sciup.org/144163008

IDR: 144163008   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2023-451-42-52

Список литературы Произведения О. Родена в хореографии Л. Якобсона и Б.Эйфмана (визуализация и репрезентация художественного образа)

  • Бурнаев А. Г. «Экзот» танца О. Родена и «неестественность «балетного ракурса С. Д. Эрьзи. // Финно-угорский мир. 2013. № 3. С. 67-74.
  • Ванслов В. В. Статьи о балете. Ленинград: Музыка, 1980. 192 с.
  • Ершова Т. Танцуя с гением. Борис Эйфман о балете "Роден" Интервью перед премьерой в ГАБТ. 24 мая 2012 г. URL: https://lenta.ru/articles/2012/05/24/ejfman1/
  • Карп П. М. Балет и драма. Ленинград: Искусство, 1979. 246 с.
  • Каган М. С. Морфология искусств. Москва: Юрайт, 2019. 388 с.
  • Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Канд. дис. по спец. Социальная философия, на соискание степени кандидата философский наук. Ростов: Ростовский государственный университет, 1994. 126 с.
  • Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург: Академический Проект, 2002. 542 с.
  • Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников. Москва: Республика, 2000. 364 с.
  • «Роден и его время». Выставка из музеев Франции. Москва: Советский художник, 1966. 38 с.
  • СарабьяновД. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. Москва: Искусство, 1989. 293 с.
  • Ступников И. В. О времени страстей II Санкт-Петербургские ведомости. 2011 30 ноября.
  • Эйфман Б. Я. Золотая маска. Фестиваль и премия. URL: https://www.golden-mask.ru/spect_892.html?ysclid=lky5ns588c223010610
Еще
Статья научная