ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Автор: Галлямова Ю. С.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 3, № 3, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ актуальных вопросов прокурорского надзора за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение. Основное внимание акцентируется на нарушениях в рассматриваемой сфере. Приводятся примеры из практики, обобщается практический опыт. Автор делает вывод о необходимости интенсификации деятельности прокурорских работников в данном направлении.
Органы прокуратуры, прокурорский надзор, меры реагирования, права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на жилье
Короткий адрес: https://sciup.org/14118336
IDR: 14118336
Текст статьи ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам поддержка государства нужна во всех областях. Статья 38 Конституции РФ гарантирует защиту интересов детей и защиту материнства, детства и семьи [1].
Нормы международного права гарантируют защиту интересов несовершеннолетних детей. В статье 20 «Конвенции о правах ребенка» закреплена норма о том, что несовершеннолетний, лишённый семейного окружения, имеет право на защиту и помощь от государства [2].
Ратифицировав международные договоры, государство приняло на себя обязанность защищать и соблюдать права детей, которые были лишены семейного окружения. Несмотря на это, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с проблемой реализации их права на жилье.
Итак, указанная тема является актуальной, поскольку национальное законодательство и международные договоры закрепляют право на жилье за несовершеннолетними детьми, но реализовать право детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, как показывает практическое состояние дел, трудно.
Здесь следует выделить деятельность прокуратуры по защите прав социально уязвимых категорий населения, к которым, в том числе, относятся и обозначенные группы детей. В связи с постоянным реформированием жилищного законодательства прокуроры обязаны отслеживать эти законодательные новеллы и реагировать на любое нарушение прав детей в этой области общественных отношений.
Игорь Викторович Краснов, выступая на пленарном заседании в Совете Федерации перед назначением на должность Генерального прокурора России, указал на важнейшие, по его мнению, сферы надзора прокуроров, заострив внимание присутствующих на том, что, прежде всего предметом такого воздействия должны стать явления жизни общества, в которых наблюдается повышенная криминализация. В качестве одной из таких областей общественных реалий он назвал нарушения, касающиеся соблюдения жилищных прав граждан России, делая при этом акцент на соответствующих правах рассматриваемой категории детей [14, с. 234].
Следует подчеркнуть, что в 2018 году Генеральная прокуратура РФ, исходя из приоритетности проблемы защиты детей, организовала специальное управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, функцией которого является реализация системного надзора за нарушением федерального законодательства в этой сфере, а также координация деятельности нижестоящих прокуратур по выполнению этих задач [7, с. 77].
Ещё в 2007 году, приказом Генеральной прокуратуры № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [4] прокурорам было предписано своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению; ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем, право на которое имеют дети (п. 3.3); было закреплено право прокуроров требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления принятия эффективных мер по исполнению положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3] о реализации права на имущество и жилое помещение воспитанников и выпускников детских домов, интернатов, других учреждений, призванных облегчить их социальную адаптацию в обществе (п. 5.1).
Итак, прокуроры, выполняя указанные нормы закона и положения ведомственного приказа, должны осуществлять обязательные проверки на предмет возможных нарушений жилищного законодательства и обеспечения жилищных прав рассматриваемой категории детей.
Согласно нормам указанного закона дети обозначенной категории должны однократно обеспечиваться благоустроенным жильем из специализированного жилищного фонда, для чего должны заключаться соответствующие договоры найма (ст. 8). При этом на местные органы власти возложены обязанности по соблюдению технического и санитарного состояния такого жилья и контролю по распоряжению им.
Однако, как уже нами отмечалось, в этой сфере общественной жизни имеют место частые случаи несоблюдения норм законодательства, устанавливающего порядок обеспечения жилыми помещениями таких детей [9]. Укажем, в частности, на такую проблему.
Орган исполнительной власти субъекта РФ составляет список лиц из числа детей рассматриваемой категории, которым должны быть предоставлены согласно нормам указанного закона соответствующие жилые помещения. Список формируется из обозначенных несовершеннолетних, достигших четырнадцатилетнего возраста. Согласно общему правилу такие помещения предоставляется этой категории граждан России по достижению восемнадцатилетнего возраста. Исключения составляют ситуации, когда дееспособность такие лица приобретают в установленных действующим законодательством случаях досрочно. Право на жилье обозначенные несовершеннолетние имеют вплоть до реального предоставления им таких помещений. Запись в таком списке представляет собой своеобразный юридический факт, вследствие которого субъект обладает правом на обеспечение жильем, так как сумма финансовых средств на приобретение такового для обозначенных несовершеннолетних определяется, опираясь на такие сведения. Как свидетельствует практическое состояние дел, при составлении обозначенного списка нередко наблюдаются нарушения определенного законом механизма выполнения таких действий. Органы опеки и попечительства не выполняют должным образом свои функциональные обязанности, при этом имеют место случаи полного бездействия сотрудников этих органов, несмотря на имеющиеся сведения о детях данной категории, которым требуется такая социальная защита. Соответствующие ответственные лица не соблюдают сроки предоставления сведений, должным образом не извещают таких детей о наличии у них обозначенных жилищных прав, не пытаются определить причины неиспользования субъектом положенного ему жилого помещения. Недостаток сведений о несовершеннолетних, имеющих потребность в жилье, приводит к такому негативному явлению, как неполное финансирование и, соответственно, препятствует закупке жилья для таких лиц в нужных объемах [14, с. 236].
Материалы прокурорской деятельности по этому направлению показывают, что дети такой категории могут находиться на обозначенном учете недопустимо долго. Так, в отчете уполномоченного по правам ребёнка в Республике Крым отмечены нарушения в г. Алушта. По данным прокурорского проверки 16 детей-сирот не включены в список предоставления жилья из-за отсутствия необходимых документов [12, с. 92].
В ликвидации и недопущении причин таких нарушений главное значение имеют прокурорские надзорные проверки. Необходимость таких действий прокуратуры особенно явно видится при отсутствии серьезных усилий со стороны сотрудников уполномоченных публичных органов. При этом именно сотрудники прокуратуры обладают такими мерами воздействия, которые с наибольшей эффективностью позволяют ликвидировать нарушения в деле обеспечения прав на жилье рассматриваемой категории детей и причины, ведущие к неполучению детьми положенного им жилого помещения [11, с. 112].
Так, прокурор при проведении надзорной проверки может установить, внесен ли ребенок в список нуждающихся лиц в получении жилья. При отрицательном результате прокурор может внести представление, выставив требование об устранении указанного нарушения, и, вместе с тем, привлечь виновных в этом упущении субъектов к ответственности. Прокурор также может подать в суд иск о признании бездействия должностного лица незаконным и о постановке ребенка рассматриваемой категории на соответствующий учет [10, с. 43].
-
А. К. Мамаева указывает, что в настоящее время «чаще всего прокуроры заявляют иски в интересах несовершеннолетних
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ судебной практики показывает, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходят из положений ст. 10 Закона № 159-ФЗ, а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.
В силу вышеизложенного вопросы обеспечения жильем детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на особом контроле прокуроров» [8, с. 76].
Рассмотрим примеры из практики.
Наблюдаются случаи, когда за ребенком в соответствии с законом закреплено жилое помещение, но реально оно не может быть использовано по назначению (это осуществляется с целью улучшить формальную статистику). При таких обстоятельствах прокурор подаёт иск о признании такого помещения непригодным для проживания, либо иск о производстве ремонта этого помещения. Иногда по такому факту дело может решаться в рамках уголовного законодательства. Так, в октябре 2019 года Чесменский районный суд Челябинской области вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего начальника районного управления экономики, недвижимости и предпринимательства. Уголовное дело было возбуждено после прокурорской проверки состояния жилых помещений, которые соответствующим органом власти приобретались для последующего предоставления детям рассматриваемой категории. «В ходе осмотра жилых домов выявлены многочисленные недостатки, препятствующие проживанию: трещины конструкций, проседание фундамента, следы плесени, гнили, поражения древесины насекомыми и прочие», — сказано в материалах дела. Обвиняемую признали виновной в халатности (часть 1 статьи 293 УК РФ) [13].
В Аскизком районном суде Республики Хакасии по делу № 2-465/2018 был рассмотрен иск прокурора, действующего в интересах К., к администрации Аский-ского района об обязании обеспечения К. жилым помещением, которое будет соответствовать санитарным и техническим нормам. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что К. обратился к нему с заявлением на бездействие администрации. Мать К. лишена родительских прав, а отец собственного жилья не имеет. В судебном заседании ответчик исковые требования не признал, так как переданные администрации Аскизкого района государственные полномочия не обеспечены финансовыми средствами. Требование прокурора к администрации было удовлетворено [5].
Прокуратура каждый день продолжает выявлять факты нарушения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Счетной палаты России, за 2020 год число детей, нуждающихся в жилье, возросло на 12 тысяч по сравнению с предыдущим годом и составило 270 тысяч человек по всей стране. При этом 65 % из этого числа — лица старше 18 лет, у которых нет «крыши над головой». Такой фактор сильно увеличивает вероятность их девиантного поведения. Учитывая представленную динамику, число таких лиц с каждым годом будет только увеличиваться, и как следствие будут прогрессировать нарушения законодательства в рассматриваемой отрасли [6].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать выводы, что органы прокуратуры должны активизировать свою работу по данному направлению: осуществлять постоянный мониторинг за соблюдением жилищных прав детей-сирот, всегда иметь актуальную информацию о количестве нуждающихся в жилье детей и оперативно реагировать на выявленные нарушения путем принятия соответствующих мер прокурорского реагирования (вынесение протеста, представления, подача иска в суд, возбуждение дела об административном правонарушении и его расследование).
Особо отметим, что сотрудники прокуратуры имеют возможность устанавливать такие нарушения закона прежде наступления момента непосредственной необходимости предоставления жилья, посредством внесения представления, подачи иска в суд, осуществляя тем самым превентивные меры по отношению к рассматриваемым нарушениям.
Как отмечается в специальной литературе и подтверждается анализом материалов судебной практики, в настоящее время прокуроры все чаще подают иски в суд о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.