Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан
Автор: Шемелин Филипп Владимирович
Журнал: Современная цивилистика @modern-civil-law
Рубрика: Трудовое право
Статья в выпуске: 1, 2019 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена отдельным вопросам прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства, а также трудовых прав и свобод физических лиц. В соответствии с нормами как международного, так и отечественного законодательства, каждому гарантируется право на свободный труд, установление государственных гарантий защиты прав работников всеми незапрещенными законом способами, в том числе посредством обращения в надзорные органы. Прокуратура Российской Федерации является одним из органов, осуществляющих защиту прав трудящихся. Автор обращает внимание на недопустимость подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера, а также на проблему выплаты так называемых «серых» зарплат или зарплат в конвертах, когда часть оплаты труда не включается в налогооблагаемую базу, что ведет к существенному нарушению прав государства и, в первую очередь, самих работников.
Прокурорский надзор, трудовые права, обращения граждан, «серая» заработная плата, заработная плата в конвертах, трудовой договор.
Короткий адрес: https://sciup.org/148317543
IDR: 148317543
Текст научной статьи Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать деятельность и профессию. При этом принудительный труд был запрещен кроме случаев, прямо установленных законодательством для обеспечения прав, свобод, безопасности государства и граждан.
Кроме этого, основными принципами правового регулирования трудовых отношений в России признаются безусловное право на свободный труд, отвечающий нормам безопасности и гигиены, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников.
Неотъемлемой частью правового статуса каждого работника являются также права, установленные международными актами. Например, в соответствии с Европейской социальной хартией от 3 мая 1996 г. (пересмотренная) (ратифицирована Россией в 2009 г.) каждый вправе иметь возможность зарабатывать на жизнь трудом, который свободно выбирает [1].
В последние годы в России активно развиваются рыночные отношения, негосударственный сектор экономики. Государство утратило положение главного и единственного работодателя в стране. С увеличением форм собственности, видов хозяйствующих субъектов, бурным развитием гражданского и трудового законодательства возрастает необходимость в своевременной защите нарушенных трудовых прав. В этой связи проку- рорский надзор за исполнением трудового законодательства не перестает быть наиболее актуальной формой защиты трудовых прав и свобод, гарантированных международным и национальным законодательством.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина...» (далее — Закон о прокуратуре [9].
В рамках осуществления возложенных функций прокурор вправе рассматривать и проверять поступающие заявления, жалобы и иные сообщения, указывающие на нарушение прав и свобод человека и гражданина, разъяснять лицам порядок защиты нарушенных прав и свобод, принимать меры к предупреждению и пресечению таких нарушений.
По нашему мнению, основными и наиболее распространенными нарушениями прав и свобод трудящихся являются заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами вместо трудовых, а также выплата так называемых «серых зарплат». Предлагаем рассмотреть предмет прокурорского надзора по защите прав работников, когда имеют место быть указанные нарушения трудового законодательства.
В соответствии со ст. 15, 16, 56-59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) отличительными характеристиками трудовых отношений являются:
-
- личное выполнение работником трудовой функции;
-
- регулярная оплата процесса труда, а не его конечного результата, по тарифным ставкам или должностному окладу с учетом доплат, компенсаций и поощрительных выплат;
-
- подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, действующих у данного работодателя;
-
- выполнение работником определённых функций с указанием квалификации и конкретного вида поручаемой работнику работы, а не конкретной разовой работы;
-
- обеспечение работодателем работнику соответствующих условий труда;
-
- предоставление социальных гарантий и компенсаций;
-
- место работы;
-
- дата начала работы.
Не включение в трудовой договор каких-либо прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения обязанностей (ст. 57 ТК РФ) [8].
Верховный суд Российской Федерации, суды других инстанций, в т. ч. арбитражные суды неоднократно указывали на недопустимость подмены трудовых отношений гражданско-правовыми путем заключения соответствующих договоров [7].
Так, пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 г. № 5 разъяснено, что трудовой договор отличается от договора гражданско-правового характера (далее — ДГПХ) предметом договора, в соответствии с которым выполняется не какая-то разовая услуга, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности работника; исполнитель по ДГПХ сохраняет самостоятельный статус, тогда как работник по трудовому договору обязан выполнять работу под контролем работодателя. Кроме этого исполнитель по ДГПХ не включается в штат организации, не получает каких-либо льгот, предусмотренных ТК РФ [5].
Обращение в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав остается одной из самых распространенных, наряду с судебным порядком, форм защиты трудовых прав работников.
Отношения граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) строятся на договорной основе, которые могут быть оформлены в соответствии с трудовым либо гражданским законодательством. Данные договоры, связанные с трудом, формально имеют ряд схожих, например, функциональных признаков. Между тем разительно отличаются по содержанию прав и обязанностей, ответственности и правовым последствиям для обязанных сторон.
С точки зрения работодателя заключение ДГПХ является более привлекательным, поскольку для него отсутствует обязанность, например, по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, предоставлению отпусков и т.д.
Таким образом, при проведении надзорных мероприятий органы прокуратуры сталкиваются, прежде всего, с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, что напрямую ущемляет права и интересы работников.
На наш взгляд, в ближайшее время не стоит ожидать сокращения числа нарушений в данной сфере, поскольку, несмотря на довольно жесткие штрафные санкции и судебную практику, договоры гражданско-правового характера остаются более выгодными для хозяйствующих субъектов, чем трудовые договоры.
В соответствии с официальной статистической информацией, размещенной на сайте Прокуратуры Республики Бурятия, за 2016–2017 гг. [4] в сфере надзора за соблюдением трудовых прав граждан выявлено 12 089 нарушений законов (их них в 2016 г. — 7785, в 2017 г. — 4304), в том числе связанные с нарушением порядка оплаты труда — 9 439 нарушений (5978 в 2016 г. против 3461 в 2017 г.). За допущенные нарушения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 1044 должностных лица. Кроме этого в 2016 г. было возбуждено 9 уголовных дел по признакам преступлений, совершенных в сфере трудового законодательства.
Важную часть полномочий органов прокуратуры составляет надзор за своевременной, в полном объеме выплатой заработной платы. Распро- страненной проблемой, выявляемой при проведении прокурорского надзора, является выплата так называемых «серых зарплат» или зарплат «в конвертах». Отметим, что данные понятия не закреплены в законодательстве, что не мешает использовать их в правоприменительной и судебной практике.
По мнению К. М. Кожевникова, «серая зарплата» может быть определена как «… вознаграждение за труд, часть которого выплачивается согласно условиям трудового договора и облагается налогом, а другая часть выдается на руки, как правило, наличными денежными средствами, не учитываемая при налогообложении» [3, с. 70].
На наш взгляд, данное определение в основном верно отражает суть данного явления, однако нуждается в дополнении. Так, необходимо указать, что суммы, выплачиваемые «в конвертах», не учитываются не только при налогообложении, но также и при расчете отпусков, социальных пособий, компенсационных выплат, взносов во внебюджетные фонды. Поскольку размер заработной платы, выплачиваемой согласно условиям трудового договора, является намного ниже той суммы, которая выплачивается неофициально, работники, соглашающиеся на такие условия, рискуют недополучить, а в большинстве случаев вообще остаться без социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
По данным Министерства финансов Российской Федерации на 2017 г. фонд оплаты труда, выплачиваемый в конвертах, составлял около 10 трлн рублей [6]. По мнению финансового органа, побороть неформальные практики на рынке труда может уменьшение прямых налоговых сборов, в т. ч. с работодателей и увеличение нагрузки за счет косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость и др.), что в конечном итоге должно привести к удешевлению производства и удорожанию потребления. В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, что данные меры принесут ощутимые результаты, поскольку они были начаты относительно недавно.
В целях эффективного и своевременного выявления фактов выплат «серых» зарплат работниками прокуратуры ведется совместная работа с налоговыми органами в отношении работодателей, выплачивающих низкую заработную плату. По мнению некоторых работников прокуратуры, низкий уровень заработной платы может свидетельствовать о том, что работодатель может использовать противоправные методы снижения налоговой базы [2, с. 61].
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав и свобод граждан играет особую роль на современном этапе развития рыночных отношений в России, имеет большую социальную значимость. На наш взгляд, работа надзорного органа в рассмотренных вопросах должна быть продолжена и в будущем. Возрастающая нагрузка на работников прокуратуры в свою очередь должна вести к повышению уровня персональной ответственности прокуроров за принимаемые решения в данной сфере деятельности.
Список литературы Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан
- Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4, апрель. С. 17–67.
- Карпачева С. А. О практике прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на своевременную оплату труда на территории Дальневосточного федерального округа // Прокурор. 2016. № 4. С. 59–62.
- Кожевников К. М. О практике прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства и соблюдением трудовых прав граждан // Инновационная экономика и право. 2016. № 1. С. 67–73.
- О результатах работы органов Прокуратуры Республики Бурятия [Электронный ресурс]. URL: http://prokuratura-rb.ru (дата обращения: 29.01.2019).
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 66-КГ17-10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.01.2019).
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 29.01.2019).
- О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям: постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 // Российская газета. 2018. № 121.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.