Прокурорский надзор за законностью использования результатов оперативно-розыскной деятельности
Автор: Рогава И.Г., Нахапетян А.Г.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 5-4 (44), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются особенности оценки результатов ОРД на соответствие требованиям УПК РФ. Анализируются особенности участия прокурора в деятельности по оценке таких результатов. Делается вывод о том, что ОРД и уголовный процесс имеют все необходимые предпосылки, способствующего повышению эффективности процесса доказывания по уголовному делу посредством использования результатов ОРД.
Оперативно-розыскная деятельность, результаты орд, оценка, доказательство, прокурор, уголовный процесс
Короткий адрес: https://sciup.org/170187748
IDR: 170187748 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10619
Текст научной статьи Прокурорский надзор за законностью использования результатов оперативно-розыскной деятельности
Защита прав и свобод граждан от преступных посягательств является непосредственной обязанностью государства, как установлено Конституцией Российской Федерации [1]. А защищать граждан, от преступных посягательств, государство сможет только посредством привлечения виновных лиц к ответственности, назначением им наказания за совершенное деяние, а также возмещения потерпевшему вреда, который причиняется ему преступлением. Положительных результатов можно добиться только при наличии высококвалифицированных сотрудников органов расследования и качественных показателей раскрываемости, а главное, успешных результатов раскрытия преступлений.
Следует учесть, что при осуществлении надзорных проверок, во всех правоохранительных структурах, в целях соблюдения и обеспечения прав и свобод граждан, уполномоченный прокурор, от лица государства, должен оценивать: законность оснований для представления результатов ОРД. Результаты ОРД могут быть использованы в различных видах государственной деятельности, в том числе в судопроизводстве. Но к сожалению, единого понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» не выработано. С нашей точки зрения, результаты ОРД представляют собой сведения, полученные в соответствии законом, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий для достиже- ния целей оперативно-розыскной деятельности.
В современных условиях важное значение имеет институт использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве. В современной науке ведутся дискуссии, касаемые: самой деятельности оперативных органов, предоставлений ими доказательств следователю, прокурору или суду, а также назревший вопрос о самом качестве предоставления и использования результатов ОРД, без фальсификации и искажения. В настоящее время ст. 11 ФЗ «Об ОРД» предусматривает три формы использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве: «при проведении следственных и судебных действий (а также в рамках подготовки к ним); в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела; в процессе доказывании по уголовным делам» [3].
Пункт 36.1 ст. 5 УПК РФ определяет результаты ОРД как «сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» [2]. Это законодательное определение носит ограниченный характер, так как раскрывает только понятие результатов ОРД, добытых во исполнение первых двух задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об ОРД».
Согласно ст. 89 УПК РФ, которая сформулирована как норма-запрет, «в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативнорозыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом» [2]. Однако вопрос о приобщении сведений и материалов, полученных оперативнорозыскными мероприятиями, к числу допустимых доказательств к материалам уголовного дела, остаётся не разрешенным и висящим многие десятилетия в воздухе. Данная проблема остается актуальной и по сей день. Так как сама формулировка и позиция статьи 89 УПК РФ устанавливает, что не будут считаться доказательствами по уголовному делу сведения, полученные иным способом, за исключением предусмотренных в уголовно-процессуальном законе способов, то есть, только путём проведения следственных и процессуальных действий. Отсюда делается закрепление, того, что ОРД не является способом, с помощью которой собираются сведения, являющиеся доказательством по уголовному делу, так как данный способ не является уголовно-процессуальной формой.
В то же время в действующем УПК РФ не уточняется, каким образом должно достигаться соответствие результатов ОРД требованиям в отношении доказательств, предъявляемых законом. Восполнить этот законодательный пробел можно только путем системного толкования положений ст. 11 ФЗ «Об ОРД» и ст.ст. 74-75, 85-89 УПК РФ. По сути, для соблюдения требований ст. 89 УПК РФ, необходимо создать условия, при которых становится возможным: установить источники оперативной информации; составление надлежащей документации результатов ОРМ; проверка достоверности информации, полученной процессуальными средствами, и их оценка.
Оперативные сведения не являются заведомо достоверными, поскольку они носят вероятностный характер и требует дальнейшей проверки. Следовательно, они не обладают свойствами факта, который является реальным, не вымышленным происшествием, событием, явлением, твердо установленным знанием, данным на опыте, который служит для любого вывода или заключения. Данная позиция подтверждается Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что «результаты ОРД недопустимо отождествлять с достоверными данными» [4]. Сведения, полученные с помощью оперативных средств, имеют вероятностную характеристику, поскольку они способны отражать как факт в реальности, так и ошибочно воспринимаемые явления. В любом случае, такие сведения подлежат дальнейшей проверке, и поэтому нет оснований считать их априори достоверными. Оперативные сведения, полученные в ходе ОРМ или комплекса ОРМ и надлежащим образом задокументированные, могут быть переданы в органы расследования или в суд в рамках правового института представления результатов ОРД. Порядок представления результатов ОРД в соответствии с требованиями ст. 11 ФЗ «Об ОРД» регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами.
Прокурор также должен установить соответствие представленных оперативных материалов требованиям УПК РФ, предъявляемым к доказательствам по уголовному делу, что достигается путем проверки следующих обстоятельств, а именно: полученная оперативная информация напрямую относится к предмету доказывания по данному уголовному делу (ст. 73 УПК РФ); полученные оперативные сведения содержат указание источника доказательств или предмета, ставшего доказательством по уголовному делу (ст. 74, 75, 87 УПК); на основании оперативной информации были сформированы уголовнопроцессуальные доказательства: вещественные доказательства, иные документы, показания свидетелей и потерпевших, другие доказательства (ст.ст. 74, 78, 79, 81, 84 УПК РФ и др.); доказательства, основанные на результатах ОРД, могут быть проверены в уголовном процессе (ст. 87 УПК РФ); полученные доказательства соответствуют требованиям достоверности и допустимости (ст.ст. 75, 88 УПК РФ).
Согласно ст.ст. 7, 8.1 и 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут быть использованы:
-
1) для принятия управленческо-организационных решений;
-
2) в доказывании по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам;
-
3) налоговыми органами для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при
реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц;
-
4) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий;
-
5) поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, в доказывании по уголовным делам [3].
Таким образом, мы можем прийти к следующему выводу, что усовершенствование оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального законодательства, имеет все для этого необходимые предпосылки, способствующего повышению эффективности процесса доказывания по уголовному делу, высоких показателей раскрываемости и безопасности граждан.
Список литературы Прокурорский надзор за законностью использования результатов оперативно-розыскной деятельности
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - №52 (ч. I). - Ст. 4921.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - № 33. - Ст. 3349.
- Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.1999 № 18-О "По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1999. - № 3.