«Прометеевский» и «иоанновский» человек как субъекты насилия

Автор: Слюсар Вадим Николаевич

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются взгляды В. Шубарта, И. Ильина, А. Бурганова относительно особенности социальной активности прометеевского и иоанновского человека. Отмечается, что структурные социальные трансформации представляют собой перманентную смену эонических архетипов (доминантные для конкретных эпох прообразы), которые способны охватывать масштабы наций, рас и даже человечества. Исторический процесс зависит от доминирования архетипа, что выражается в образовании базового типа личности: гармоничного, героического, аскетического или мессианского. Период второй половины XV - первой половины XVI в. - это переход к прометеевской эпохе, в которой утверждается героический архетип. Последующая эпоха - иоанновская и соответствующий ей мессианский архетип. Двигателем социальной активности как субъекта насилия является первобытный страх. Он - источник стремления прометеевского человека к авторитету, к гарантиям порядка как в социальной жизни, так и в нем самом. Особенностью прометеевской культуры, определяющей насильственный характер деятельности прометеевского человека, является доминирование маскулинных черт, смысложизненные установки на порядок, желание владеть собственностью. Прометеевской культуре противопоставляется иоанновская. Иоанновский человек выступает субъектом непрямого насилия, реализуемого на основе принципа мессианизма относительно необходимости сохранить духовную свободу во имя спасения души, отрицая стремление населения к благополучию. Сдерживание насильственной деятельности прометеевского человека происходит вследствие социальной деятельности «честных и принципиальных»

Еще

Насилие, прометеевская культура, иоанновская культура, прометеевский человек, иоанновский человек, архетип

Короткий адрес: https://sciup.org/148183374

IDR: 148183374   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-21-29

Список литературы «Прометеевский» и «иоанновский» человек как субъекты насилия

  • Шубарт В. Европа и душа Востока. -М.: Русская идея, 2000. -443 с.
  • Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности//Социологические исследования. -2002. -№ 5.
  • Бурганов А. Человек свободный. Философия источников саморазвития (самодостаточности) человека. -М.: Каллиграф, 2011. -360 с.
  • Ильин И. А. О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарта)//Шубарт В. Европа и душа Востока. -М.: Русская идея, 2000.
  • Слюсар В. Н. Л. Н. Гумилев о проблемах взаимодействия этносов//Евразийство и мир. -2014. -№ 3.
Статья научная