Трансформации манихейства в Средние века

Бесплатный доступ

В статье рассматривается, во-первых, общее значение феномена «ереси» в истории европейской культуры. При этом указывается, что в перспективе длительного процесса социального развития довольно часто происходят инверсии оценок и понимания ортодоксальных и неортодоксальных взглядов и убеждений, когда преследуемые и гонимые становятся подлинными героями, а их гонители объявляются ретроградами. Также подчеркивается, что сама практика познания истины подразумевает необходимость определенных переживаний, выходящих за рамки традиционной интеллектуальной деятельности, что вызывало неприятие со стороны социума. В статье отмечается, что еретики часто приносились в жертву для сохранения общественного status quo, но, в итоге, это приводило к прямо противоположным результатам. Во-вторых, исследуется средневековая трансформация ереси манихеев, отношение к которой в современной культуре принципиальным образом изменилось, сложился широкий научный и обывательский интерес к наследию катаров. В этой связи в статье изучается проблема преемственности манихейства и катаризма, соотношения доктрины катаров и принципов христианской религиозности, демонстрируется особое значение и роль движения катаров в развитии социального пространства городов и менталитета средневековых горожан. В-третьих, на примере понимания мира и человека раскрывается принципиально дуалистический характер мировоззрения катаров или альбигойцев, что приводило их к осуществлению крайних форм аскетизма вплоть до применения практики умерщвления себя (endura). В качестве заключения указывается, что движение катаров приобрело особую роль в истории Средневековья, продемонстрировав новые социальные запросы динамично развивающегося этоса бюргерства. При этом обращается внимание на то, что опыт традиционной монашеской аскезы строился не на умерщвлении плоти, а на принципиальном преображении всей человеческой природы (theosis).

Еще

Ересь, манихейство, богомилы, катары, альбигойцы, дуализм

Короткий адрес: https://sciup.org/149145073

IDR: 149145073   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.4.3

Список литературы Трансформации манихейства в Средние века

  • Аверинцев 1976 – Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 17–64.
  • Виденгрен 2001 – Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб.: Евразия, 2001.
  • Дунаев 2008 – Дунаев А.Л. Основные этапы идеологической борьбы с ересью в XII–XIII вв.// Вестник Московского университета. Серия 8, История. 2008. № 1. С. 76–91.
  • Кайпова 2016 – Кайпова Е.Г. Отражение изменений бюргерского мировоззрения в еретических учениях катаров и вальденсов во Франции и Германии XII – начала XIV века: (по материалам католических источников) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (170). С. 210–216.
  • Каратини 2010 – Каратини Р. Катары. М.: Эксмо, 2010.
  • Мадоль 2000 – Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб.: Евразия, 2000.
  • Маркаль 2008 – Маркаль Ж. Монсегюр и загадка катаров. СПб.: Евразия, 2008.
  • Нелли 2005 – Нелли Р. Катары. Святые еретики. М.: Вече, 2005.
  • Тарасова 2005 – Тарасова Т. Некоторые малоизвестные аспекты катаризма // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 2005. № 5. С. 118–121.
  • Устинова 2009 – Устинова А.А. IV Латеранский собор 1215 года и программа борьбы с альбигойской ересью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 111. С.45–50.
  • Хосроев 2007 – Хосроев A.Л. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2007.
Еще
Статья научная