Противодействие аристотелизму в еврейской культуре: конфликт вокруг произведений Маймонида в XIII в. с точки зрения теории игр
Автор: Гершович Ури, Кузютин Денис Вячеславович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.
Бесплатный доступ
Конфликт вокруг произведений Маймонида (которые принято трактовать как привнесение философии Аристотеля в иудейскую традицию) в начале XIIIв. является, пожалуй, наиболее крупным социальным конфликтом внутри еврейского мира Средневековья. В этот конфликт оказались втянуты почти все крупные еврейские общины Европы. Более того, на определенном этапе он, судя по всему, вышел за пределы еврейского мира и некоторые произведения Маймонида (или их части) были преданы огню христианской инквизицией. При всей важности этих событий и оставленного ими следа в исторической памяти еврейского народа, мы не имеем их достоверного описания. Данная статья посвящена описанию предыстории конфликта, с указанием проблематичных аспектов учения Маймонида, реконструкции произошедших событий, структурированному описанию основных характеристик конфликтного взаимодействия (участники конфликта, их стратегии и предпочтения, возможные исходы конфликта, его динамика и пр.), а также построению теоретико-игровой модели данного социального конфликта и ее исследованию методами математической теории игр. Выясняется, в частности, что большинство совершенных участниками конфликта действий укладываются в принятые в теории игр концепции оптимального поведения (различные арбитражные схемы, оптимальность по Парето, равновесие по Нэшу). Однако, отдельные действия сторон очевидно противоречат концепции "рационального поведения" (одно из базовых предположений математической теории игр), и именно эти действия привели к обострению конфликта и столь трагическому исходу.
Аристотель, иудаизм, маймонид, спор вокруг произведения маймонида, социальный и религиозный конфликт, математическая теория игр
Короткий адрес: https://sciup.org/147215899
IDR: 147215899
Список литературы Противодействие аристотелизму в еврейской культуре: конфликт вокруг произведений Маймонида в XIII в. с точки зрения теории игр
- Броди, Р. (2006) Гаоны Вавилонии и формирование средневековой еврейской культу- ры. Москва / Иерусалим: Мосты культуры.
- Галеви, Йегуда (1990) Кузари. Пер. Г. Липш. Иерусалим: Шамир.
- Гершович, У. (2017) «Нюансы эзотерического письма Маймонида в свете педагоги- ки Аль-Фараби», Judaica Petropolitana 7, 7–18.
- Гершович, У. Ковельман, А.Б. (2001) Вавилонский Талмуд: Антология аггады. Т. 1.
- Под ред. С.С. Аверинцева и А. Штейнзальца. Москва / Иерусалим: Израиль- ский институт талмудических публикаций.
- Гершович, У. Ковельман, А.Б. (2008) Вавилонский Талмуд: Антология аггады. Т. 3.
- Под ред. А. Штейнзальца. Москва / Иерусалим: Израильский институт тал- мудических публикаций.
- Ковельман, А.Б, Гершович, У. (2016) Сокрытое и явленное в Талмуде: очерк нефило- софского мышления на исходе античности. Москва: Индрик.
- Ковельман, А.Б. (2007) Эллинизм и еврейская культура. Москва / Иерусалим: Мосты культуры.
- Моше бен Маймон (2000) Путеводитель растерянных. Ч. 1. Пер. и коммент. М. А.
- Шнейдера. Москва / Иерусалим: Мосты культуры» - Маханаим.
- Моше бен Маймон (2011) Послания и другие труды. Пер. В. Нечипуренко и М. Леви- нова. Москва: Лехаим.
- Петросян, Л.А., Кузютин, Д.В. (2008) Игры в развернутой форме: оптимальность и устойчивость. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.
- Светлов, Р.В., Кузютин, Д.В., Смирнова, Н.В. (2019) “Интеллектуалы и власть в Афи- нах IV в. до н.э.: теоретико-игровые модели социального конфликта“, Вест- ник РХГА, 4, 47–62.
- Сират, К. (2002) История средневековой еврейской философии. Москва / Иерусалим: Мосты культуры.
- Тверский, И. (2003) Галаха и философия: основы учения Рамбама. В 4-х томах. От- крытый университет Израиля.
- Шолем, Г. (2004) Основные течения в еврейской мистике. Москва / Иерусалим: Мо- сты культуры.
- Altmann, A., Stern, S. (1958) Isaac Israeli. A Neoplatonic Philosopher of The Early Tenth Century. Oxford.
- Baer, I. (1959) The History of Jews in Christian Spain. Tel-Aviv: Am oved (in Hebrew).
- Ben-Shammai, H. (2005) “Kalam in Medieval Jewish Philosophy,” History of Jewish Philosophy. Ed. D. H. Frank and O. Leaman. 2nd ed. London / New York: Routledge, 91–117.
- Caputo, N. (2008) Nahmanides in Medieval Catalonia: History, Community and Messian- ism. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.
- Dan, J. (1989) “Jewish Thought in the 13th Century: An Introduction,” Studies in Jewish Thought. Ed. by S.O. Heller Wilensky and M. Idel. Jerusalem: Magnes.
- Dan, J. (1966) “Ha-pulmus al kitve ha-Rambam,” Tarbiz 35, 295-301 (in Hebrew).
- Davidson, H. (2005) Moses Maimonides: The Man and His Works. Oxford.
- Dinur, B.Z. (1969) The History of Israel. Israel in Exile. Vol. II, 4 (in Hebrew) Dobbs-Weinstein, I. (2005) “The Maimonidean Controversy,” History of Jewish Philosophy.
- Ed. by D.H. Frank and O. Leaman. London / New York: Routledge, 275–291.
- Goldfield, N. L. (1986) Moses Maimonides’ Treatise on Resurrection: an Inquiry into its Au- thenticity. New York.
- Harvey, S. (1992) “Falaquera’s Epistle of the Debate and the Maimonidean Controversy of the 1230s,” Torah and Wisdom: Studies in Jewish Philosophy, Kabbalah, and Hala- chah: Essays in Honor of Arthur Hyman. Ed. by Ruth Link-Salinger. New York: Shengold, 75–86.
- Harvey, W.Z. (1992) “Rabbinic Attitudes toward Philosophy,” “Open Though Mine Eyes…”: Essays on Aggadah and Judaica Presented to Rabbi W. G. Braude. Hoboken, New Jersey: KTAV Pub. House, 83-101.
- Ibn Tibbon, Shemuel. (1873) Maamar Jikawu Hamaim von R. Samuel Eben Thibon. Press- burg: Druck und Verlag von Anton Edlin v. Schmid. (in Hebrew).
- Idel, M. (2010) “On Maimonides in Nahmanides and his School,” Between Rashi and Mai- monides. Ed. by E. Kanarfogel and M. Sokolow. New York; YU Press, 131–164.
- Klien-Braslavy, S. (2006) “Maimonides’ Esoteric and Exoteric Biblical Interpretations in the Guide of Perplexed,” Study and Knowledge in Jewish Thought. Ed. H. Kreisel, Beer Sheva: Ben-Gurion University of the Negev Press, 137–164.
- Kobak, J. I. (1875) Jeshurun 8 (2-3), Bamberg, 89-160 (in Hebrew).
- Kuzyutin, D., Gromova, E., Pankratova, Ya. (2018). "Sustainable cooperation in mul- ticriteria multistage games," Operations Research Letters 46, 557–562.
- Kuzyutin, D., Pankratova, Y., Svetlov, R. (2019) A-Subgame Concept and the Solutions Properties for Multistage Games with Vector Payoffs. Frontiers of Dynamic Games.
- Static and Dynamic Game Theory: Foundations & Applications, Petrosyan, L.A., Mazalov, V., Zenkevich, N.A., Eds.; Birkhäuser: Cham.
- Kuzyutin, D., Smirnova, N. (2020) "Subgame Consistent Cooperative Behavior in an Ex- tensive form Game with Chance Moves", Mathematics, 8, 1061.
- Kuzyutin, D., Smirnova, N., and Tantlevskij, I. (2020) "Subgame perfect Pareto equilibria for multicriteria game with chance moves". Submitted to "IV Stability and Control Processes (SCP 2020)," Conference Proceedings, LNCIS series, Springer Kuzyutin, D., Smirnova, N., Gromova, E. (2019) "Long-term implementation of the coop- erative solution in multistage multicriteria game". Operations Research Perspec- tives 6, 100–107.
- Lichtenberg, A. (1859) Kovez Teshuvot ha-Rambam ve-Igrotav. Part III. Leipzig (in He- brew).
- Lieberman, S. (1962) Hellenism in Jewish Palestine. New York: The Jewish Theological Seminary of America.
- Myerson, R. Game Theory. Analysis of Conflict (1997). Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Neusner J. (1997) Jerusalem and Athens: The Congruity of Talmudic and Classical Philoso- phy. Leiden / New York / Köln.
- Parkes, J. (1938) The Jew in the Medieval Community. London.
- Perles, J. (1860) “Nachträgeüber R. Moses ben Nachmann," MGWJ 9, 175–195.
- Pines, S., Harvey, W.Z. (1986) “To behold the stars and the heavenly Bodies,” Immanuel 20, 33–37.
- Ravitzky, A.(1981) “Samuel Ibn Tibbon and the Esoteric Character of the Guide of the Perplexed,” AJS Review 6, 87–123.
- Ravitzky, А. (2005) “Maimonides – Еsotericism and Educational Philosophy,” The Cam- bridge Companion to Maimonides. Ed. K. Seeskin, Cambridge: Cambridge Universi- ty Press, 300–323.
- Robinson, T. (2007) “Maimonides, Samuel ibn Tibbon, and the Construction of a Jewish Tradition of Philosophy,” Maimonides After 800 Years: Essays on Maimonides and His Influence. Ed. by Jay M. Harris. Cambridge: Harvard University Press, 291–306.
- Samuelson, N. M. (2005) “Medieval Jewish Aristotelianism: an introduction”. History of Jewish Philosophy. Ed. D. H. Frank and O. Leaman. 2nd ed. London / New York: Routledge, 182–194.
- Sarachek, J. (1935) Faith and Reason: The Conflict Over the Rationalism of Maimonides.
- Williamsport: The Bayard Press (2-d edition: New York, 1970).
- Schwartz,D.(2005) Central Problems of Medieval Jewish Philosophy. Leiden / Boston: Brill.
- Septimus, B. (1982) Hispano-Jewish Culture in Transition: The Career and Controversies of Ramah. Cambridge: Harvard University Press.
- Shatzmiller, J. (1969) “Towards a Picture of the First Maimonidean Controversy,” Zion 34, 126–144. (in Hebrew).
- Shohat, A.(1971) “Concerning the First Controversy on the Writing of Maimonides,” Zion 36, 27–55 (in Hebrew).
- Silver, D.J. (1965) Maimonidean Criticism and the Maimonidean Controversy, 1180–1240.
- Leiden: Brill.
- Stroumsa, S. (2003) “Saadya and Jewish kalam,” The Cambridge Companion to Medieval Jewish Philosophy. Ed. by D. H. Frank and O. Leaman. Cambridge University Press, 71–90.
- Stroumsa, S. (2019) Andalus and Sefarad: On Philosophy and his History in Islamic Spain.
- Princeton, N.J.: Princeton University Press.
- Stroumsa, S. (2009a) Maimonides in his World: Portrait of a Mediterranean thinker.
- Princeton, N.J.: Princeton University Press.
- Stroumsa, S.(2009b) “The Muslim Context of Medieval Jewish Philosophy,” The Cam- bridge History of Jewish Philosophy: From Antiquity through the Seventeenth Cen- tury. Ed. by Steven Nadler and Tamar Rudavsky, Cambridge: Cambridge Universi- ty Press, 39–59.
- Talmage, F. (1975) David Kimhi: The Man and the Commentaries. Cambridge, MA.
- Teicher, J.L. (1943) “Christian Theology and the Jewish Opposition to Maimonides,” The Journal of Theological Studies 44, 68-76.
- Timothy, Н. B. (1973) The early Christian apologists and Greek philosophy: Exemplified by Irenaeus, Tertullian and Clement of Alexandria. Assen: Van Gorcum.
- Urbach, E. E. (1946) “The Participation of German and French Scholars in the Controver- sy about Maimonides and his works,” Zion 12, 159–169. (in Hebrew).
- Zimmels, H.J. (1952) Magicians, Theologians and Doctors. London.
- In Russian: Brody, R. (2006) Gaony Vavilonii: formirovanie srednevekovoi evreiskoi kul’tury. Мoskva / Ierusalim: Моsty kul’tury.
- Gershowitz, U. (2017) “Nuansi esotericheskogo pis’ma Maimonida v svete pedagogiki Al’- Farabi,” Judaica Petropolitana 7, 7-18.
- Gershowitz, U., Kovelman A. (2001) Vavilonskiy Talmud: Antologiya aggadi. Vol. 1. Мos- kva / Ierusalim: Israel’skiy institute talmudicheskih issledovaniy.
- Gershowitz, U., Kovelman A. (2008) Vavilonskiy Talmud: Antologiya aggadi. Vol. 3. Мos- kva / Ierusalim: Israel’skiy institute talmudicheskih issledovaniy.
- Halevi, Yehuda (1990). Kuzari. Ierusalim: Shamir.
- Kovalman, A. (2007) Ellenism i evreyskaya kul’tura. Мoskva / Ierusalim: Моsty kul’tury.
- Kovelman, A., Gershowitz, U. (2016). Sokrytoe i yavlennoe v Talmude: ocherk nefilosof- skogo myshleniya na iskhode antichnosti. Moscow: Indrik.
- Moshe ben Maimon (2000) Poslaniya i drugie trudi.
- Moshe ben Maimon (2000) Putevoditel’ rasterjannykh. Perevod i kommentarii M. A.
- Shnejdera, Мoskva / Ierusalim: Моsty kul’tury - Mahanaim Petrosyan, L., Kuzyutin, D. (2008) Igry v razvernutoi forme: optimal’nost’ i ustoichivost’. St.
- Petersburg: Izd-vo SPbGU.
- Sholem, G. (2004) Osnovnie techeniya evreyskoy mistiki. Мoskva / Ierusalim: Моsty kul’tury.
- Sirat, C. (2002) Istoriia srednevekovoi evreiskoi filosofii. Мoscow / Jerusalem: Моstykul’tury.
- Svetlov, R., Kuzyutin D., Smirnova, N. (2019) "Intellectualy i vlast’ v Aphinah (IV v.do n.e.): teoretiko-igrovoi analis sotcialnogo konflikta", Vestnik RHGA 4, 47-62.
- Tversky, I. (2003) Halaha i filosofiya: osnovi ucheniya Rambama. 4 vols. Otkritiy universi- tet Israelya.