Противодействие процессам криминализации подростков в России второй половины XIX века
Автор: Кузнецов Д.Ю.
Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order
Рубрика: История правопорядка
Статья в выпуске: 4 (23), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме отмеченного во второй половине XIX века в России существенного роста процессов криминализации в среде несовершеннолетних и последовавей государственно-правовой реакции, выразившейся в масштабном реформировании многочисленных элементов правовой системы. Автор подвергает ретроспективному анализу социально-правовые причины повышения уровня подростковой преступности, послужившие импульсом к возникновению целостной системы борьбы с отмеченными негативными процессами.
Преступность несовершеннолетних, противодействие криминализации подростков, уголовная политика, причины преступности
Короткий адрес: https://sciup.org/14119262
IDR: 14119262
Текст научной статьи Противодействие процессам криминализации подростков в России второй половины XIX века
Как известно, преступность несовершеннолетних, являясь неотъемлемым элементом в общей структуре преступности, в целом, характеризуется детерминантами, характерными и для процессов криминализации взрослыхлиц. При этом, безусловно, повышение криминальной активности подростков всегда обусловлено особенностями тех социальных условий, в которых указанные лица растут и формируются как личности. В этой связи повышение криминальной активности несовершеннолетних является также своего рода сигналом к необходимости оптимизации реализуемой уголовно-правовой политики и законодательного реформирования.
Пожалуй, первым достоверно подтвержденным данными уголовно-правовой статистики этапом, когда в российской правовой системе был отмечен существенный скачок общего количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,является период второй половины XIX века. С учетом этого безусловный научный интерес представляют как социально-правовые причины, обусловившие отмеченное явление, так и предпринятые законодателем ответные меры.
Постановка проблемы
Приступая к анализу, прежде всего, следует отметить, что анализируемый исторический период может быть охарактеризован как изначально весьма скупой по отношению к каким-либо специальным нормативным правовым документам, регламентирующим вопросы ответственности несовершеннолетних. Практически никак не учитывая возрастные особенности указанной социальной группы, российский законодатель середины XIX века, по сути, сводил и уголовно-правовые аспекты категории несовершеннолетнего, и сопряженные с ними вопросы уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного характера в один единственный правовой документ—Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, учрежденное в 1845 году [6].
В этой связи исследователи отмечают, что даже такая ограниченная регламентация вопросов ответственности и наказания несовершеннолетних являлась для отечественного государства и права указанного периода весьма прогрессивной, поскольку до этого ювенально-правовые нормы были ограничены вовсе установлением формального возраста наступления уголовной ответственности [4, с. 25].
Описание проводимого исследования
Вместе с тем, к середине XIX века в России сложилась определенная, пусть и не лишенная очевидных недостатков, но, тем не менее, вполне репрезентативная уголовно-правовая статистическая выборка. При этом данные статистики зафиксировали сначала значительное повышение общего числа совершаемых преступлений, которое совпало по времени с началом реформ императора Александра II, а затем и также интенсификацию процесса криминализации подростков. По итогам 1861 года в отечественном государстве было зарегистрировано всего 33,5 тыс. подсудимых и 79,7 тыс. осужденных, что оценивалось как тенденция к росту. При этом, спустя четыре года, в 1865 году — уже 510,5 тыс. подсудимых и 94 тыс. осужденных [1, с. 898].
Анализ же состояния преступности несовершеннолетних в отмеченный исторический период следует проводить среди лиц в возрасте от 10 лет, когда подросток мог быть привлечен к отдельным мерам наказания за совершенные правонарушения, до 21 года, когда лицо законодательно признавалось совершеннолетним.
В этой связи в историко-правовых источниках отмечается, что «с 1874 по 1894 годы число преступников в указанном возрасте возросло практически в два раза» [7, с. 3]. Видные отечественные правоведы того времени в этой связи отмечали, что преступность несовершеннолетних возрастала как в количественном, так и в качественном аспектах [5, с. 33].
Анализ причин и условий повышения криминальной активности подростков во второй половине XIX века показывает, что, скорее всего, решающую роль сыграло обострение социальной обстановки в стране, ввергнутой с 1860-х годов в череду масштабных реформ.
Радикальное изменение сложившихся социально-правовых условий, отмена крепостного права, тотальная урбанизация, все это неизбежно вело к обострению многих негативных общественных явлений и процессов. Оказавшееся, в результате скоропостижных и масштабных реформ, в стрессовом состоянии российское общество обнажило многие проблемы, которые невозможно было решить немедленно. Главным образом, здесь следует иметь в виду бедность и общий низкий уровень жизни большей части населения России второй половины XIX века.
Весьма красноречиво в этой связи высказался известный российский юристА. Ф. Кис-тяковский, который в своих исследованиях феномена подростковой преступности отмечал, что «среди малолетних преступников только самый ничтожный процент детей происходит от достаточных родителей, а что все остальные суть дети или нищих и бродяг, или преступников, или умерших и без вести пропавших, и людей, коих обеспечение сомнительно. Едва ли можно сомневаться, что заброшенность детей, бедность и безнравственность родителей, играют исключительно господствующую роль между причинами преступности детей. Статистические цифры показывают, что почти все преступления, совершаемые малолетними, заключаются или в нищенстве и в бродяжестве, или в краже и мошенничестве» [3, с. 12].
Рост городов, в которые массово хлынули в поисках источника пропитания вчерашние крепостные,также, во многом, обусловил рост преступности. Исследователи приводят убедительные данные, свидетельствующие о том, что «расширение городской среды в 60-е годы XIX века естественным образом повлияло на увеличение общего числа преступлений, совершаемых несовершеннолетних, а также создало условия для их качественного роста, скажем, с учетом группового способа совершения преступлений» [7, с. 12].
Стоит ли говорить, что законодательная база, практически лишенная какого-либо концептуального подхода,учитывающего особенности правового статуса несовершеннолетних, едва ли была способна отвечать запросам времени и эффективно реагировать на интенсификацию криминогенных явлений и процессов в подростковой среде.
Естественной и наиболее методологически верной реакцией на общее повышение криминальной активности несовершеннолетних в российском государстве исследуемого периода стала повсеместная специализация учреждений и органов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, а также концептуальное правовое реформирование. Законодатель справедливо оценил складывавшуюся в стране ситуацию сточки зрения значительного фактического отставания имевшейся «закостеневшей» нормативной правовой базы от динамично развивавшихся социальных процессов. Итогом стало закрепление на законодательном уровне особенностей и гарантий специального правового статуса несовершеннолетних как участников уголовного судопроизводства.
Результат исследования
В связи с этим, решающим нормативным правовым актом, окончательно придавшим несовершеннолетним правонарушителям специальный правовой статус и отделившим преступников-подростков от взрослых лиц в уголовно-исполнительном аспекте, стал Закон 1897 года «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказуемости» [2]. Данный законодательный акт, с одной стороны явился очередной вехой в процессе реализации государственно-правовой политики Российской империи в области противодействия подростковой преступности, а с другой окончательно признал за несовершеннолетними необходимые уголовно-правовые и процессуальные гарантии. Впервые в российской правовой системе появился нормативный документ, всестороннее признающий несовершеннолетних специальным субъектом уголовно-правовых отношений. Кроме того, указанный закон предусматривал целый спектр мер уголовно-правового характера, применимых только к подросткам, с учетом их возрастных особенностей.
Заключение
Думается, что изменения, произошедшие в российской правовой системе во второй половине XIX века, следует считать, безусловно, прогрессивными и отвечающими духу времени. Исходя из изложенных обстоятельств, российское государство в отмеченный исторический период следует признать одной из первых стран, шагнувших в сторону ювенальной юстиции как целостной системы противодействия криминогенным процессам в детской и подростковой среде, предполагающей одновременно значительные гарантии и ограничения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям с учетом их уровня развития и возрастных особенностей. В этой связи весьма примечательно, что такой виток уголовно-правовой политики, реализованной в отечественном государстве, нес в себе элементы реакционизма, поскольку был обусловлен, прежде всего, обострением проблемы преступности в несовершенной правовой системе.
Список литературы Противодействие процессам криминализации подростков в России второй половины XIX века
- Военно-статистический сборник: Вып. IV. Россия / под общ. ред. ген.-майора Н. Н. Обручева; сост. офицерами Ген. штаба В. Ф. Де-Ливроном, бар. А. Б. Вревским, Н. Н. Мосоловым [и др.]. - Санкт-Петербург: Военная тип., 1871. - 922 с.
- Закон Российской империи от 2 июля 1897 года "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказуемости" // Новый закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках. - М., Издание Юридического книжного магазина А. Ф. Скорова, 1897.
- Кистяковский, А. Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления, с обозрением русских учреждений / А. Ф. Кистяковский. - Киев: Тип. Завадского. - 1878. - 231 с.
- Мамочкина, А. П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика групповых краж, совершаемых несовершеннолетними: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / А. П. Мамочкина. - СПб., 2002. - 218 с.
- Таганцев, Н. С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву / Н. С. Таганцев. - СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1871. - 144 с.
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Полное собрание законов Российской империи. - Т. ХХ. Отд. 1. - СПб., 1846.
- Харсеева, О. В. Борьба с преступностью несовершеннолетних в России в середине XIX - начале ХХ вв. Историко-правовое исследование (на материалах Курской губернии): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / О. В. Харсеева. - М., 2007. - 32 с.