Провинциальный портрет и проблема заимствований (на примере произведений первой половины XIX века)
Автор: Гудыменко Ю.Ю.
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Культурное наследие
Статья в выпуске: 4 (69), 2023 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются некоторые произведения портретного жанра, относящиеся историками искусства к категории «провинциального портрета». Основными задачами исследования являются рассмотрение вопроса о термине «провинциальный портрет» и его смысловой наполненности, освещение вопроса традиций и новаторства, а также анализ наиболее характерных портретов указанного типа. Этот корпус портретов предлагается изучать не как географическое понятие, а как термин, обозначающий их художественный уровень. Анализируются образцы произведений, стоящих как на максимальном отдалении от «учёного искусства», так и в шаге от него. На примере портрета царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной работы М. Чоглокова (ГРМ) и портрета А.К. Швальбе работы О.А. Кипренского (ГРМ) изучаются примеры «нисхождения» учёного искусства в «примитив». Делается вывод о преобладании традиций в провинциальном портрете и отсутствии новаторства. В статье анализируются портреты работы Ф.А. Тулова и И.В. Шевцова; на примере произведений Шевцова из собрания Эрмитажа делается вывод о существовании эволюции в его творчестве, несмотря на то, что портретов этого автора сохранилось менее десяти. Рассматриваются выразительные средства живописи некоторых произведений провинциального портрета, преимущественно из собрания Государственного Эрмитажа. Актуальность статьи определяется вводом в историю искусства новых произведений провинциальной живописи.
М. чоглокова, портрет а.к. швальбе работы о.а. кипренского, творчество ф.а. тулова, творчество и.в. шевцова, русский провинциальный портрет из собрания государственного эрмитажа, традиции и новаторство
Короткий адрес: https://sciup.org/140304910
IDR: 140304910 | DOI: 10.53115/19975996_2023_04_143_149
Список литературы Провинциальный портрет и проблема заимствований (на примере произведений первой половины XIX века)
- Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог. К - Я. Том. 3. - СПб.: Palace Editions, 2007. -272 с.
- История русского искусства / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева и В.С. Кеменова. Том. 8. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1964. - 667 с.
- Котельникова И.Г. Ф.А. Тулов - малоизвестный русский портретист первой половины XIX в. // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. 1980. - Л., 1981. - С. 336-365.
- Кривцова М.А. Академия художеств и её роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г.) / Автореф. дис. … канд. искусствовед. - СПб., 2004. - 22 с. EDN: NHNUNX
- Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 1999. - 382 с.
- Перевезенцева Н.А. Купеческий портрет / Примитив в России. XVIII-XIX век. Иконопись. Живопись. Графика. [Каталог]. - М.: Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 1995. - С. 51-59.
- Прокофьев В.Н. О трёх уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. - М.: Наука, 1983. - С. 6-28.
- Рогова Ю.К. Ксения или Марфа? К вопросу об атрибуции "Портрета юродивой Ксении Петровой (Ксении Петербургской)" // Сообщения Государственного Эрмитажа. LXXX. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2022. - С. 110-118.
- Тулов Федор Андреевич: русский портретист XIX века: каталог выставки. - М.: Сов. художник, 1989. - 224 с.