Психофизиологические и личностные профили у лиц с высоким уровнем психической адаптации (на примере сотрудников ФСИН)

Автор: Кабанова Т.Н., Ковалева М.Е., Дубинский А.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 7 (11), 2017 года.

Бесплатный доступ

Исследование направлено на выявление взаимосвязи психофизиологических особенностей и индивидуально-психологических характеристик у сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, с признаками высоким уровнем психической адаптации в условиях экспериментального моделирования стрессовой нагрузки. В исследовании приняли участие 45 мужчин в возрасте от 20 до 55 лет. Было проведено психологическое тестирование, исследование стрессоустойчивости методом биологической обратной связи. В результате были выявлены признаки, указывающие на высокий уровень психической адаптации, в зависимости от особенностей вегетативного баланса, реактивности вегетативной нервной системы и личностного профиля.

Еще

Психическая адаптация, стрессоустойчивость, специалисты опасных профессий, биологическая обратная связь

Короткий адрес: https://sciup.org/140279271

IDR: 140279271

Текст научной статьи Психофизиологические и личностные профили у лиц с высоким уровнем психической адаптации (на примере сотрудников ФСИН)

Проблема психической устойчивости приобретает особую актуальность в современных условиях в связи с ростом социальной напряженности и повышением требований к эффективности деятельности специалистов опасного профиля. Несмотря на большое количество исследований, посвященных, выделению психологического [5, 7, 8] и психофизиологического [3, 9, 10] профилей лиц опасных профессий, существует дефицит комплексных исследований, направленных на выявление психофизиологических механизмов стресс регуляции и индивидуально-психологических особенностей, влияющих на психическую устойчивость, в условиях экспериментального моделирования стрессовой нагрузки.

Следует отметить, что в качестве основного компонента психофизиологических механизмов адаптации рассматривают особенности вегетативной регуляции. Тип вегетативного реагирования во многом определяет особенности психоэмоциональной сферы человека и особенности социальной адаптации.

В связи с этим целью исследования было определение взаимосвязи психофизиологических особенностей и индивидуально-психологических характеристик сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с высоким уровнем психической адаптации.

Исследование посвящено: выделению групп лиц с высоким уровнем психической адаптации на основе успешности следования инструкции в пробе «стресс» (параметры ЧСС); показателя вегетативного баланса LF/HF в спокойном состоянии; показателя вегетативного баланса LF/HF в состоянии стресса; на основе комплексного использования указанных психофизиологических показателей и группы психологических переменных-предикторов риска развития состояния дезадаптации, выделенных ранее методом кластерного анализа k-means [1, 2, 6], а также определению связи между психофизиологическими механизмами саморегуляции, детерминирующими функциональное состояние, и личностными профилями.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 45 лиц мужского пола, состоящих на службе в ФСИН (M возраст =31,55; SD=5,74; M стаж =8,26; SD=6,10). По решению комиссии ежегодного медицинского освидетельствования все сотрудники были признаны годными к службе по состоянию здоровья. Критериями включения в исследование явились: согласие участвовать в исследовании, возраст от 20 до 55 лет, мужской пол, отсутствие установленного психиатрического диагноза и перерывов в трудовом стаже более года.

Диагностический комплекс состоял из следующих блоков.

Блок оценки индивидуально-типологических особенностей личности:

Биологическая обратная связь. Методика предполагает регистрацию параметров функционирования периферической и центральной нервных систем и информирование обследуемого о динамике его показателей во время процедуры. В обработку приняты два этапа: «исходный фон» и «стресс». Во время этапа «исходный фон» обследуемый находится в спокойном бодрствовании с открытыми глазами, слушает спокойную музыку и наблюдает слайды с видами природы. Проба «стресс» включает в себя произвольное снижение ЧСС (частоты сердечных сокращений) с опорой на график, отражающий динамику его пульса, в условиях провоцирующей стрессовой нагрузки (громкие, внезапные, негативно социально-окрашенные звуки).

Во время процедуры регистрировались следующие параметры. Показатели электрокардиограммы (ЭКГ): частота сердечных сокращений (ЧСС), HF (мощность дыхательных сердечных волн 0,15–0,4 Гц), LF (мощность медленных сердечных волн первого порядка 0,04–0,15 Гц), VLF (мощность сердечных волн второго порядка 0,003–0,04 Гц), соотношение LF/HF, общая мощность спектра ЭКГ (ОМ, определяется как сумма HF, LF, VLF), индекс централизации (ИЦ), по формуле (LF+VLF)/HF). Показатели ЭЭГ (электроэнцефалограммы) с затылочного отведения Oz и его ритмов диапазонов: альфа, тета, бета 1, бета 2.

Блок оценки индивидуально-психологических особенностей личности включал опросники: Г. и С. Айзенка – EPQ; тревожности Ч.Д. Спилбергера; «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; формальнодинамических свойств индивидуальности В.М. Русалова; Басса-Пери-BPAQ (адаптация Ениколопова С.Н., Цибульского Н.П., 2007), направленный на диагностику склонности к физической агрессии, враждебности и гневу; самоконтроля Р. Грасмика, содержащий шкалы: импульсивность, предпочтение простых задач, стремление к риску, физическая активность, эгоцентризм и раздражительность; BIS/BAS (Carver C.S., White T.L., 1994, стандартизация Князев Г.Г., Слободская Е.Р., 2007), включающий шкалы: «торможение поведения»; «развлекательная активация»; «неспецифическая активация»; «активация, связанная с поощрением», и позволяющий оценить соотношения процессов систем активации поведения (и его торможения), которые имеют различную психофизиологическую основу.

Результаты исследования и обсуждение

Психофизиологический и личностный профиль психической адаптации в зависимости от параметров «ЧСС исходный фон» и «∆ЧСС стресс». В результате процедуры кластеризации K-means на основе параметров «ЧСС исходный фон» и «∆ЧСС стресс» было выделено две группы обследуемых. Обследуемые, не справившиеся с инструкцией «снижать значения ЧСС во время стрессовой нагрузки», значимо отличались от справившихся с инструкцией более низкими значениями показателей HF и LF в пробе «исходный фон», а также более низкими показателями значений параметра LF и VLF в пробе «стресс». Данные закономерности означают, что весомый вклад в неуспешность контроля состояния вегетативной нервной системы во время стрессовой нагрузки вносили абсолютные значения активированности симпатической и парасимпатической нервных систем, в то время как вегетативный баланс (индекс LF/HF) для данных проб оказался статистически незначимым.

Психологический профиль обследуемых, не справившихся с инструкцией «снижать значения ЧСС во время стрессовой нагрузки», отличался более низкой личностной тревожностью, большей способностью учитывать значимые условия среды при коррекции собственного поведения, эмоциональной устойчивостью при интенсивном выполнении умственной или физической работы, высокой чувствительностью к награде.

Полученные результаты позволяют предположить, что высокий тонус симпатической и парасимпатической нервных систем в фоновом состоянии связан с низкими показателями эмоциональности и личностной тревожности.

Психофизиологический и личностный профиль психической адаптации в зависимости от параметра LF/HF «исходный фон». На основе параметра «LF/HF исходный фон», обследуемые были классифицированы по вегетативному балансу. У лиц, у которых отмечались низкие значения индекса «LF/HF исходный фон», отмечалось смещение вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатической нервной системы. Высокие значения индексов «LF/HF в исходном фоне», указывали на преобладание тонуса симпатической нервной системы.

Случаи, когда индекс «LF/HF исходный фон» находился в средних значениях, соответствовали нормативным показателям. Личностный профиль данных обследуемых отличался низкими, в отличие от двух вышеприведенных групп, значениями показателей «психомоторная», «интеллектуальная», «коммуникативная эмоциональность» и «индекс общей эмоциональности. Обнаруженные психологические особенности указывают на низкую эмоциональную чувствительность к неудачам при выполнении физических и умственных действий, в том числе в ситуациях психофизического утомления и нервно-эмоционального перенапряжения. Можно заключить, что нормативные показатели вегетативного баланса связаны со снижением эмоциональности.

Психофизиологический и личностный профиль психической адаптации в зависимости от параметра LF/HF «стресс». Лица с наиболее выраженными признаками дезадаптации выявлены в случаях низких значений параметра «LF/HF стресс» (преобладание тонуса парасимпатической нервной системы в стрессовой ситуации) и высоких значений параметра «LF/HF стресс» (преобладание тонуса симпатической нервной системы при воздействии стресса).

Нормативным показателям соответствовали средние значения «LF/HF стресс», связанные со средними показателями тонуса парасимпатической нервной системы и средними показателями ИЦ. У лиц со средними значениями показателя «LF/HF стресс», отмечен более высокий уровень произвольной саморегуляции поведения и интеллектуальных способностей, что может соответствовать профилю психической устойчивости.

Психофизиологический и личностный профиль психической адаптации в зависимости от параметров «ЧСС исходный фон», «∆ЧСС стресс», «LF/HF стресс» и параметров саморегуляции. При использовании процедуры кластеризации k-means с включением в анализ переменных «ЧСС исходный фон», «∆ЧСС стресс», «LF/HF стресс» и параметров саморегуляции были выделены группы обследуемых с высокими значениями «ЧСС исходный фон» (значения ЧСС в ситуации стресса растут); низкими значениями «ЧСС исходный фон» (в стрессовой ситуации значение ЧСС снижалось дополнительно), отличавшиеся психофизиологическими и психологическими признаками дезадаптации.

Лица со средними значениями «ЧСС исходный фон», «∆ЧСС стресс» отличались средними значениями показателей HF, LF, VLF для обеих функциональных проб, а также средними значениями параметра ОМ в исходном фоне. Кроме того, данная группа обследуемых характеризовалась пониженным значением мощности бета-1 ритма, что по литературным данным [4] коррелирует отрицательно с тревогой и невротическими симптомами. Данные лица наиболее адаптивны к стрессовому воздействию. Личностный профиль обследуемых этой группы, также являлся наиболее адаптивным. Обнаруженные психологические особенности, указывают на достаточный самоконтроль, эмоциональную устойчивость, развитость произвольной саморегуляции поведения, социальную активность, а также стремление и поиск положительного подкрепления.

Список литературы Психофизиологические и личностные профили у лиц с высоким уровнем психической адаптации (на примере сотрудников ФСИН)

  • Кабанова Т.Н., Плешакова Е.А., Дубинский А.А., Васильченко А.С. Особенности саморегуляции у специалистов экстремального профиля профессиональной деятельности // Психология и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 89-105.
  • Ковалева М.Е., Булыгина В.Г. Психофизиологические особенности регуляции эмоциональных реакций у специалистов опасных профессий // Психология и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 53-67.
  • Кулаков Д.В. Коррекция дезадаптивного нервно-психического состояния у сотрудников ГПС МЧС России на основе аудиовизуального воздействия и биологически обратной связи: дис. … канд. психол. наук. СПб, 2011. 156 с.
  • Панюшкина С.В. Электроэнцефалографические закономерности динамики нейромедиаторных процессов у больных с невротическими расстройствами: автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 2000. 48 с.
  • Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: дис.. докт. психол. наук. СПб, 2000. 433 с.
  • Рыбников В.Ю., Дубинский А.А., Булыгина В.Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации // Экология человека. 2017. № 3. С. 3-9.
  • Смирнова Н.Н., Соловьев А.Г. Детерминанты экстремальной профессиональной деятельности сотрудников силовых структур // Мед. биол. и соц. психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2014. № 1. С. 98-107.
  • Стрельникова Ю.Ю. Структурно-динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля: дис. … докт. психол. наук. СПб, 2016. 55 с.
  • Ханкевич Ю.Р., Блощинский И.А., Васильев А.С., Кальманов А.С. Оценка эффективности БОС-тренинга для коррекции функционального состояния подводников в период длительного плавания // Экология человека. 2015. № 10. С. 3-8.
  • Bouchard S., Bernier F., Boivin E., Morin B. Using biofeedback while immersed in a stressful videogame increases the effectiveness of stress management skills in soldiers // PLoS One. 2012. Vol. 7, N 4. e36169 DOI: 10.1371/journal.pone.0036169
Еще
Статья научная