Психофизиологические исследования как основа развития скрипичной педагогики в XX веке

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос об обращении к данным психофизиологических исследований, которые могут быть эффективно использованы в скрипичной педагогике. Получает обоснование тот факт, что такая позиция созрела в процессе исторического развития скрипичного исполнительства и связанной с ним педагогики, обусловленная, в свою очередь, теми изменениями в композиторском творчестве, которые постепенно появлялись ввиду прихода романтического стиля. Эти изменения повлекли за собой требование существенного увеличения состава оркестра и особенно его струнной группы и, как следствие, необходимости воспитания скрипачей, способных справиться с нотным текстом большого объёма и разной степени сложности как технической, так и музыкальной. Поясняется необходимость обращения педагогов скрипачей к научным источникам из области психофизиологии для совершенствования результатов обучения исполнителей скрипачей. В качестве примера приводится ряд трудов отечественных и зарубежных учёных, в сферу интересов которых, наряду с такими науками как математика, физика, физиология и пр., входили вопросы музыкально исполнительского характера. Представлены также некоторые исследования, проведённые в своё время самими педагогами скрипачами, что свидетельствует о возникшей необходимости научного подхода внутри профессиональной среды, подчёркивается их значимость в вопросах совершенствования взаимодействия исполнительского и педагогического процесса.

Еще

Скрипичное исполнительство, психофизиологические исследования, педагогика

Короткий адрес: https://sciup.org/144162861

IDR: 144162861   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-4114-149-156

Список литературы Психофизиологические исследования как основа развития скрипичной педагогики в XX веке

  • Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Москва: Музыка, 1965. 271 с.
  • Берлянчик М. М. Искусство и личность. Статьи и выступления. Книга 2. Москва: Центральная Музыкальная Школа при Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского, 2009. 380 с.
  • Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко. Москва: Наука, 1990. 494 с.
  • Гарбузов Н. А. Зонная природа темпа и ритма. Москва: Академия наук СССР, 1950. 73 с.
  • Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Санкт-Петербург: Общественная польза, 1875. 594 с.
  • Лесман И. А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Москва: Музгиз, 1964. 272 с.
  • Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. Москва-Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2015. 208 с.
  • Руденко В. И. Лекции по методике обучения игре на скрипке. / ред.-сост., вступ. ст. Т. Б. Суханова. Москва: Дека - ВС, 2018. 236 с.
  • Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Москва: АСТ, 2015. 352 с.
  • Струве Б. А. Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов: смычковая группа. Ленинград: Тритон, 1934. 80 с.
  • Струве Б. А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. Москва: Музгиз, 1952. 228 с.
  • Штейнгаузен Ф. Физиология ведения смычка. Москва: Музторг ПТО МОНО, 1930. 108 с.
  • Шульпяков О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. Санкт-Петербург: Композитор, 2006. 496 с.
Еще
Статья научная