Психофизиологические корреляты профессиональной надежности сотрудников ОВД в экстремальных условиях деятельности

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126656

IDR: 149126656

Текст статьи Психофизиологические корреляты профессиональной надежности сотрудников ОВД в экстремальных условиях деятельности

  • 1    Борисов А.В., Кудрявцев А.В. Концептуальные основы работы с персоналом органов внутренних дел в современных условиях. — М.: Академия МВД России, 1992.

  • 2    Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. — М.: Республика, 1992.

  • 3    Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской федерации за 1993 г. — М.: ГУК МВД.

Психофизиологические корреляты профессиональной надежности сотрудников ОВД в экстремальных условиях деятельности

Канд. мед. наук, докторант А.Б.Стрельченко ВНИИ МВД России

Профессиональная надежность субъекта в экстремальных условиях деятельности слагается из совокупности профессиональной подготовки, психологической устойчивости, специальных умений и навыков, а также способности в кратчайшие сроки мобилизовать эти качества и направить их на решение служебных задач. Способность субъекта мобилизоваться в экстремальной ситуации определяется рядом факторов, в котором важное место занимают особенности структуры адаптационно-приспособительных реакций организма (1). Последняя, являясь, в основном, конституционально обусловленной, связана с определенными морфофункциональными особенностями центральной нервной системы (2). Одной из таких особенностей является характер функциональной асимметрии полушарий головного мозга (3).

В ряде исследований показано, что лица с преобладанием активности левого полушария мозга по моторной и вербальной функциям в условиях воздействия экстремальных факторов лучше справляются с профессиональными обязанностями по сравнению со своими коллегами, имеющими более выраженную активность правой гемисферы (6). Указанные работы были связаны с изучением профессиональной надежности лиц операторских специальностей, в деятельности которых моторный и вербальный компоненты психических функций играют определяющую роль (5). Работа сотрудников ОВД существенно отличается от операторской деятельности, хотя в экстремальных ситуациях предъявляемые им требования также велики. Отмстим, что экстремальные ситуации в работе сотрудников ОВД являются постоянной составляющей служебной деятельности (4). В этой связи изучение различных аспектов компонентов профессиональной надежности сотрудников ОВД, деятельность которых протекает в экстремальных условиях, является актуальным и требует всестороннего развития.

Цель данного исследования заключается в изучении динамики показателей межполушарной асимметрии для установления психофизиологических критериев профессиональной надежности. Указанные особенности рассмотрены на примере сотрудников отряда милиции особого назначения (ОМОН).

Регулярно (примерно 2-3 раза в неделю) в процессе 12-часового дежурства в ходе выполнения служебных обязанностей у сотрудников подразделения возникали экстремальные ситуации, связанные с непосредственной угрозой для их жизни и здоровья (захват вооруженных преступников, освобождение заложников, досмотры, обыски и т.д.). Длительность таких ситуаций составляла от нескольких минут до нескольких часов.

Для данного вида деятельности характерны три варианта развития событий: ожидаемая боевая ситуация с успешным (1) и неуспешным (2) выполнением поставленной задачи; неожиданно возникшая боевая ситуация (3).

Обследовано 23 человека во всех трех изучаемых вариантах развития ситуаций. Особенности течения психофизиологических реакций определялись с помощью следующих методик:

  • —    треморометрия;

  • —    тест «Эмоциональная реактивность»;

  • —    простая сенсомоторная реакция (ПСМР) на свет с обеих рук;

  • —    тест «Ведущий глаз»;

  • —    тестовая карта для определения уровня доминирования левого полушария мозга по моторной функции (коэффициент правой руки — КПР).

Качество деятельности определялось с помощью метода экспертных оценок, мето дом включенного наблюдения, по результатам анкетирования.

Кроме определения КПР, все остальные методики применялись четыре раза: перед заступлением на дежурство в месте постоянной дислокации, за 30-40 минут перед началом деятельности, спустя 15-20 минут после ее окончания и по окончании дежурства. В случае непредвиденного возникновения боевой обстановки (ситуация 3) обследование проводилось в том же объеме, за исключением обследования непосредственно перед началом деятельности.

11а первом этапе обследования (ситуация 1) у сотрудников отмечался незначительный тремор с небольшой асимметрией слева, невысокий уровень эмоциональной реактивности и достаточный уровень активации психомоторных процессов при их хорошей уравновешенности. Перед началом боевой ситуации у обследуемых отмечалось повышение общего уровня активации, что проявилось в росте абсолютных значений тремора и изменении знака асимметрии (правосторонняя асимметрия), повышении уровня эмоциональной реактивности и укорочении времени сенсомоторной реакции.

По окончании боевой ситуации уровень активации психофизиологических процессов не только не снижался, но становился еще более высоким, что является отражен ием-сле-довой реакции того уровня возбуждения, который наблюдался у обследуемых в боевой обстановке.

В последнем обследовании отмечается значительное снижение уровня активации психофизиологических процессов при одновременном нарастании явлений утомления, что свидетельствует о преобладании активности правого полушария мозга по указанным функциям.

Результаты обследования на первых двух этапах в условиях 2 ситуации достаточно близки к результатам аналогичных этапов рассмотренной выше ситуации.

После выхода из боя у сотрудников ОМОН отмечался достаточно высокий уровень тремора с выраженной асимметрией слева, околопрсдельный уровень эмоциональной реактивности и заторможенность простой сенсомоторной реакции с левым типом асимметрии.

По окончании дежурства у них продолжал оставаться достаточно выраженный уровень тремора с еще большей левосторонней асимметрией, умеренный уровень эмоцио- нальной реактивности и заторможенность сенсомоторных процессов..

В сравнении с предыдущим вариантом развития событий, в данном случае у обследуемых следовая реакция боевого возбуждения оказалась более стертой по нейро-мышечной составляющей (тремор) и более выраженной по эмоциональному компоненту (эмоциональная реактивность), а сенсомоторные процессы замедлились. При этом рост левосторонней асимметрии по всем изучаемым параметрам свидетельствовал о гиперактивации правой гемисферы.

На первом этапе неожиданно возникшей боевой обстановки (ситуация 3) измеряемые психологические и психофизиологические параметры принципиально нс отличаются от ранее приведенных результатов обследования сотрудников перед заступлением на дежурство. Обследуемые имели оптимальный уровень активации психических процессов, что позволяет говорить об их готовности к работе.

После окончания неожиданно вознйк-шей боевой ситуации у обследованных лиц отмечались: крайне высокий уровень тремора с преобладанием левосторонней асимметрии, высокий уровень эмоциональной реактивности и высокая скорость сенсомоторной реакции. После окончания дежурства (как правило, спустя несколько часов после боевой ситуации), наоборот, отмечалось резкое снижение всех изучаемых параметров при сохранении тенденции активации правой гемисферы (левосторонняя асимметрия изучаемых параметров). 11ри этом низкий уровень тремора и эмоциональной реактивности, наряду с замедлением времени сенсомоторной реакции, свидетельствовал о снижении общей активации центральной нервной системы и развитии астенической реакции.

На основании оценки качества деятельности среди'обследуемых были выделены две группы сотрудников с разной степенью успешности выполнения профессиональных обязанностей в боевой обстановке. Первую группу (14 человек) составили лица, имеющие положительные оценки своей деятельности и высокую степень психоэмоциональной устойчивости в боевой обстановке. Во вторую группу (9 человек) вошли лица, действующие менее успешно и обладающие пониженной психоэмоциональной устойчивостью в сложной обстановке боевых действий.

Для сотрудников с более высоким уровнем профессиональной надежности характерны правосторонняя зрительная асим метрия, преобладание тремора слева, прогрессирующее повышение уровня эмоциональной реактивности после окончания действия экстремальных факторов, более низкие значения времени сенсомоторной реакции слева.

Указанные изменения свидетельствуют об отличиях между группами с разной степенью психоэмоциональной устойчивости, проявившихся как в интенсивности, так и в направленности изменений их психофизиологического статуса. Так, для лиц с более низкой устойчивостью к воздействию факторов боевой обстановки характерна тенденция повышения уровня активации правой гемисферы.

На фоне более выраженных изменений психофизиологических показателей абсолютных величин наличие указанных сдвигов асимметрии позволяет заключить, что пониженная психоэмоциональная устойчивость связана с функционально-динамическими особенностями межполушарных взаимодействий, а именно: с гиперактивацией правой гемисферы в экстремальных ситуациях.

Учитывая более тесную функциональную связь правого полушария мозга с подкорковыми структурами, определяющими общий тонус центральной нервной системы, можно предположить, что повышенная активность правой гемисферы представляет собой гипер-компенсаторную реакцию. Последняя является фактором, позволяющим восполнить некоторую конституциональную ограниченность высших отделов центральной нервной системы в условиях действия экстремальных факторов. Выявленные психофизиологические особенности лиц с более низким уровнем профессиональной надежности могут быть определены на этапах отбора и подготовки сотрудников ОВД, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.

Статья