Психологические аспекты социальной мобильности современной молодежи
Автор: Мазур Елена Юрьевна, Матвеева Инна Петровна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 5, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены современные подходы к изучению социальной мобильности, в частности, российской молодежи. Определено, что ключевыми аспектами процесса социальной мобильности личности является наличие определенных психологических особенностей и внешних объективных факторов, стимулирующих переход индивида из одной социальной группы в другую. Раскрыта роль ценностных ориентаций, мотивации поведения, интересов, потребностей, особенностей восприятия, уровня образования личности, а также воздействие средств массовой информации и принадлежность к определенной страте на возможность социальной мобильности молодого поколения. Сделан акцент на том, что высшее образование как инструмент вертикальной мобильности, который формирует трудовые ценности, генерирующие трудовую активность и профессиональный рост, оказывается в настоящих реалиях невостребованным в силу трансформаций в экономике. Вместе с тем неоднозначный доступ к ресурсам развития обостряет неравенство возможностей для социальной мобильности. Сохраняющаяся ориентация на достиженческий тип ценностей молодежи, но возникающая в существующих реалиях дискриминация профессиональных интересов, невостребованность, экономическая и социальная маргинальность, формирует у молодых людей депривацию, отсутствие чувства уверенности, порождает социальные отклонения.
Социальная мобильность, ценностные ориентации, мотивация, интересы, потребности, особенности восприятия, высшее образование, стратификация, молодежь, жизненный сценарий
Короткий адрес: https://sciup.org/149134563
IDR: 149134563 | DOI: 10.24158/spp.2020.5.16
Текст научной статьи Психологические аспекты социальной мобильности современной молодежи
В условиях трансформаций и нестабильности современного общества, резких изменений в экономической и социальной сферах важно обратиться к роли молодежи как основного участника активного функционирования и развития общества. Изучение ценностной сферы, жизненных ориентаций молодежи, факторов социальной мобильности дает определенный интересный материал для рассмотрения проблем их профессиональной и общественной активности.
Молодое поколение представляет собой динамично развивающуюся систему, поскольку индивиды и образуемые ими группы имеют цель занять более высокое социальное положение в обществе. Однако существующие условия зачастую заставляют их занять более низкое положение. Данный процесс характеризуется понятием социальной мобильности.
Первым, кто обратился к изучению вопроса социальной мобильности, был П.А. Сорокин [1]. Социальная мобильность характеризуется автором как переход индивида из одной социальной позиции в другую. П.А. Сорокин выделил два типа мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью (перемещением) автор понимал переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне [2]. Например, переход из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при разводе, с одной фабрики на другую; при этом профессиональный статус не претерпевает изменений.
Вертикальная социальная мобильность возникает при перемещении индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. В зависимости от направления перемещения различают два типа вертикальной мобильности: восходящая - переход человека к более высокому классовому положению и нисходящая - социальный подъем и социальный спуск.
Сегодня социальная мобильность российской молодежи становится предметом изучения социологов, психологов, экономистов, специалистов других направлений. Это объяснимо, поскольку молодежь - кадровый потенциал страны. Трудовые ориентации данной категории населения, ее социальные установки и ценности определяют не только сегодняшнее состояние общества, но формируют его будущее.
Одним из ключевых аспектов процесса социальной мобильности является изучение соотношения внешних объективных факторов и внутриличностных особенностей, стимулирующих переход из одной социальной группы в другую.
Рассматривая внутренние психологические факторы личности, влияющие на стратегию жизненных траекторий, ключевой детерминантой ученые называют «жизненный сценарий», который определяет жизненный путь личности. Данная категория возникла в рамках трансактного анализа и обозначает строгую последовательность действий, приводящую к стабильному определенному результату, однако зачастую она осуществляется помимо воли человека, т. е. бессознательно. Э. Берн утверждал, что жизненные сценарии являются элементом культурной традиции и выступают связующим звеном между личностью и ее предками. При этом человек воспроизводит элементы их жизненного уклада, образа жизни, повседневных практик, особенностей восприятия мира и образа мышления. Таким образом, сценарий жизни структурирует жизнь и личность индивида по образу и подобию его предшествующих поколений.
В концепции трансактного анализа жизненный сценарий человека тесно переплетается с его социальной ролью, которая является отражением позиции субъекта в системе социальных отношений. После рождения человек оказывается включенным в систему социальных отношений и в соответствии со своим сценарием может изменять свою позицию, т. е. роль в социальном пространстве [3].
Отечественная психология предлагает несколько иной подход к феномену «жизненный сценарий» и рассматривает его в ракурсе событийного подхода, в котором решающее значение приобретает выбор субъекта. В рамках данной концепции событие становится структурно-функциональной единицей реализации сценария (или отказа от него) и в целом жизненного пути человека.
Отличительной характеристикой отечественного подхода является возможность изменения жизненного сценария личности и иных аспектов, в частности, форм мышления и восприятия, социальных контактов, образа жизни, характера, жизненного пути. Событие является переломным моментом в жизни, характеризующееся «разрывом» привычных связей. Событийный подход в отечественной психологии отличается от психоаналитического и признает возможность человека самому менять свою жизнь без вмешательства внешних сил или психотерапевта.
Выбор жизненного пути, предрасположенность молодого поколения к социальной мобильности также зависят от преобладающих ценностей и предпочтений личности, поскольку ценностные ориентации - это стратегические жизненные цели, являющиеся для человека мировоззренческими ориентирами.
По мнению Ш. Шварца, в психологических терминах ценностные ориентации имеют отношение к стимулам («праймам»), с которыми более или менее часто в повседневной жизни встречается человек и на которых он неосознанно или осознанно фиксирует свое внимание. Данные повседневные стимулы могут привлекать внимание человека, например, он фокусируется на группе или индивиде, на духовных или материальных проблемах и т. д. [4].
Жизненные ценности современной молодежи складываются под влиянием самых разнообразных факторов. Ценностные ориентации, усваиваемые личностью в процессе развития, зависят от той деятельности, в которую включена личность. В процессе общения с людьми человек, независимо от возраста, постоянно находится в ситуациях, требующих принятия того или иного решения. Это своеобразный выбор из множества возможных вариантов и оценка альтернатив. Ситуация выбора определяет жизненные позиции личности, ее ценностные ориентации. Однако, особенно в молодом возрасте, когда ценности еще подвижны и не устоялись, они постоянно подвергаются испытанию собственным поведением и поступками окружающих.
Ценностные ориентации проявляются в сознательном отношении человека к социальной действительности и являются определяющим фактором мотивации его поведения, оказывая значительное всестороннее влияние на его действительность. Комплекс ценностных ориентаций является вектором направленности личности, составляя основу мировоззрения, отношения к окружающим людям, к самому себе и в целом «философию жизни» [5].
Различают два класса ценностей: терминальные - то, к чему стремится человек; инструментальные - это убеждения о предпочтительности какого-либо образа действий или свойства личности в любой ситуации [6].
В настоящее время отмечается распад, расслоение и диффузность системы ценностей. В сознании российской молодежи, как наиболее чувствительной социальной группы, динамично реагирующей на всякого рода изменения, возникает приоритет ценностей частной жизни с ориентацией на личное благополучие. Данная тенденция сопровождается дистанцированием и отчужденностью от традиционных социальных институтов.
Так, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги делают вывод о том, что в массовом сознании молодежи преобладают прагматические тенденции, прежде всего, ориентация на материальное благополучие [7].
В своем исследовании И.В. Козлова выделила общие тенденции социокультурного пространства, которые детерминируют ключевые особенности становления ценностных предпочтений новых поколений молодежи:
-
- приоритет стабильности и фиксированное положение сменила устойчивая динамическая целостность мироощущения;
-
- идущая коренная ломка стереотипов;
-
- взрыв молодежного экстремизма (культурное отчуждение) вызван отказом в понимании и принятии культуры и норм поведения старшего поколения для современной жизни;
-
- тенденция к невостребованности молодежи, отсутствие возможностей для профессионального роста;
-
- вытеснение «идолами потребления» «идолов производства»;
-
- стремление к формированию культурной идентичности через утверждение господства общечеловеческих ценностей демократической культуры (ценностей либерализма и гражданского общества) [8].
Ученый также отмечает, что на первый план у молодежи выходят потребности в защищенности, здоровье, заработке и занятости. В качестве наиболее социально значимой проблемы называется сложное материальное положение.
При анализе условий формирования ценностных предпочтений в молодежной среде важно учитывать возможность формирования образов и манипулирования общественным сознанием посредством СМИ. Так, по данным исследований, самыми рейтинговыми программами на телевидении являются развлекательные шоу-проекты [9]. Эти программы, оказывающие влияние на формирование у современных молодых людей ценностных ориентаций, вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. При этом зачастую подобный контент нивелирует развитие активной жизненной позиции, создает у молодежи предрасположенность к примитивным потребностям, непритязательным вкусам, снижает значимость и влияние таких «краеугольных» институтов трансляции культурных ценностей, как семья и система образования. По сути, СМИ выступают системой неформального образования и просвещения молодежи, искажая ее социокультурную идентификацию.
Рассмотрев ряд внутренних факторов, влияющих на социальную мобильность молодежи, важно обратиться к внешним условиям ее формирования.
Современное общество характеризуется всевозрастающей ролью информатизации, интеграцией человека с техносферой, что оказывает значительное влияние на мировоззрение и образ жизни людей, особенно молодежи, стимулируя ее социальную мобильность.
В качестве основного из значимых инструментов социальной вертикальной мобильности ученые рассматривают высшее образование. Высшее образование - это человеческий капитал, который помогает получить профессионально-необходимые знания, претендовать на определенный вид трудовой занятости, удержать необходимую работу, а также формирует трудовые ценности, генерирующие трудовую активность и умение преодолевать адаптационные затруднения на рабочем месте.
В период перехода к рыночной экономике в России наблюдался резкий всплеск спроса на высшее образование. Доля высокообразованных работников в стране значительно выросла. Однако стремительный рост данного показателя в условиях масштабных преобразований и транс- формаций в экономике повлек ряд серьезных издержек, оказывавших влияние на процесс трудоустройства и занятость населения. В частности, наблюдается заметное превышение предложения над потребностями экономики в квалифицированной рабочей силе. Высокий уровень потребности в высококвалифицированных кадрах наблюдается в основном в бизнесе, а также на современных высокотехнологичных предприятиях, которых в стране не так уж много. На подобных предприятиях от молодых специалистов требуют широкий спектр знаний и умений как в сфере своей профессиональной деятельности, так и в конкретной области, уверенной и продвинутой работы на компьютере, высокого уровня знания нескольких иностранных языков [10].
Ю.А. Зубок и В.И. Чупров полагают [11], что положение и жизненные шансы российской молодежи свидетельствуют о неодинаковом доступе к ресурсам развития. По этой причине обостряется неравенство возможностей для социальной вертикальной мобильности.
Так, в сфере образования возникновение конфликта связано с непропорциональным ростом платных форм обучения и низким уровнем жизни большинства молодых людей, в сфере экономики - с ростом молодежной безработицы, дискриминацией профессиональных интересов молодежи, невостребованностью квалификации из-за разрушения производственной сферы, несоответствием трудовых затрат и вознаграждения за производительный труд. Происходит депрофессионализация, пролонгация экономической и социальной маргинальности, возрастание зависимости молодежи от родителей, государства и общества. Поскольку достиженческий тип ценностей, ориентирующий на успех, продолжает оставаться референтным для молодежи, то возникает депривация, чувство несправедливости, что и приводит к социальным отклонениям (росту насилия в обществе, снижению возрастных границ преступности, экстремизму) [12]. Подобное положение молодежи может являться фактором криминализации современного общества [13].
Рассматривая внешние факторы социальной мобильности, важно остановиться на работах, посвященных стратификации современного российского общества. Социальная стратификация и социальная мобильность - это две стороны одной медали.
Особенностью каждой социальной страты является определенный образ жизни. Структура образа жизни многогранна и включает в себя ценностно-нормативный компонент, который характеризуется ориентацией на соблюдение определенных правил поведения; поведенческий, выражающийся в привычных, устойчивых способах реагирования на жизненные ситуации; коммуникативный, обусловленный возможностью индивида быть включенным в систему социальных связей в зависимости от состояния его активного словарного запаса.
Основой того или иного образа жизни является определенная система ценностей, предпочтений, круг общения, приоритеты, понимание нормы, интересы, потребности, особенность использования свободного времени и т. д.
М.Г. Бурлуцкая утверждает, что в современной России решающую роль в формировании стратификационной системы играют экономические факторы и, прежде всего, расслоение по уровню доходов, что свидетельствует о неоднородности социальной структуры современного общества [14].
Согласно исследованиям, проведенным Институтом социологии РАН, российская молодежь опирается преимущественно на родственные связи в процессе самореализации и, прежде всего, трудоустройства [15].
Интересное современное исследование проведено А.А. Уруновым, в котором он, используя собственную методику социальной стратификации, включающей 34 показателя, выделяет такие классы, как «богатый», «средний», «бедный» и «нищий». Данные исследования свидетельствуют, что средний класс в России, который во всем мире является опорой государств, имеет тенденцию сокращения и исчерпания своего потенциала, что неизменно обуславливает нарастание социальной нестабильности в обществе. Это, в свою очередь, прямо отрицательно влияет на социальную мобильность молодежи как наиболее мощной в профессиональном отношении и мобильной группы населения страны [16].
Нестабильность положения российской молодежи на рынке труда, несоответствие оплаты труда ее профессиональным устремлениям, сложности трудоустройства - ключевые проблемы, сопровождающие российскую молодежь в процессе жизненной самореализации в сфере труда.
Нельзя не отметить, что российские ученые внимательно следят за трансформацией трудовых ценностей молодежи России, фиксируют рост миграционной активности в плане трудоустройства. Отмечается ориентация молодежи на зарубежные страны в рамках реализации своих профессиональных запросов и жизненных планов, при этом подчеркивается, что в стране не созданы условия для эффективного трудоустройства молодежи и ее материального благосостояния [17].
Изменяется модель социального старта, в которой интеграция молодежи в общество и движение молодых людей по социальному лифту отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде.
Таким образом, с одной стороны, развитие социальной мобильности как интегративного качества, обуславливающего способность быстро изменять статус в социальной, культурной, профессиональной среде под влиянием ряда психологических характеристик личности и определенных обстоятельств, может рассматриваться как гарант успешной адаптации личности в здоровом социально-профессионально-конкурирующем обществе. С другой стороны, существующие социально-экономические реалии препятствуют эффективному и продуктивному процессу социальной мобильности молодых людей, тормозят данный процесс и негативно влияют на социальные установки, ценностные ориентации, выбор социальных ролей, мотивацию молодежи, формируя отчуждение, депривацию и проектирование собственной жизни.
Ссылки:
Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна
Список литературы Психологические аспекты социальной мобильности современной молодежи
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с
- Давыдкина Л.В., Семенова Т.В. Психологические аспекты образа жизни и социальной мобильности // Научное отражение. Тольятти, 2018. № 4 (14). С. 32-39
- Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствие национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М., 2008. Т. 5. № 2. С. 37-67
- Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. Майкоп, 2011. № 4. С. 286-289