Психологические аспекты тренировочного процесса юных шахматистов с учетом гендерных особенностей

Автор: Бугаец Я.Е., Малука М.В., Гронская А.С., Исаенко Т.А.

Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport

Рубрика: Теория и методика спорта

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Недостаточная изученность психологических функций, влияющих на результативность, формирование спортивного мастерства на разных этапах тренировочного процесса как показателей успешности выступлений, а также взаимосвязи эффективности развития интеллектуальных способностей с темпами развития личности в подростковом возрастном периоде и гендерными различиями у юных шахматистов определила актуальность исследования. Целью исследования явилось изучение особенностей проявления интеллектуальных способностей у девочек и мальчиков подросткового возраста, занимающихся шахматами. Методика исследования. Обследовали 11 девочек и 13 мальчиков 13-16 лет, занимающихся шахматами в детско-юношеской спортивной школе. Для определения эффективности произвольного кратковременного запоминания, непосредственной и оперативной памяти, с последующим расчетом эффективности и комплексного показателя памяти, избирательности и концентрации внимания, логического мышления использовали методики «Двойной счет», Г. Мюнстерберга и «Числовой тест». Сравнение групп по количественным признакам проводили с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок (Statistica 10). Наблюдаемые различия считались статистически значимыми при РЗаключение. Полученные результаты особенностей проявления интеллектуальных способностей у юных шахматистов продемонстрировали отсутствие гендерных различий в проявлении памяти, лучшее развитие внимания у девочек и логического мышления у мальчиков.

Еще

Память, внимание, мышление, шахматисты, гендерные отличия, подростковый возраст

Короткий адрес: https://sciup.org/142242540

IDR: 142242540   |   DOI: 10.53742/1999-6799/4_2023_116-119

Текст научной статьи Психологические аспекты тренировочного процесса юных шахматистов с учетом гендерных особенностей

Введение. Психологическая подготовка спортсмена–шахматиста является неотъемлемой и значимой частью тренировочного процесса, определяющего спортивный результат в многочасовом шахматном поединке. Интеллектуальные способности представляют собой важные свойства психики человека, формирующие адаптацию к новым ситуациям, возможность обучаться на основе полученного опыта, понимание и применение абстрактных концепций, использование приобретённых знаний с целью управления и восприятия окружающей среды. Актуально развитие психологических качеств, таких как концентрация внимания, память, логическое мышление, которые создают преимущества шахматиста при достаточной продолжительности игры [2]. Следует также учитывать особенности подросткового возраста, так как этот период характеризуется существенными и разнонаправленными изменениями показателей психофизиологического статуса [3]. Известно, что занятия шахматами способствуют развитию интеллекта, что, в свою очередь, позволяет прогнозировать в долгосрочной перспективе спортивную успешность. Однако такие когнитивные функции как память, мышление и внимание, изучаются, преимущественно, без учета спортивного мастерства, половой принадлежности и возраста. В настоящее время недостаточно работ, посвященных исследованию интеллектуального развития юных шахматистов [4]. Кроме того, представляет интерес изучение различий психических функций и эффективность развития интеллектуального потенциала у спортсменов, занимающихся шахматами, с учетом гендерной принадлежности.

Цель исследования – выявить особенности проявления интеллектуальных способностей у девочек и мальчиков подросткового возраста, занимающихся шахматами.

Методы. В исследовании приняли участие 24 шахматиста 13-16 лет, имеющих 1-3 спортивные юношеские разряды, занимающихся в ДЮСШ «Каисса» г. Новороссийcк. Выделили группы девочек (11 человек), и мальчиков (13 человек).

С помощью методики «Двойной счет» определяли эффективность произвольного кратковременного запоминания, непосредственной и оперативной памяти, с последующим расчетом эффективности и комплексного показателя памяти [5, 6]. Для характеристики избирательности и концентрации внимания использовали методику Г. Мюнстерберга [11]. Оценку логического мышления проводили с помощью «Числового теста» [1]. Сравнение групп по количественным признакам определяли по t-критерию Стьюдента (программа Statistica 10) с предварительной проверкой выборки на нормальность распределения. Наблюдаемые различия считались статистически значимыми при Р<0,05.

Результаты. Показатели непосредственной и оперативной памяти, характеризующие способность пассивно воспринимать информацию и выполнять счетные действия, не имели гендерных отличий у шахматистов (Таблица).

Средние значения коэффициента эффективности памяти и ее комплексных характеристик также не отличались в исследуемых группах, однако распределение оценок, характеризующих возможности непосредственного запоминания и хранения информации, показало лучшие результаты у мальчиков. Имели «высокие» параметрами памяти 54% шахматистов , 23% характеризовались «средними» и 23% «очень высокими» результатами. В группе девочек в основном встречались «средние» (45%) и «высокие» (46%) значения, в 9% случаев – «очень высокие».

Таким образом, проведенное исследование кратковременной памяти у исследуемых шахматистов выявило высокий уровень развития. Кроме того, отсутствие гендерных отличий показателей запоминания отражает сходство процессов реверберации возбуждения, морфологической и функциональной способности синапсов к проявлению активности [9].

Память является базисом когнитивной деятельности, так как связана с центральными характеристиками индивидуального познания и определяет специфику интегративных проявлений, таких как внимание и мышление. Качественные и количественные особенности процесса внимания определяются функциональным состоянием, являются индикатором результативности деятельности в условиях когнитивной нагрузки [10]. Успешность внимания зависит от скорости осущест-

Таблица.

Показатели памяти, внимания и мышления в исследуемых группах шахматистов (M±σ)

Показатели Мальчики (n=13) Девочки (n=11) р Память непосредственная (баллы) 5,6±0,2 5,6±0,3 >0,05 Память оперативная (баллы) 4,1±0,2 3,6±0,3 >0,05 Коэффициент памяти (у.е.) 0,7±0,1 0,7±0,1 >0,05 Комплексная память (у.е.) 7,1±0,5 6,1±0,6 >0,05 Избирательность внимания (баллы) 19,4±0,4 21,1±0,6 <0,05 Концентрация внимания (с) 35,5±1,2 30,7±0,9 <0,05 Логическое мышление (баллы) 4,5±0,3 3,4±0,3 <0,05 вления выбора раздражителя из множества других и степени соответствия выбора исходному стимульному материалу.

В нашем исследовании среднее количество баллов в тесте, демонстрирующем избирательность внимания, в группе мальчиков было статистически значимо меньше, чем у девочек (Таблица). Это подтвердилось при распределении оценок данного параметра. «Низкий» уровень имели 15% шахматистов, 62% – «средний» и 23% – «хороший». Среди шахматисток большинство характеризовалось «хорошими» показателями (64%), 27% «средними» и 9% «низкими».

Статистически значимое превышение временных значений концентрации внимания обнаруживалось у мальчиков, по сравнению с группой девочек, показавшей лучшие характеристики (Таблица). Подтверждение полученных результатов проявилось при распределении оценок. Шахматисты имели, преимущественно, «средние» показатели (54%), в остальных случаях наблюдалось одинаковое количество спортсменов с «отличными», «хорошими» и «низкими» значениями. В группе девочек в 27% случаев встречалась «отличная» концентрация внимания, в 55% – «хорошая», в 18% – «средняя».

Процессы внимания обеспечиваются спецификой функционирования высших областей нервной системы. Повышенная утомляемость и раздражительность, возникающая у мальчиков-подростков, не позволяет поддерживать устойчивость к моторной деятельности, требующей постоянного сосредоточения, тогда как у девочек в данном возрасте физиологические изменения происходят раньше, что способствует переходу на более интенсивный и оперативный режим работы определенных нервных центров и становлению функции внимания [12].

Мышление обеспечивает обобщенное и опосредованное проявление действительности с участием речевого раздражителя, позволяет разрабатывать новую информацию и коммуникативность. В основе процесса лежат формирующиеся временные связи, которые в результате повторных раздражений из случайной генерализации переходят в дифференцированную форму, становятся точными и физиологически обоснованными. Логическое мышление шахматистов основано на мыслительной и практической деятельности, носит мотивационный, содержательный, операционно-функциональный и рефлексивный характер.

Исследование показателей логического мышления обнаружило определенные различия в группах шахматистов. Лучшие средние результаты демонстрировали мальчики (Таблица). Однако в обеих группах проявление закономерностей числового ряда соответствовало нормативным параметрам для подросткового возраста, что связано с активным половым созреванием, влиянием изменяющегося гормонального фона [8].

Заключение. Таким образом, гендерные исследования особенностей высших познавательных процессов у юных шахматистов демонстрировали отсутствие групповых различий в проявлении памяти, лучшее раз- витие внимания у девочек и логического мышления у мальчиков. Полученные результаты не согласуются с некоторыми литературными данными, в которых отмечается слабое развитие аналитико-синтетических способностей, пространственных представлений и уровня мышления у мальчиков-подростков, тогда как у девочек данного возрастного периода обнаруживается высокая скорость мышления и восприимчивость, более сильное ощущение чувств и переживание эмоций, лучшее развитие сенсорных способностей, воображения, абстрактного и индуктивного речевого мышления, вычислительных способностей [7]. В связи с этим, показатели интеллектуальных способностей, определение их гендерных отличий целесообразно учитывать в тренировочном процессе у юных шахматистов.

Список литературы Психологические аспекты тренировочного процесса юных шахматистов с учетом гендерных особенностей

  • Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин. – М.: ЭКСМО, 2005. – 414 с.
  • Вершинин, М. А. Характеристика и особенности формирования структурных компонентов логического мышления шахматистов / М. А. Вершинин, С. Н. Марсунов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11, Ч. 7. – С. 1412–1417.
  • Завьялова, Я. Л. Возрастные и гендерные особенности внимания и памяти подростков, обучающихся в 7 и 9 классах / Я. Л. Завьялова, Е. Н. Боровец // Вестник психофизиологии. – 2020. – №3. – С. 165–168.
  • Захарова, Н. Л. Особенности развития когнитивных функций юных шахматистов / Н. Л. Захарова // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 4 (16). – С. 45–52.
  • Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т. П. Зинченко. – М.: МОДЭК, 2000. – 608 с.
  • Колесников, А. О. Комплексная оценка памяти и внимания у лиц юношеского возраста [Электронный ресурс] / А. О. Колесников, Д. Ю. Кувшинов, Е. С. Каган // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8835. Дата обращения 16 декабря 2023.
  • Наумова, Ю. А. О вопросе изучения половозрастной специфики мышления личности / Ю. А. Наумова, П. С.Полякова // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2022. – № 1 (12). – С. 35-39.
  • Перевойкина, Д. С. Половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / Д. С. Перевойкина // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 16 (100). – С. 68–73.
  • Прояева, Л. В. Оценка некоторых показателей внимания и памяти подростков в зависимости от стадии полового созревания / Л. В. Прояева // Вестник КГУ. – 2015. – №1. – Вып. 7. – С. 19–26.
  • Сиваченко, И. Б. Взаимосвязь внимания с уровнем эмоционального напряжения у мужчин молодого возраста в условиях значительной когнитивной нагрузки / И. Б. Сиваченко, Д. С. Медведев, А. Н. Павлова // «Вестник психофизиологии». – 2020. – №1. – С. 57–65.
  • Фаликман, М. В. Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов / М. В. Фаликман // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 150–159.
  • Ядрищенская, Т. В. Корреляционные отношения и гендерные особенности характеристик внимания / Т. В. Ядрищенская // Учёные записки ЗабГУ. – 2015. – № 1 (60). – С. 155–160.
Еще
Статья научная