Психологическое воздействие информационной среды на состояние виктимности детей и подростков
Автор: Корюкова М.Ю.
Журнал: Виктимология @victimologiy
Рубрика: Психология виктимного поведения
Статья в выпуске: 4 т.9, 2022 года.
Бесплатный доступ
В данной статье раскрываются проблемы виктимности детей и подростков в информационном пространстве и предлагаются пути их решения. Высказана авторская позиция о воздействии информационной среды, которое может иметь психологический характер и угрожать виктимности детей и подростков. Описывая особенности поведения подростков в информационном пространстве, исследуются социальные сети и их роль в повышении виктимность детей. Анализируется практика существующих меры ограничения для детей и подростков в доступе к сети Интернет, а также делаются авторские выводы насколько точно соблюдаются эти ограничения. Рассматривается существующие меры ответственности для родителей за бесконтрольный доступ детей к сети Интернет и насколько они эффективны. Обосновываются пути решения поставленных проблем. Утверждается, что осведомленность, контроль, правильное восприятие поможет молодому поколению справиться с информационным шумом и воздействием на психологическую составляющую детей и подростков в настоящее время.
Информация, интернет, виктимность детей, виктимность подростков, воздействие информационной среды
Короткий адрес: https://sciup.org/14126259
IDR: 14126259 | DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19414
Текст научной статьи Психологическое воздействие информационной среды на состояние виктимности детей и подростков
,
Volgо-Vyatka Institute (branch) O. E. Kutafin University (MSAL), Kirov, Russian Federation ,
В настоящее время требует особого внимания виктимность детей и подростков. На наш взгляд, заслуживает внимания точка зрения В. И. Полубинского, который указывает, что «вероятность стать жертвой преступления повышается и снижается не только от наличия или отсутствия определенных личностных качеств человека и его виктимно опасного или безупречного поведения, но от времени, места и положения, в котором он оказался, от ряда других условий, составляющих вкупе вик-тимогенную обстановку» [6, с. 32–33].
Нужно уделять повышенное внимание влиянию на молодое поколение информационного пространства как виктимоген-ной обстановке. Информационная среда выделена как фактор виктимизации общества [5]. Доступ в интернет имеет большие возможности для поиска информации, общения с единомышленниками, просмотра мультфильмов и сериалов, игр, но также он и оставляет негативный отпечаток на восприятии детей и подростков тех или иных жизненных ситуаций.
В Стратегии национальной безопасности указывается: «В информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет) размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению самоубийства, осуществляется пропаганда криминального образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация. Основным объектом такого деструктивного воздействия является молодежь»1.
Описание исследования
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2022 год. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Викторович Краснов выступил с докладом и отметил: «Взрослые не всегда вовремя узнают о новых, в том числе крайне опасных увлечениях своих детей. Например, только для пропаганды в интернете так называемой «колумбай-новской» идеологии было создано почти 700 сообществ. Результатом действий ее «безумных адептов», стали шокирующие своей жестокостью нападения на школы, гибель детей» 2 . По оценкам зарубежных исследователей А. Боббио, Х. Бруэра, К. Арбах
«более половины детей и подростков в мире страдают от того или иного вида виктимизации, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе может увеличить вероятность проявления рискованного поведения, насилия, новых виктимизаций или проблем с психическим здоровьем» [1, с. 9].
Отечественные ученые не в меньшей мере уделяют внимание рассмотрению проблем виктимизации детей и подростков в информационном пространстве, а также их виктимному поведению в сети Интернет, с учетом развития цифровизации в обществе.
Так, И. Л. Емельянов в своей работе указывает, что «степень виктимности четче проявляется, если рассматривать жертву преступления в связи с ее поведением, внутренними и внешними факторами, влияющими на виктимность. Степени различаются в случаях отрицательного поведения жертвы без оттенка провокации, или провокационного поведения жертвы, или социально полезного поведения жертвы, вызывающего недовольство со стороны преступника. Эти виды поведения отличаются и по оценке преступления в отношении его опасности для общества, его социально-правовой природы и степени выраженности в них виктимности. Изучение виктимности во всех ее проявлениях, учитывая ее виктимологическую и социально-правовую природу, позволяет определить роль жертвы в генезисе преступления, установить степень и характер причастности индивида к содеянному преступлению, раз и навсегда решить вопросы наказания за противоправное поведение» [3, с. 243]. Так же справедливо указанный автор отмечает, что «предотвратить потенциальную виктимизацию, т. е. реализовать цели виктимологической профилактики, он может нередко только при той общности, с которой он (человек) себя соотносит, при условии соответствующего правового воспитания» [3, с. 245]. Вопросам виктимо-логической профилактики в информационной среде посвящены и другая работа, где авторы рассматривают средства массовой информации, в том числе и интернет как одну из эффективных составляющих мер виктимологической профилактики [4].
Проблема виктимизации детей и подростков в информационном пространстве связана, на наш взгляд, в доступности и простоте регистрации в различных социальных сетях. Дети более активны именно в них. К самым популярным можно причислить «ВКонтакте», «Телеграм», «ТикТок» и другие, запрещенные на сегодняшний день социальные сети на территории Российской Федерации. Сообщества, которые выкладывают информацию различного характера в новостные ленты, подростками воспринимаются по-разному в силу их возрастного развития.
Социальная сеть «ВКонтакте» не предусматривает ограничения возраста при регистрации. Фактически завести собственную страницу может любой пользователь, который умеет читать и писать. Если подростки около 14 и более лет смогут в силу возраста осознавать характер ситуации, то детям младше это будет затруднительно. При регистрации можно ввести данные не соответствующие действительности и тем самым создавать фейковые страницы, которые трудно отследить.
Следует сделать вывод, что введение ограничений в правила пользования сети по минимальному возрасту при регистрации смогло бы помочь искоренить пребывание ребенка в социальной сети до более осознанного возраста.
Информацию различного рода, содержащуюся даже в различных мультфильмах, которую дети не должны слушать в силу своего возраста, можно увидеть также в интернете. При этом на законодательном уровне приняты меры по ограничению такого просмотра.
В федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 1 приводится классификация информационной продукции:
-
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
-
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
-
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
-
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
-
5) информационная продукция, запрещенная для детей.
Однако такие категории не во всех случаях позволяют ограничить доступ ребенка к просмотру. Дети, имеющие гаджет, могут с легкостью увидеть любой фильм, исключение дети, у которых на смартфонах подключен так называемый «родительский контроль» на операционных системах. Эта функция позволяет родителю контролировать строку поиска ребенка. Например, приведенные выше категории по возрасту будут применяться при контроле фильмов и мультфильмов. Если в стандартных поисках появляются ссылки на взрослый провокационный контент, то при таком контроле ребенок их не увидит. Такая функция также позволяет защитить детей от установления контактов с незнакомцами, которые всячески пытаются оказать негативное влияние на детей, преследуя свои преступные цели. Без «родительского контроля» ребенок рискует оказаться в виктимогенной обстановке.
В социальных сетях подросткам встречаются призывы к самоубийству. Ст. 110.2 УК РФ указывает на распространение информации о способах совершения самоубийства. Если в социальных группах сетей еще контролируется контент, то в личных сообщениях нет. В приватных переписках подростки могут обсуждать все, что захочется и с кем захочется. В том числе интернет богат песнями, клипами, в которых косвенно отражается сущность суицида. Грусть, тоска, тяжелые периоды жизни, одиночество в социальных сетях демонстрируются как то, что присуще подростковому поколению. Исполнители песен становятся объектами для подражания подростков. В том, что их любимый музыкант «устал от жизни» ребенок видит смысл грустить вместе с ним. Эта же статья УК РФ предусматривает ответственность за образование «групп смерти», которые направляют детей на суицидальные действия. Тем самым УК РФ предупреждает воздействие на виктимность ребенка и охраняет его права. Такие сообщения «незнакомцев», содержащиеся в личных переписках необходимо блокировать самой социальной сетью, однако это сложная задача, требующая серьезной проработки в условиях доступности информационной среды.
Другая ситуация складывается из тех же клипов и песен, которые содержат в себе направленность на богатство и «купание в деньгах». Современные исполнители оказывают психологическое влияние на виктимность подростков. Демонстрация богатства, запрещенных веществ также сопровождается гордостью за легкость их завладения, тем самым побуждая в подростках веру в безответственность, а она может склонить детей в преступный мир.
П. Н. Фещенко в своей научной статье справедливо указывает: «…во-первых, о наличии большого числа молодых людей, имеющих проблемы в социализации, а во-вторых, что требуются дополнительные, более эффективные меры предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними или в отношение них. В обоих случаях субъектов этих деяний справедливо следует считать жертвами» [10, с. 112].
Другие авторы И. С. Бубнова, А. Г. Терещенко приводят особенности, которые характерны для подростков: «…эмоцио-нальная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того, чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации, необходима виктимологиче-ская профилактика населения, в особенности подростков» [2, с. 92].
Жертвами подростки и дети могут становиться так же из-за проблем общения со сверстниками в социальной сети. Под социализацией понимается процесс развития, складывающийся прежде всего под влиянием среды, которая их окружает. В публичных сообществах социальных сетей может контролироваться потенциально неприемлемый контент, то есть спам, оскорбления, мошенничество, материалы для взрослых или же ненастоящий профиль. Подросток, в принципе, может ограничить доступ к своей странице, заблокировать подозрительных незнакомцев, обезопасив себя от возможных преступников, но лишь в случае осознания возможных рисков, которые не всегда может воспринять самостоятельно без помощи своих родителей.
С. А. Фалкина указывает, что «взаимодействие подростков в интернет пространстве характеризуется необязательностью соблюдения общепринятых норм, и тем самым усложняет процесс контроля тех социальных норм и форм поведения, которые усваивают пользователи сети Интернет. Также остро стоит вопрос о новых типах и способах взаимодействия между подростками и различными социальными группами, характеризующимися, в том числе, и социально опасными проявлениями. В свою очередь, негативными последствиями могут считаться общение с носителями форм девиантного поведения в Сети, а именно, к которому относится хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, компьютерная педофилия» [9, с. 230]. Подростки подвергаются психическому насилию, то есть происходит давление на развитие личности. П. Ю. Утков перечисляет эти методы: «игнорирование, жестокая ирония, постоянное или периодическое словесное оскорбление»[8, с. 61].
Проблема также существует в открытости самопрезентации подростков. Пребывание в сети подростками не ограничивается лишь просмотром записей со стены, а также имеет место самовыражение. Подросток читает мнение другого и так далее, формируя в сети всеобщее мнение, которое принимают как единственно верное. Темы насилия, наркотиков, алкоголя, политики чаще всего попадают в поле для размышлений подростков. В этом аспекте проблему можно решить путем подачи молодому поколению правовых истин законодательства. Например, введение дополнительных школьных дисциплин по правовой грамотности. Толкование самым простым языком детям о законе и праве. Возможно допустить, что ребенок может не осознавать незаконность своих действий ввиду слабого осмысления ситуации. Детям важно уяснить то, что существует ответственность за распространение недостоверной информации в отношении другого человека, общества и государства. Выложив какую-либо информацию, подросток должен понимать, что он влияет на сознание и своего окружения. Молодое поколение в большей степени слушают своих же сверст ников, зачастую не анализируя правомерность их высказываний.
Следует затронуть вопрос о возможности привлечение родителей к ответственности за неисполнение обязанностей. Кто должен отвечать за поведение ребенка в сети Интернет? Его родители. Обязанности родителей закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, а именно в статье 63, в которой указывается: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»1. Предусмотрена семейно-правовая ответственность, то есть отобрание ребенка органом опеки и попечительства, ограничение или даже лишение родительских прав. Административная ответственность предусмотрена ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ): «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»2. Уголовная ответственность наступает согласно ст. 156 УК РФ при «Неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услу ги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним»1.
Исследуя указанные нормы законодательства, необходимо остановиться на административной ответственности. В санкции статьи 5.35 КоАП РФ указывается, что родителям грозит от предупреждения до наложения административного штрафа от ста до пятисот рублей. Объективная сторона данного правонарушения составляет как действие, так и бездействие. Полагаем, что законодателю можно предложить усовершенствование данной статьи. Если понятие «ненадлежащее исполнение обязанностей» является оценочным, то «бесконтрольность» детей в сети должна также подпадать под данную норму. Для уточнения можно ввести в диспозицию данной нормы следующее дополнение «а равно бесконтрольность в сети Интернет». Из санкции статьи предлагается убрать такую меру ответственности как «предупреждение» и повысить размер административного штрафа до пяти тысяч рублей.
Данная конкретизация, полагаем, позволит повысить уровень ответственности и контроля в информационном пространстве со стороны родителей своих детей.
Подростки чаще всего большинство времени могут посвятить интернету из-за своей незанятости. По оценкам специалистов «не меньшую опасность представляет еще одно бедствие среди подростков — интернет-зависимость. Под подростковой ин-тернет-зависимостью понимают, общение в социальных сетях и время провождение в ролевых онлайн-играх» [7, с. 39]. У молодого поколения, которое имеет цели к положительным стремлениям, не возникнет, как правило, умысла на обсуждение в сети, да и нет времени на это в силу стремления к развитию.
В настоящее время остро стоит проблема восприятия молодым поколением различного рода информации. Подростку, который увидел в информационном пространстве тот или иной сюжет, направляющий на незаконные действия, необходимо анализировать его как исключительно неверный.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что про блемам негативного психологического воздействия на виктимность детей и подростков в информационной среде в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Необходимо предвидеть и устранить затронутые в настоящей статье проблемы, так как подрастающее поколение — это будущее нашей страны.
Список литературы Психологическое воздействие информационной среды на состояние виктимности детей и подростков
- Bobbio A., Breweraт J., Arbach K. Victimization and multi-victimization of children and adolescents: a descriptive study of young people from Argentina // Journal of Victimology. 2022. Iss. 13. P. 9-34.
- Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Проблема виктимного поведения подростков и его социально-педагогическая профилактика // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. C. 89-93.
- Емельянов И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78). С. 241-246.
- Кузнецова К. В., Майоров А. В. Роль средств массовой информации в виктимологической профилактике // Виктимология. 2020. № 2 (24). С. 39-44.
- Майоров А. В. Информационная среда как фактор, детерминирующий процессы криминализации и виктимизации в современном // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2018. № 1 (11). С. 72-75.
- Полубинский В. И. Правовые основы учения о жертве преступления. Горький: Горьк. высш. школа МВД СССР, 1979. 84 с.
- Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Концепт. 2014. № S30. С. 36-40.
- Утков П. Ю. Вопросы виктимности младших школьников в истории педагогической психологии // Мир науки. 2017. Т. 5, № 1. С. 61.
- Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 230-236.
- Фещенко П. Н. Место и роль виктимологической профилактики в учебных заведениях в системе мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации // Виктимология. 2022. Т. 9, № 1. С. 108-118.