Психология отцовства: тенденции исследования роли отца в родительстве

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам отцовства в современном обществе и закономерностям, влияющим на развитие семьи. Исследования феномена отцовства продиктовано активностью отцов и интересом общества. Принятие роли отца обществом способствует полноценному и всестороннему развитию подрастающего поколения. Анализ исследований констатирует необходимость системного изучения роли отца в родительстве, вклад родителя в психическое становление ребенка.

Родительство, феномен отцовства, факторы развития отцовства, роль отца

Короткий адрес: https://sciup.org/170191236

IDR: 170191236

Текст научной статьи Психология отцовства: тенденции исследования роли отца в родительстве

Исторически сложилась тенденция пристального внимания общества к семье и родительству, а изменения в современном обществе привели к «кризису развития семьи» [15]. Перераспределение роли отца и матери создали условия для укрепления авторитета мужчины [17. С. 143]. Фиксируемые исследователями положительные изменения в ролевых и функциональных обязанностях родителей, ценностных и личностных проявлениях (особенно выделяют отцовскую роль [15]) актуализировали значимость исследования феномена отцовства.

На развитие семьи оказывают влияние различные закономерности, первой из которых является влияние ряда гуманитарных дисциплин на формирование семьи [11. С. 7]: психотерапии, социологии, педагогики и юриспруденции. Внимание данных дисциплин подтверждает значимость родительства для формирования гармонично развитой личности. Современная наука поддерживает «междисциплинарный характер исследований в области психологии семьи» [10. С. 7], что является второй закономерностью. Меняющийся мир всегда был и будет под пристальным вниманием идеологов и исследователей, чьи взгляды радикально различаются. «Включение мировоззренческих позиций» [Там же. С. 8] является третьей закономерностью. И, как следствие, в развитии общества происходят изменения, которые приводят к появлению четвертой закономерности — «возникновению “запретных тем” в исследовательской деятельности» [Там же].

Это темы однополых браков и детей без попечения родителей.

Преобразования в обществе приводят к возникновению пятой закономерности: «появление новых предметов исследований в рамках психологии семьи» [Там же], в том числе, как следствие противостоянию дефеминизации, увеличение числа исследований психологии отцовства. Шестая тенденция подтверждает высокий статус психологии семьи как отрасли психологической науки: «на предметном поле психологии семьи решается ряд фундаментальных научных проблем» [Там же], где семья является основой стабильности и полноценного развития общества [Там же. С. 9].

Перечисленные закономерности высвечивают актуальность и необходимость разработки проблемы семьи и отцовства, в частности актуальность системного исследования вклада родителя-отца в психическое становление ребенка.

Обсуждение полученных результатов

В структуре гендерных ролей за последние годы произошли изменения, связанные с проявлением активности отцов. Ш. Барт утверждает, что в результате пересмотра и детализации обществом функции отцовства происходит разделение гендерных ролей и формируется новая гендерная система. Отцовство является социальной и статусной ролью в рамках гендерной психологии и психологии личности [8. С. 105], где совокупность исторических и социальных установок, накопленный опыт, связанный с планированием семьи, влияет на отношение к детям и к себе как к родителю. Идентичность отцовства, как феномен микро-и макросоциальный, определяется принципами отношения взрослых к детям и гражданским самосознанием. Это эмоционально и оценочно окрашенный комплекс знаний, представлений, убеждений о себе как о родителе [7. С. 78]. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется в первые годы жизни ребенка как соответствие определенным социальным требованиям и ожиданиям достижений [18. С. 135]. Возникновение отцовства как феномена стало возможным при смене полигамии на моногамию в семейных отношениях [14. С. 49]. Б. И. Кочебей в книге «Мужчина и ребенок» аргументировал причину кризиса отцовства разрушением традиций патриархальной семьи, что привело к второстепенной роли отца и превратилось в дело матери [См.: 2]. Такое эгалитарное устройство семьи привело к нарушению взаимосвязи старшего и младшего поколений и передачи опыта воспитания [6].

Закономерно рассмотреть феномен отцовства с двух взаимосвязанных точек зрения: функциональное влияние на развитие ребенка и реализация мужчины [3. С. 126]. Согласно теоретическим исследованиям У. Ю. Севостьяновой, структурная модель отношения отца к ребенку состоит из двух подсистем: отношение к себе (внутренний образ себя как отца и мужчины; приобретенные знания, умения и навыки, а также деятельность и оценка себя); отношение к ребенку (образ ребенка, позиция отца к ребенку, интерактивность отца и ребенка). Все приобретенные качества влияют на конституциональные характеристики личности: эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Следовательно, на развитие отцовства влияют внешние и внутренние факторы: 1) внутриличностные (психофизиологические и личностные особенности человека, генотип, психосоматическое здоровье, индивидуальные особенности психофизиологического развития, доминирующее психическое состояние); 2) внутренняя позиция (отношение к миру вещей, людям, самому себе, активность во взаимодействии со средой, особенности характера); 3) внутрисемейные или внешние (микроклимат семьи, в которой вырос, модель семьи, особенности полоролевого воспитания); 4) родительский опыт самого индивида; 5) культурно-исторический фактор [16. С. 40].

Мотивированное участие мужчины в воспитании детей дает чувство удовлетворенности и уверен- ности [4. С. 50]. На выбор модели отцовского поведения влияют уровни развития представления об этой роли у мужчин: 1) уровень общества; 2) собственной семьи; 3) индивидуальный (субъективный) : влияние личностного показателя на представления об отцовской роли [13. С. 171].

Представления об отцовской роли формируются под влиянием факторов окружающей среды, и Ю. В. Борисенко считает, что их можно объединить в четыре группы. Первая группа — это отношения в супружеской диаде. Вторая — характеризует воздействие матери ребенка на формирование мужчины в роли отца. Третья — объединяет факторы окружающей среды, а четвертая — личностные особенности самого ребенка [Там же]. При патернальной депривации отец не участвует в воспитательном процессе, действует неправильно или бездействует, возникает инверсия ролей [1. С. 60].

О. Г. Калина и А. Б. Холмогорова отмечают значимость участия отца в возникновении у ребенка гендерной принадлежности и эмоционального благополучия [11. С. 60]. Наличие в образе отца позитивной составляющей вне зависимости от наличия его в семье способствует формированию маскулинности у подростков-мальчиков и феминности у девочек. Негативный отцовский образ или недостаточно дифференцированный формирует высокий показатель тревожности и депрессивной симптоматики [Там же. С. 68], а удовлетворение потребности эмоционально-психического благополучия и чувство защищенности влияют на способность ребенка противостоять групповому давлению в дальнейшем [14. С. 52].

В последнее время в обществе изменился стереотип восприятия роли отца как слабого и неадекватного на активно участвующего в воспитании ребенка, общающегося и эмоционально взаимодействующего, выполняющего все родительские функции [16. С. 39]. Д. Росс определил детерминанты, способствующие в дальнейшем качеству участия отца в жизни и воспитании ребенка: 1) индивидуальные — важны возраст (когда субъект стал отцом), пол ребенка, мотивация, отношения и убеждения отца, пример взаимоотношений в родительской семье; 2) семья как система взаимоотношений в триангуляции (отец — мать — ребенок) и диаде (муж — жена); 3) внесемейные предикторы, то есть ближайший социум (родственники, соседи, друзья); 4) официальные и коллективные факторы (коллеги, здравоохранение); 5) культурные факторы (воспитание, отношение и понимание роли отца, понятия и традиции, относящиеся к национальным особенностям) [См.: 3. С. 126].

Выводы

На основании анализа вышеизложенного заключаем:

  • 1.    На развитие семьи оказывают влияние различные факторы, причиной и преобразованием которых является постоянно меняющийся мир и общество во всех его связях и отношениях.

  • 2.    Положительные изменения в ролевых и функциональных обязанностях родителей, ценностных и личностных проявлениях особенно выделили отцовскую роль и актуализировали значимость исследования феномена отцовства, как коллективного субъекта.

  • 3.    В структуре гендерных ролей за последние годы произошли изменения, связанные с проявлением активности отцов, а совокупность исторических и социальных установок, накопленный опыт влияют на отношение к детям и себе как родителю.

  • 4.    Исследователи считают важным влияние отца на полоролевую идентификацию ребенка и необходимое усвоение моральных норм. Присутствие отца способствует более высокому интеллектуальному развитию, положительному формированию эмоционально-личностной сферы и характерологических особенностей.

  • 5.    Отцовская любовь не является врожденной, а формируется в первые годы жизни ребенка, поэтому для отца важно принятие его в обществе, подкрепленное исполненным чувством долга и осознанности жизни.

  • 6.    Отец развивает социальную компетентность, поощряя активность ребенка, проторяя путь к человеческому обществу. Ему необходимо воспитать хранителя традиций, продолжателя рода и родовой памяти.

  • 7.    Характер воспитательной деятельности отца зависит от сочетания интенсивности, стойкости и длительности воздействия внешних и внутренних факторов. Основой проявления отцовства является мотивационно-потребностная сфера.

Список литературы Психология отцовства: тенденции исследования роли отца в родительстве

  • Авдеева, Н. Н. Психология отцовства / Н. Н. Авдеева // Папы всякие нужны: О роли отца в воспитании детей : сборник. — М. : Изд-во Моск. патриархии Рус. православ. церкви, 2012.
  • Архиреева, Т. В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии / Т. В. Ар-хиреева // Психологические проблемы современной семьи : сб. тезисов VI Междунар. науч. конф., Москва — Звенигород, 30 сент. — 4 окт. 2015 г. — М. : МГУ, 2015. — С. 658—676.
  • Архиреева, Т. В. Родительство в гендерном аспекте / Т. В. Архиреева // Гендерная психология. — 2-е изд. / под ред. И. С. Клециной. — СПб. : Питер, 2009.
  • Борисенко, Ю. В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства / Ю. В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия. — 2006. — № 2. — С. 44—55.
  • Борисенко, Ю. В. Особенности родительского отношения отчимов / Ю. В. Борисенко // Психологические проблемы современной семьи : сб. тезисов VI Междунар. науч. конф., Москва — Звенигород, 30 сент. — 4 окт. 2015 г. — М. : МГУ, 2015. — С. 685—694.
  • Горлова, Е. Л. Перспективы изучения родительской позиции / Е. Л. Горлова // Психологические проблемы современной семьи : сб. тезисов VI Междунар. науч. конф., Москва — Звенигород, 30 сент. — 4 окт. 2015 г. — М. : МГУ, 2015. С. 685—694.
  • Гукасова, Г. С. Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена [Электронный ресурс] / Г. С. Гукасова // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 78—81. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-i-sotsialno-pedagogicheskie-harakteristiki-materinstva-i-ottsovstva-kak-fenomena (дата обращения 07.11.2019).
  • Евсеенкова, Ю. В. Отцовство как структурно-динамический феномен / Ю. В. Евсеенкова, А. Г. Портнова // Сибирская психология сегодня» : сборник. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. — С. 104—110.
  • Журавлев, А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Электронный ресурс] / А. Л. Журавлев // Институт психологии РАН. Человек и мир. — 2018. — № 11. — С. 23—27. — иЯЬ: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/a-l-juravlev.html (дата обращения 16.11.2019).
  • Зуев, К. Б. Психология семьи в современной России: некоторые тенденции (вместо предисловия) / К. Б. Зуев // Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред. Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. — М. : Когито-Центр, 2014. — 280 с.
  • Калина, О. Г. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 112 с.
  • Клецина, И. С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И. С. Клеци-на // Женщина в российском обществе. — 2009. — № 3.
  • Михайлова, А. И. Социокультурная детерминация родительства: отцовский вариант / А. И. Михайлова // Ученые записки ЗабГУ. Сер.: Философия, социология, культурология, социальная работа. — 2010. — № 4. — С. 169—172.
  • Нехочихина, А. А. Институт отцовства в современном обществе / А. А. Нехочихина // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22), т. II. — С. 49—54.
  • Латышева, Ю. А. Специфика отцовской роли: традиционный и и новый взгляд на проблему / Ю. А. Латышева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — № 4, т. 18. — С. 36—38.
  • Севостьянова, У. Ю. Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем / У Ю. Севость-янова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — № 4, т. 18. — С. 39—43.
  • Семейная психология. Ч. 1 : сб. студенч. работ / отв. ред. Г. Ф. Ушамирская. — М. : Студенческая наука, 2012. — 1176 с.
  • Смыслов, Д. А. Отцовство как общественный и социально-психологический феномен / Д. А. Смыслов, И. В. Доценко // Ученые записки РГСУ. — 2011. — № 7. — С. 133—139.
Еще
Статья научная