Психолого-криминалистические аспекты предупреждения преступлений в отношении малолетних
Автор: Родина Елена Юрьевна
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Взгляд. Размышления. Точка зрения
Статья в выпуске: 2 (47), 2022 года.
Бесплатный доступ
Одной из важнейших в нашей стране остается проблема преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Тяжесть подобных преступлений заключается не только в заведомо более уязвимом положении несовершеннолетнего, но и в причинении тяжкого физического и психического ущерба пострадавшим, который затем в виде психотравмирующей ситуации закрепляется в сознании ребенка и имеет непредсказуемые последствия, начиная от личностных и коммуникативных проблем и заканчивая попытками или фактами суицида. Основная цель нашей работы - исследование психотравмирующего воздействия со стороны взрослых на несовершеннолетних как основного фактора формирования психофизиологических проблем, что позволит разработать эффективные механизмы правового регулирования профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершенствовать технологии работы с детьми и подростками, пережившими психологическую травму в результате насилия.
Психологическая травма, стадии насилия, отрицание, сексуальное насилие, психотравмирующая ситуация, неврозы, профилактика преступлений, последствия насилия, суицид
Короткий адрес: https://sciup.org/140295718
IDR: 140295718
Текст научной статьи Психолого-криминалистические аспекты предупреждения преступлений в отношении малолетних
П роблема насилия в отношении малолетних в настоящее время актуализируется не только увеличением количества данного вида преступлений, но и содержательным его наполнением, появлением новых форм насилия по отношению к детям и подросткам, а также латентными последствиями, которые могут проявляться спустя длительное время после воздействия психотравмирующей ситуации. Содержание психотравмирующей ситуации отражается практически на всех сторонах жизни малолетнего в настоящем и проецируется на будущее. «Я»-кон-цепция, личностные качества, ближайшее окружение, сеть социальных контактов и взаимоотношений – все это деформируется в контексте негативных тенденций. В случае, когда у ребенка включаются механизмы внешней защиты, поведение меняется на агрессивное либо замкнутое. И если вовремя не скорректировать асоциальную направленность, не будут сформированы модели социально адекватной деятельности и изменения в личности закрепятся в сознании.
Объект исследования – малолетние, пережившие различные виды насилия.
Предмет исследования – психотравмирующее воздействие на малолетних со стороны взрослых.
Задачи исследования:
-
1) в контексте различных видов насилия определить содержание влияния психотравмирующей ситуации на психофизиологическое состояние малолетних;
-
2) исследовать скрытые и явные признаки психотравмы у малолетнего;
-
3) определить содержание работы с малолетними, перенесшими воздействие психотравмирующей ситуации насилия.
Методология исследования отражена во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей, как классиков, так и современных ученых и практиков. Среди исследователей преступлений против малолетних можно отметить М. Страус, Л. Лерман, Б. Крэйхи, Г.Г. Силласте, Н.Ю. Синягина, Н.К. Асанова, И.Ф. Дементьеву и др. Стрессы и психотравмирующие ситуации изучали представители психоанализа, такие как З. Фрейд,
-
О. Фенихель и современные криминальные психологи И.П. Ермаков, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн, М.В. Вульф. Сравнительные исследования точек зрения на данную проблему помогут нам определить не только содержание и признаки психотравмы у малолетних, но и основные направления работы для лечения и реабилитации пострадавших детей и подростков.
Методы нашего исследования включают две группы:
– теоретические (сравнительный анализ классической и современной зарубежной и отечественной литературы по проблематике исследования);
– эмпирические (анализ нормативно-правовой базы исследования с рассмотрением судебных прецедентов).
Исследованию причин возникновения неврозов, психологических проблем и пограничных состояний посвящены множество работ. Определение «психической травмы» в научно-исследовательских источниках получило признание в конце XIX века. Всемирной Организацией Здравоохранения в 1980 г. впервые была создана Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН), где было официально опубликовано понятие психической травмы как глубинных и негативных переживаний человека, которые связаны с наиболее травмирующими событиями его жизни. С этими чувствами и эмоциями человек, тем более подросток или ребенок, не в состоянии самостоятельно справиться. Они могут частично преодолеваться посредством подсознательных механизмов защиты, которые ведут к образованию невротических симптомов [6, с. 80]. Подобные симптомы имеют как внешнее проявление, так и внутреннюю направленность, разрушая личностные структуры и деформируя сознание.
В обыденном понимании понятие «травма» чаще всего соотносится с телесными повреждениями, то есть с нарушениями целостности тела человека, которые бывают легкими, тяжелыми и не совместимыми с жизнедеятельностью организма. Психотравмирующие последствия зависят от силы травмы, длительности воздействия, степени значимости для ребенка личности преступника, и сознание стремится максимально вытеснить все «чужеродные» события, воздействия и лица. Согласно теории З. Фрейда, психика человека, как и внутренняя среда организма, нуждается в балансе стабильности и все, что нарушает это состояние, вытесняется [12, с. 176]. При этом если сил на вытеснение не остается, то защитные силы переключаются на внутреннюю агрессию, включается «система самоуничтожения» организма и возникают мысли и попытки суицида. Причем, в отличие от демонстративных попыток суицида, иногда проявляющихся в подростковом возрасте как желание привлечь внимание, доказать свою значимость, данные попытки направлены на достижение цели [5, с. 64].
Особенности подобных травм отражены в том, что их последствия не всегда проявляются сразу же, потому что несовершеннолетние часто умалчивают о факте травмы, боятся, стесняются сказать, а потом по истечении многих лет травмы, отраженные в паттернах асоциального поведения, комплексах, складываются в деформированную, психически неуравновешенную личность. И все эти психотравмирующие воздействия имеют латентные последствия, которые могут проявиться в деструктивных тенденциях по отношению к себе (самоповреждения, суицид) либо к другим (насилия, убийства).
Существует большое различие между угрожающими факторами и индивидуальными возможностями человека справиться с данным воздействием. Когда речь идет о малолетних, которые попадают в психотравмирующую ситуацию, то чаще всего они с ней никогда раньше не встречались. Данное обстоятельство приводит их к чувству беспомощности, беззащитности. Малолетний оказывается во власти данной ситуации, и в результате может нарушиться его представление о себе, об окружающем мире. Это зачастую обусловлено еще и тем, что психотравмирующие воздействия подкрепляются отсутствием поддержки со стороны взрослых [5, с. 160].
В психологии существуют различные подходы к классификации психотравм. Мы остановимся на классификации Ф. Руппера, которая дифференцирует травмы по типам неразрешенных эмоциональных конфликтов. В основе последствий травматического воздействия всегда лежит психологический конфликт как противоречие между тем, как должна развиваться ситуация, отношениями и самочувствием в норме, и тем, что есть на самом деле, с учетом того, что ни внутренний, ни внешний конфликт не является нормой в жизни человека, тем более ребенка, и посттравматические последствия выходят далеко за рамки нормы. В рамках данной дифференциации травмы делятся на:
– экзистенциальные (насилие, несчастные случаи, угрожающие здоровью и жизни);
– потери (потеря важного дорогого человека или значимого условия жизни);
– отношений (деформации эмоциональных связей: предательство, социальная изоляция, исключение, измена);
– системных отношений (поступки, которые не имеют этического и морального оправдания).
В труде О. Фенихеля «Психоаналитическая теория неврозов» отражено, что психотравмирующее действие, которое оказывают взрослые в случаенасилия, запечатлевается на всю жизнь у малолетнего, так как ломает представления о нормах взаимоотношений между взрослым и ребенком и в дальнейшем формирует либо агрессию, либо привыкание к таким взаимоотношениям и проекцию их на семейную жизнь и построение коммуникаций в обществе. И особенно этому подвержены люди со слабой, неокрепшей психикой, в том числе дети и подростки. В кризисные периоды данных возрастов психотравмирующее влияние насилия усугубляется и отпечатывается в сознании особенно прочно. В целях своевременного выявления у малолетнего наличия психотравмы и ее источника необходимо вовремя диагностировать определенные симптомы, которые появляются в результате негативного воздействия на психику малолетнего. По мнению О. Фенихеля, чем более неожиданно воздействие травмы, тем более эффектно и долговременно закрепляется в сознании ребенка модель ситуации, которая сопровождается блокировкой сознания «эго» и утерей чувства реальности; периодическими приступами неконтролируемой тревоги и гнева; «проигрыванием» на себе и других ситуации, которая причинила травму в различных формах: мыслей, переживаний, представлений [11, с. 240].
Одним из эффективных направлений в сфере преступлений против малолетних является профилактика, которая значительно снижает уровень противоправных деяний. На эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение преступлений, совершаемых в отношении малолетних детей, влияет ряд дифференцированных факторов. Прежде всего к ним относятся:
-
1) психофизиологические особенности (их физиология и психика). Зачастую малолетние дети скрывают факты совершенных в отношении них противоправных действий со стороны взрослых. Это может быть вызвано и страхом перед родителями, и просто быть обусловлено непониманием тех действий, которые в отношении них были совершены;
-
2) всецелая зависимость от взрослых: родителей, опекунов, педагогов, близких знакомых, которые могут являться блокирующим фактором, то есть, другими словами, предпринимать все возможные меры по сокрытию противоправных действий в отношении малолетнего.
Вместе с тем роль родителей очень важна как в процессе диагностики психической травмы, так и в процессе реабилитации малолетнего. Сами родители должны принять изменения, появившиеся в поведении малолетнего (истерики, ночное недержание мочи), так как это может быть защитной реакцией организма ребенка на случившееся. В любой жизненной ситуации необходимо всегда помнить, что все в материальном мире сугубо индивидуально, все люди и дети разные, никто не чувствует все одинаково. Люди, независимо от их возраста, обладают отличными эмоциональными реакциями. Многочисленные примеры из практики указывают на то, что многие родители не наблюдают за своими детьми и не могут выявить наличие психической травмы у собственного ребенка. Разберем это на кон- кретном примере: в Москве задержали учителя физкультуры, который проработал в школе 20 лет и в течение всего этого времени совершал насильственные действия в отношении мальчиков 9-10 лет. Даже после определения меры пресечения учитель скрывался полтора года, и задержали его в Воронеже. За все время он совершил более 12 преступных действий в отношении несовершеннолетних. Суд приговорил гр. Ю. к 12 годам лишения свободы...». [10, с. 24] Преступник совершал преступные действия неоднократно, но не был замечен, никто не жаловался и не говорил о сексуальном и физическом насилии. Количество эпизодов свидетельствует о том, что дети молчали или их попросту не слышали взрослые. В связи с этим основной целью данной статьи мы видим сформулировать рекомендации для родителей, педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов для своевременного диагностирования преступных действий, совершаемых в отношении малолетних.
При общении с ребенком, получившим психическую травму, можно заметить следующие изменения в его поведении:
– утрата интереса в любимой деятельности, потеря доверия к старшим или сверстникам, нежелание разговаривать на определенные темы, возможен регресс к более инфантильному поведению, то есть так называемый «уход в себя»;
– потребность вновь и вновь переживать стрессовые события (через игры или творчество), чрезмерное беспокойство будущими событиями, появление ночных кошмаров, то есть зацикленность;
– тревожное состояние и возникновение на его фоне нарушения концентрации внимания или отсутствие сосредоточенности, навязчивое поведение, неожиданный страх разлуки с кем-то близким, постоянная раздражительность или несдержанность, то есть тревожность;
– появление несвойственных физических симптомов: сильных головных болей, тошноты, недержания, вздутия живота и др.
Некоторые малолетние способны справляться со стрессовыми ситуациями, но по- следствия могут проявиться через некоторое время либо месяцы, годы, а могут проявиться через несколько часов после произошедшего события.
З. Фрейд и О. Фенихель едины во мнении, что возможно самостоятельно преодолеть последствия психической травмы следующими способами. Первый способ позволяет мысленно и территориально отдалиться от травмирующей ситуации, людей и событий и включает в себя переключение, релаксацию, поездки. Ребенок, который пережил подобную травму, постепенно восстанавливается и включается в нормальную полноценную жизнь. В соответствии со вторым способом необходимо разряжать «отложенные эмоции» через репереживания, эмоциональные всплески, вспоминание отдельных эпизодов, активизацию защиты. А.М. Лисенная определяет первый путь как «метод успокоения», а второй – «метод отреагирования» [3, с. 49]. Оба метода достаточно эффективны либо в поэтапной реализации, либо в зависимости от длительности и комплексности воздействия. Их можно использовать поочередно, меняя активность и расслабление и переключая деятельность психики на различные направления. Ребенка необходимо успокоить, предоставить чувство безопасности в случае, когда он испуган, находится в состоянии шока, а проработкой травмирующих ситуаций можно усугубить положение и затем в дальнейшем работать только в сфере бессознательного при помощи психоаналитических методов. Оптимальное сочетание элементов данных методов, их чередование, использование различными специалистами в комплексной посттравматической терапии, по мнению О. Фе-нихеля, являются главной задачей работы, а конкретные техники, как считает он, не столь важны [11, с. 46]. Это необходимый компонент терапии, т.к. насильник забирает много энергии и эмоциональных сил [5, с. 358].
На данный момент в нашей стране работают множество служб, оказывающих плановую и экстренную помощь населению, в том числе и жертвам насилия и преступлений физического и сексуального характера. Особой категорией обслуживаемых являются несо- вершеннолетние, с которыми проводятся ряд реабилитационных мероприятий, зачастую в тесном взаимодействии с медицинскими учреждениями. Деятельность подобных служб организуется в тесной взаимосвязи с подразделениями по делам несовершеннолетних при РОВД, инспекторами ПДН и органами ювенальной юстиции, которые призваны обеспечивать защиту несовершеннолетних в правовой сфере.
Наиболее эффективно необходимо развивать систему комплексной работы с несовершеннолетними, включающую работу психологов, психиатров, терапевтов, криминалистов и иных специалистов, работающих на стыке преступления, психотравмы и физиологических последствий (травм, ран). Данная работа призвана нивелировать воздействие текущей негативной ситуации и минимизировать ее последствия в дальнейшем.
В процессе взросления малолетние проходят определенные периоды, обусловленные наличием определенных особенностей у ребенка. Малолетние, взаимодействуя с широким кругом людей, оказываются в различных неблагоприятных ситуациях, которые могут травмировать их психику. Различные виды насилия (физическое, моральное, сексуальное) по отношению к несовершеннолетним влекут различные по содержанию, но идентичные по глубине последствия, которые отражаются на личном развитии, построении социальных связей, организации процесса коммуникации. При этом ребенок самостоятельно или только с родителями не в силах справиться с мощным воздействием стресса. Именно поэтому решать проблему латентности преступлений, совершаемых в отношении малолетних, необходимо в двух направлениях:
– проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение совершения преступлений в отношении малолетних. Особое внимание необходимо уделять работе с малолетними в плане виктимности для того, чтобы снизить риск стать жертвами потенциальных преступников;
– работа с малолетними, получившими психотравму, проводимая в тесном взаимо- действии всех субъектов социальной политики, связанных с охраной прав детства – педагогов-психологов, ювенальных юристов, медицинских работников, уполномоченных по правам ребенка.
В целях раскрытия, расследования и пресечения преступлений межведомственное взаимодействие может стать адекватным и рациональным организационным механизмом работы с малолетними. Данное решение проблемы поможет выявлять жестокое обращение с детьми и оказывать профессиональную помощь малолетним, которые подверглись насилию и находятся в социально опасном положении, в связи с чем просто необходимо объединить совместные усилия и междисциплинарный подход к данной ситуации. При этом большое внимание необходимо уделять сочетанию традиционных и инновационных методов психологии и психиатрии, сочетая их терапевтическое и реабилитационное функциональное назначение, а также учитывая пролонгированное содержание психотравмирующей ситуации, воздействующей на несовершеннолетнего.
Список литературы Психолого-криминалистические аспекты предупреждения преступлений в отношении малолетних
- Валькова, Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми / Н.В. Валькова // Проблемы науки. - 2020. - N 8 (56). - С. 52-55.
- Клейменов, М.П. Специальная профилактика преступлений / М.П. Клейменов, А.В. Кондратьев // Вестник ОмГУ. - Серия: Право. - 2018. - N 1 (54). - С. 163-165.
- Кочарян, А.С. Психология переживаний: учебное пособие / А.С. Кочарян, А.М. Лисенная. - Харьков, 2011. - 215 с.
- Куемжиева, С.А. Понятие групповой методики расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних / С.А. Куемжиева // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - N 115. -С. 1047-1058.
- Левченко, Е.В. Профилактика домашнего насилия / Е.В. Левченко, И.Е. Патрушев // Вопросы российской юстиции. - 2019. - N 4. - С. 355-361.
- Лисенная, А.М. Психическая травма и пути ее преодоления / А.М. Лисенная / Психология переживаний. - Харьков, 2020. - 206 с.
- Леоненко, Е. В зоне риска - от 14 и младше / Е. Леоненко // Российская газета. - 2021. - N 118 (8469).
- Логинова, Л.В. Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних / Л.В. Логинова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - N 2 (58). - С. 118-122.
- Любов, Е.Б. Диагностика суицидального поведения и оценка степени суицидального риска. Сообщение II / Е.Б. Любов, П.Б. Зотов // Суицидология. - 2018. - N 2 (31). - С. 16-30.
- Уласень, Т.В. Детская депривация и формирование аномалий психического развития: состояние проблемы / Т.В. Уласень, А.Е. Бобров // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2016. - N 4. - С. 150-164.
- Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов : пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2005 - 848 с.
- Фрейд, З. Исследование истерии / З. Фрейд // Фрейд, З. Собр. соч.: в 26 т. / З. Фрейд. - СПб., 2005. - Т. 1. - 464 с.
- Ханова, З.Р. Общий анализ преступлений против несовершеннолетних / З.Р. Ханова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - N 2. - С. 69-70.