Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов
Автор: Посходиева Дулгар Васильевна, Дугарова Туяна Цыреновна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Инновационные подходы в профессиональной подготовке будущих специалистов
Статья в выпуске: 1, 2011 года.
Бесплатный доступ
Современное российское общество переживает колоссальные изменения социального статуса родителя. Для эффективного осуществления социально-психологических функций матери и отца необходимо наличие компетенций, ценностных ориентаций, знаний о психофизиологических особенностях детей и осознание родительской роли. В статье представлена попытка теоретического анализа проблемы материнства и отцовства в современном обществе, раскрыты авторские концепции и подходы к пониманию данной проблемы.
Психологическая готовность к материнству, отцовству, родительство
Короткий адрес: https://sciup.org/148179822
IDR: 148179822
Текст научной статьи Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов
Одной из актуальных проблем современной России является проблема формирования готовности к материнству и отцовству, которая обусловлена целым рядом причин (демографической ситуацией, угрожающими данными о здоровье нации, возрастающим уровнем девиантного родительства, процессом деградации семейного образа жизни). Изучение материнства и отцовства на данном историческом этапе является одной из актуальных проблем как психологии и педагогики, так и смежных отраслей научного знания (биологии, социологии, медицины и др.). К перечисленным выше фактам необходимо добавить постоянно возрастающий уровень девиантного материнства. За последние годы в нашей стране обострилась проблема отказничества и социального сиротства. Постоянно растет число брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери. Перечисленные выше процессы непосредственно связаны со снижением потребности в детях, уменьшением рождаемости, внутрисемейным насилием над детьми и прямым отказом от предназначенной природой роли родителей – матери и отца. Девальвация ценности материнства и отцовства, в свою очередь, отягощает общий кризис общества. Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, Р.Зидер, М.Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей моделью материнства. Усугубляют положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и готовности к материнству и отцовству на основе архетипических идей. Это выдвигает на первый план проблему психологической и нравственной подготовки молодежи, в особенности девушек, к адекватному материнству, к осознанию и принятию миссии матери и ответственности за рождение и воспитание ребенка. Также нам представляется актуальным изучение истоков и архетипических механизмов формирования материнства и отцовства, их функциональности в сознании современной личности, выделение типологии готовности к материнству и отцовству; определение психологопедагогических условий формирования психологической готовности к материнству и отцовству в образовательном процессе. Проблема формирования готовности к материнству и отцовству на основе реконструкции архетипических идей требует раскрытия глубинных психологических механизмов функционирования родительских представлений и построения комплексной психологопедагогической модели изучаемого феномена, включающей когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и операционально-поведенческий блоки, соответствующие компонентам и критериям психологической готовности к материнству и отцовству.
Теоретическая значимость исследования определяется необходимостью разработки комплексных представлений адаптивной зрелой личности Родителя как феномена, основывающегося на культурных составляющих: философского, мифологического, религиозного, литературного, социокультурного типов дискурса.
Методологической основой проблемы являются фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А. Маслоу, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Э. Фромм, 3. Фрейд и др.), теории развития личности в юношеском возрасте (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э. Эриксон, И.С. Кон, B.C. Мухина и др.), концепция культурноисторической обусловленности развития материнства (И.С. Кон, Т. Каплан, М. Мид, М.С. Родионова, Э. Эриксон и др.), концепция материнства как условия организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка (М.Л. Бутовская, Б. Бирнс, К. Остин, Е.Н. Панов, Н.А. Тих, Р. Шорт, П. Шрок, Л. Яров и др.), положения, рассматривающие материнство как часть личностной сферы женщины (В.И. Брутман, А.Я. Варга, С. Гроф, М.С. Д. Пайнз, И.Ю. Родионова, С. Фанта и др.). Для решения поставленных задач нами в исследовании планируется использование как теоретических, так и эмпирических методов исследования: обзорно-аналитический теоретический анализ, наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент: анкета, нарративы, контент-анализ, 16факторный опросник Кеттела, творческие сочинения в форме свободных ассоциаций, методы статистической обработки данных. Также планируется изучение интраэтнической ментальности традиционных этносов Байкальского региона – бурят, сойотов, эвенков.
Исследования психологов и психиатров (В.И. Брутмана, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, И.Ю. Ильина, О.А. Копыла, М.С. Родионовой, Г.Г. Филипповой) показывают, что нарушения взаимоотношений ребенка с близкими людьми (особенно с матерью) имеют отдаленные последствия для психического здоровья, развития личностных структур и формирования родительского поведения будущего взрослого.
Большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели, как правило, негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье, отмечают в исследованиях Д.Т. Бирнс, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Ж.Л. Яров и др.
Говоря о здоровье нации, ученые оперируют неутешительными цифрами – подавляющее большинство детей в нашей стране рождаются больными (по статистике в России в 2007 г. только двое детей из 100 родились здоровыми), наблюдается понижение уровня здоровья матерей – рожениц. По данным исследователей (О.В. Баженовой, В.И. Брутмана, Л.Л. Баз, О.О. Дубовика, О.А. Копыла, М.С. Родионовой, Г.В. Скобло), большее количество соматических заболеваний и психологических проблем наблюдается у детей, которые были нежеланными до зачатия и в период беременности. Эти заболевания зачастую берут свое начало в пренатальном периоде и протекают в хронической форме в течение всей жизни человека.
Кризисное состояние практически всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании основного института – семьи, среды формирования материнских и отцовских качеств и отношений. В последние десятилетия ученые (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Захаров, Н.Д. Никандров, М.И. Буянов, Д. Попеное и др.) все чаще говорят о процессе деградации семейного образа жизни, о снижении престижа семьи, росте внутрисемейного насилия. Перечисленные выше процессы непосредственно связаны со снижением потребности в детях, уменьшением рождаемости, эмоциональным, физическим и сексуальным насилием над детьми в семье и прямым отказом от предназначенной природой роли матери и отца. Тяжелое положение, в котором оказалась семья и материнство, в свою очередь, отягощает общий кризис общества.
Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, Р.Зидер, М.Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления детско-родительского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, основных функциях ухода за ним и общения. Молодой человек, оказавшись отцом, также не обладает элементарными знаниями, умениями, необходимыми для реализации данной социальной роли.
Психологические исследования генезиса и проявления девиантных форм материнства (В.И. Брут-ман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Г.Г. Филиппова) показали, что существуют специфические условия, которые способствуют нарушению у будущих матерей естественного формирования психологической готовности к адекватному материнству и проявлению этой готовности в поведении в ситуации актуального материнства. Как отмечают практически все исследователи проблемы, источник формирования психологической готовности к материнству – это родительская семья и в первую очередь мать, система ее ценностей, установок, система детско-родительских отношений в родительской семье.
Одним из способов, посредством которого в разных странах стремятся разрешить названную проблему, является воспитание будущих матерей и отцов не только в семье, но и в системе государственного образования, т.е. создание условий преемственности по данной проблеме между образовательными учреждениями и семьей. Более того, в России наблюдается тенденция инициирования взаимодействия педагогами, учителями, воспитателями, которые отмечают низкий уровень общей и педагогической культуры родителей.
В настоящее время процесс образования в нашей стране основывается на парадигме, признающей человека творцом собственной жизни (М.Н. Берулава, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин). Актуальной задачей современного образования является воспитание «человека культуры», изначально ориентированного на понимание, признание и принятие другой личности (А.О. Асмолов, Г.С. Батищев, Е.В. Бондаревская, А.Н. Деркач, Е.Н. Ильин, И.Б. Котова, В. А. Сластенин, СП. Смирнов). Ориентация на данные задачи способствует росту понимания отечественными школами и вузами необходимости принципиального возвышения личностных качеств носителя живого знания, его самобытной индивидуальности, ведь именно духовно богатая личность способна воспитать человека новой формации.
Проблемам юношества и формированию готовности к материнству и отцовству до рождения ребенка в подростковом и юношеском возрасте посвящены работы ряда отечественных исследователей (И.А. Алленовой, И.П. Катковой, Л.Г. Камсюк, О.Н. Лебединской, С.Ю. Мещеряковой, Ю.П. Петренко, А.А. Шевелевой, Г.Г. Филипповой и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в пубертатном возрасте.
В то же время проблема подготовки юношества к развитию отношений в системе «родитель-ребенок» традиционно считается прерогативой исключительно семейного воспитания и в гораздо меньшей степени, чем того требует социальная практика, занимает внимание педагогов. Можно констатировать, что круг проблем, связанных с подготовкой девушек к материнству в новых социальноэкономических условиях, в отечественной педагогике практически не разрабатывается. Не существует адресной образовательной программы, направленной на воспитание будущих матерей и отцов в рамках образовательного процесса. Нам известно только несколько отдельно взятых курсов, которые пытаются решить исследуемую проблему и существуют в форме опубликованных методических ре- комендаций и пособий (Т.Г. Наретина, Г.С. Максимова, Л.Н. Херувимова, М.В. Хозиева). Вышеназванные работы представляют собой исследования отдельных аспектов изучаемой нами проблемы, что является скорее исключением, чем тенденцией или закономерностью. Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать – дитя» в последующий период его развития. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины. Причем исследователи отмечают неоспоримую важность этапа, объединяющего период от пренатального развития самой матери и до ее беременности.
Проблема онтогенеза материнства в отечественной науке рассматривается С.Ю. Мещеряковой, В.В. Ивакиной и Г.Г. Филипповой. С.Ю. Мещерякова выделяет наиболее существенные этапы онтогенеза материнской сферы. Такими этапами, по мнению автора, являются: 1) первые годы жизни; 2) период раннего детства; 3) период от зачатия до рождения ребенка.
Более детально и полно онтогенез материнской сферы отражен в работах Г.Г. Филипповой. Она считает, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Автор отмечает, что к моменту рождения ребенка у каждой матери есть некоторый «стартовый» уровень содержания материнства, причем актуальное материнство модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий для каждого конкретного ребенка. Выделяются следующие онтогенетические этапы развития материнской сферы: 1) взаимодействие с собственной матерью; 2) игровой этап и взаимодействие со сверстниками; 3) этап няньчания; 4) этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сфер поведения; 5) этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком; 6) завершающий этап развития материнской сферы.
Анализируя феномен латентного материнства, В.В. Ивакина считает, что этот этап формирования материнства несет в себе ряд задач, решение которых приводит в последующем к реализации адекватного типа актуального материнства. Нерешенность этих задач или их частичная реализация приводит к формированию отклоняющихся типов актуального материнства. Авторское видение онтогенеза материнства заключается в разделении данного феномена на три этапа: 1) латентное материнство, включающее весь период формирования материнской сферы женщины – от пренатального периода развития и до зачатия собственного ребенка; 2) беременность – это переходный этап, характеризуемый актуализацией материнского отношения и проявлением особенностей сформировавшегося в латентный период типа материнства; 3) актуальное материнство – от родов и на протяжении всего периода взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать – дитя». Отсюда следует необходимость в определении нового понятия. Латентное материнство, на наш взгляд, – это начальный этап формирования материнства, характеризующийся неосознанным присвоением матрицы материнства, свойственной женским поколениям родительской семьи, и внесением в нее оригинальных особенностей собственного опыта развития.
Проведенный анализ теорий онтогенетического развития материнства позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данного аспекта в научной литературе, несмотря на его актуальность и прогностическую ценность.