Психологопедагогические основы воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных
Автор: В.И. Белослудцев, Ю.В. Толубеев
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД
Статья в выпуске: 2 (4), 1996 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149126826
IDR: 149126826
Текст статьи Психологопедагогические основы воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных
Психологопедагогические основы воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных Канд, педагогических наук, доиент В.И. Белослудиев, слушатель Ю.В. Толубеев Академия МВД России
Одной из особенностей несовершеннолетних осужденных. которую необходимо учитывать при организации исправительного воздействия на них, является их приверженность к соблюдению различных неформальных Правил и следованию нормам асоциальной субкультуры, основу которой составляют ценности, традиции, обычаи преступной среды (2, с. 16). В силу возрастных особенностей стремление к самоутверждению у несовершеннолетних осужденных сопровождается противозаконными действиями.
Исследование, проведенное сотрудниками психологической службы СИД и СР УВД Орловской области, выявило, что все подростки, прибывшие в ВТК, уже на начальной стадии, как правило, подвергаются искусственной стратификации (делению на слон, касты). При этом основой, определяющей такую стратификацию, являются жизненный опыт (‘‘бывалость") осужденного; стаж преступной деятельности и количество судимостей; поведение на следствии и в суде; индивидуальные особенности. в том числе физическая сила; срок лишения свободы, социальное. региональное происхождение; возраст; психолого-цовсдснческис характеристики и др. (2. с. 17).
Очевидно, что стремление занять более “высокую” ступеньку в иерархии ВТК часто определяет тип поведения и поступки подростка в СИЗО (отказ от работы, прогулок, угроза ауто-агрсссивными действиями в ответ на требования соблюдения режима и т.д.)
Практика показывает, что в значительной мере социально-негативный опыт приобретается несовершеннолетними на этапе предварительного дознания и следствия, когда от взрослых они познают неформальные нормы и .“законы" тюремной жизни. Таким образом, а период пребывания подростков в СИЗО и при этапировании в ВТК преступный мир перехватывает инициативу воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Значительно снижается эффективность пенитенциарного воздействия вследствие отсутствия преемственности между его этапами (следствие; содержание под стражей после осуждения до решения но кассационной жалобе; этапирование; пребывание в карантине; адаптация к условиям жизни в отряде; преодоление психологических барьеров, мешающих воспринимать режимные и воспитательные мероприятия, а также стимулирование самостоятельной деятельности по совершенствованию личности в гитане соблюдения социальных норм; подготовка к освобождению или переводу в НТК).
С целью устранения указанных недостатков назрела необходимость создания для несовершеннолетних отдельных следственных изоляторов, системы этапирования при них и служб социальной поддержки.
Психологической службой СИД и СР УВД Орловской области разработана примерная схема реализации задачи социальной и психологической поддержки несовершеннолетних осужденных, основными целями которой являются максимально раннее диагностирование аутоагрессивных наклонностей подростков и их профилактика; выявление психических аномалий и пограничных состояний у подростков но мерс их прибытия в СИЗО, каратггин ВТК и далее на всем протяжении пребывания подростка в воспитательно-трудовой колонии для определения индивидуальных особенностей и их учета при организации с ними воспитательной работы, обучения, трудоустройства, а также оказания им медицинской помощи и др.; компенсация психических аномалий; ресоциализация с учетом состояния их психического здоровья.
Сама же схема реализации задачи социальной и психологической поддержки несовершеннолетних осужденных выглядит следующим образом: психолог лаборатории СИД и СР проводит углубленную диагностику всех прибывающих несовершеннолетних осужденных и дает свои предложения по организации с ними индивидуальной воспитательной работы, а также выносит заключение о необходимости освидетельствования психиатром на предмет выявления психических аномалий. Аналогичная работа проводится старшим психологом, психиатром и воспитателем карантина ВТК по прибытии осужденного в колонию. Воспитатель руководствуется в своей работе рекомендациями психолога и психиатра исходя из требований обеспечения режима и индивидуальных особенностей подростка. Кроме того, старший психолог ВТК проводит психокоррскционную и тренинговую работу, необходимую для подготовки выхода воспитанника из карантина в отряд; контролирует выполнение психологических рекомендаций; проводит дополнительную диагностическую и коррекционную работ)' с воспитанниками. требующими усиленного наблюдения, так называемыми “злостными нарушителями (южима содержания" и предлагает свои реко-мендапии лия работы с каждым из воспитании- ков данной категории; формулирует предложения при условно-досрочном освобождении, отпуске, переводе в ИТК ит.д.; проводит занятия в школе подготовки к освобождению; консультирует сотрудников ВТК по вопросам организации индивидуальной воспитательной работы и др.
Психолог ВТК изучает психологический климат в отрядах, отделениях, классах; выявляет микрогруппы в коллективах воспитанников и изучает динамику их взаимодействия; изучает психологический климат в коллективе сотрудников колонии, представляющем собой спсци-' ально организованную социально-психологическую общность людей, деятельность которой в качестве своего предмета имеет нравственное изменение, исправление личности осужденного, и потому по своей сути есть деятельность воспитательная (1, с.23); а также изучает динамику взаимодействия в звене “воспитатель — воспитанник" и проводит групповые тренинги делового общения ДЛЯ сотрудников.
Согласование взаимодействия различных подразделений осуществляется руководством учреждения, а СИД и СР обеспечивает единую систему диагностических методик, организует их внедрение и умелое использование, а также преемственность воздействия на подростка как в СИЗО, так и в ВТК.
При организации режима отбывания наказания и воспитательного процесса среди несовершеннолетних осужденных необходимо помнить, что среди них много лиц, имеющих психические отклонения, тревожно-депрессивные состояния, в связи с чем в систему мер воспитательного воздействия следует включать такие психотерапевтические методики, как трансперсональные. психоаналитические, трансактный анализ и др., позволяющие длительное время компенсировать негативные психические состояния. Однако для проведения такой работы требуются глубокие знания как в области диагностики (тесты Кетгелла, ММ Pi, методики Роршах, Сонди, Люшера и др.), так и владения самыми глубинными терапевтическими методиками. К сожалению, ни один из психологов СИД и СР УВД Орловской области нс имеет сертификата па право психотерапевтической деятельности, что является одной из причин низкой эффективности их коррекционной работы. Более того, привлечение психологов к выполнению режимных мероприятий осложняет вхождение их в психологический контакт с осужденными. Такую практику можно рассматривать только как непонимание руководством учреждения задач и роли психологов в колонии.
С целью устранения имеющихся недостатков в организации работы психологической службы необходимо:
-
— укомплектовать психологическую службу квалифицированными специалистами — выпускниками психологических 4>акультетов университетов и Рязанского института права и экономики МВД РФ:
-
— освободить психологов от выполнения несвойственных им функций;
-
— укрепить материально-техническую базу психологической службы (оборудовать помещения, укомплектовать их компьютерами, программами и методиками);
-
— регулярно повышать квалификацию специалистов в “Школе психолого-педагогического мастерства", на курсах, семинарах, а также путем участия их в научно-практических конференциях, совещаниях и т.д.» проводимых в вс-пущих научно-исследовательских и учебных заведениях страны (Академии МВД РФ, ВНИИ МВД РФ, Рязанском институте права и экономики МВД РФ и др.).