Публичное предназначение муниципального имущества: правовой аспект

Бесплатный доступ

Все имущество, относящееся к собственности муниципальных образований, не только может быть использовано в целях решения различных публичных задач или функций, но и выступать источником доходов определенного бюджета. С точки зрения исследователя, публичная функция муниципального имущества, как правило, находится в зависимости от соблюдения принципа эффективности управления и распоряжения имуществом, которое пребывает в собственности публично-правовых образований. Автором статьи предложено устранение пробела в правовом регулировании данного института, а именно закрепленияна законодательном уровне условий управления и распоряжения муниципальным имуществом на основе соблюдения принципа эффективности.

Еще

Муниципальное имущество, муниципальное образование, распоряжение, собственность, управление

Короткий адрес: https://sciup.org/170201217

IDR: 170201217   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-10-3-48-51

Текст научной статьи Публичное предназначение муниципального имущества: правовой аспект

Вопросы эффективности, связанные с использованием муниципального имущества, возникают постоянно. Однако, условий управления и распоряжения муниципальным имуществом на основе соблюдения принципа эффективности, установленных на федеральном уровне правовыми актами и единых для всех регионов, и всех муниципальных образований на сегодняшний день не принято.

Безусловно, каждое государство - это крупный собственник. Если рассмотреть государство вне зависимости от времени или политической системы, то можно обнаружить, что оно не только владело, но и владеет определенным массивом разнообразного имущества.Наличие самостоятельного уровня управления и социальные задачи, которые ставятся перед муниципалитетами предопределили необходимость наличия имущества у муниципального образования. Соответственно, необходимость обладания имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обусловлена публичными интересамии социальными задачами. При этом, данное имущество может предназначаться при решении различных задач или функций публично-правовых образований, а также выступать источником формирования каких-либо бюджетов. Все доходы, которые были получены от владения таким муниципальным имуществом, поступают в бюджет не только при прямом осуществлении государством и муниципальными образованиями правомочий собственника в отношении имущества казны определенного публично-правового образования, но и опосредованно от деятельности созданных публично-правовыми образованиями юридических лиц.

Каждое отдельно взятое муниципальное образование должно владеть только теми видами имущества, которые помогают решать стоящие перед ними публичные цели и задачи. Это нашло отражение в действующем нормативном правовом акте Российской Федерации, которым закреплена концепция публичного назначения муниципальной собственности.

В части 5 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится о возникновении у муниципальных образований права собственности на иное имущество, которое подлежит отчуждению, либо перепрофи-лированию(изменению целевого назначения имущества) [5].

Следует отметить, что Конституционный суд придерживается такой же правовой позиции. Конституционным судом указано, что муниципальное имущество, используется для осуществления публичных полномочий [4].

Муниципальное имущество в публичном предназначении как правило зависит от принципа распоряжения имуществом, которое находится в собственности публичных образований и эффективности управления.

В научных трудах под эффективностью понимается соотношение полученного результата и произведенных затрат. Нормативные правовые акты также содержат понимание эффективности. Так, например, ст. 34 БК РФ под принципом эффективности понимается использование бюджетных средств, которые необходимы для достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [2]. В ст. 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», под данным принципом понимается необходимость достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд [6].

Следовательно, принципом эффективности необходимо руководствоваться в сфере публичной собственности для необходимого достижения публичного интереса и сохранения целевого назначения такого имущества.

А продажу муниципального имущества полагаем рассматривать как чрезвычайную меру.

Поскольку на сегодняшний день в собственности муниципальных образований и государства в целом в результате прошедших преобразований не имеется лишнего имущества.

При этом забывается, что в случае продажи принадлежащего ему имущества публично-правовое образование решает проблемы текущего периода, в частности избавляет себя от расходов на содержание временно не используемого имущества. В то же время иные публичные интересы не учитываются, через продажу устраняется необходимое имущество. Ведь имущество лишь временно не используется в публичных целях.

Продажа муниципального имущества должна выступать в роли исключительного случая с соблюдением определенных условий, таких как:

  • -    несоизмеримости затрат по содержанию того или иного имущества с суммами возможных к получению доходов от его использования;

  • -    невозможности применения того или иного имущества в публичных целях в долгосрочнойперспективе;

  • -    непригодности предназначения того или иного имущества публичным целям, заложенным в стратегических документах.

Следует заметить, что указанные условия следует закрепить в законодательстве, а именно в БК РФ прописать условия, при которых допускалось бы выбытие имущества из муниципальной собственности [1].

Имущество публично-правовых образований, которое временно не используется, может приносить доход при передаче его во временное владение и пользование за определенную плату. Об этом отмечает и Конституционный суд.

Конституционный суд, указывает, что объект, находящийся в публичной собственности выступаетгарантией того, что население не лишится возможности получения услуг из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры [3].

Обращаясь к рассмотрению временного владения и пользования муниципальным имуществом, стоит отметить отсутствие на сегодняшний день бюджетно-правового регулирования такого рода бюджетного дохода. Статьей 42 БК РФ предусмотрено лишь то, что подобные доходы являются неналоговыми доходами бюджетов [2]. Других норм, содержащих принципы установления платы за пользование таким имуществом, БК РФ не содержит.

По нашему мнению, передавая во временное владение и пользование государственное (муниципальное) имущество, следует применять принцип эффективности. Соблюсти указанный принцип позволит применение на постоянной основе таких процедур, как конкурс и аукцион, ко- торые уже зарекомендовали себя с положительной стороны.

Подытоживая все выше отмеченное, следует отметить, что несомненно муниципальное имущество имеет публичное предназначение. Существующее в настоящее время правовое регулирование данного института не дает в полной мере использовать возможности управления и распоряжения муниципальным имуществом для пополнения доходной части бюджетов бюджетной системы Россий- ской Федерации. Устранить подобные недостатки возможно путем закрепления в законодательстве России условий управления и распоряжения муниципальным имуществом на основе соблюдения принципа эффективности, заключающегося в необходимости достижения публичных интересов (результативности), сохранения целевого назначения такого имущества, вызванного необходимостью соблюдения приоритета публичных интересов.

Список литературы Публичное предназначение муниципального имущества: правовой аспект

  • Арбатская Ю.В. Проблемы реализации принципа эффективности в бюджетном праве // Академический юридический журнал. - 2013. - № 1 (51). - С. 28-32. EDN: PYISNL
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 12 августа.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 20 дек. 2010 г. № 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - № 1.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. № 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122- ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - № 4.
  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. - 2003. - 8 окт.
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Российская газета. - 2013. - 12 апреля.
Еще
Статья научная