Пушка, пистолет и кинжалы в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Автор: Филатова Дарья Александровна, Ларин Сергей Алексеевич

Журнал: Научный диалог @nauka-dialog

Статья в выпуске: 7 (79), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается комплекс «оружейных» мотивов в драме Островского «Бесприданница». Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, раскрывающих семантику указанных элементов художественного мира драматурга. Новизна исследования видится в том, что оружейные мотивы в пьесе «Бесприданница» анализируются системно, с учетом их функционирования в других текстах Островского. Особое внимание уделяется эпизодам пьесы, в которых оружейные мотивы представлены наиболее концентрированно и прямо включены в развитие основного сюжета - несчастной любви и гибели главной героини. В ходе проведенного исследования было установлено, что большинство рассматриваемых в драме мотивов обладают уникальной семантикой и не встречаются в других произведениях Островского. Как показал анализ драмы «Бесприданница», ключевые персонажи пьесы, виновные в смерти Ларисы Огудаловой, сопряжены одновременно с несколькими оружейными мотивами: Паратов - пушка и пистолет, Карандышев - топор, пистолет, кинжал, а финальный жест героини, поднявшей брошенный ее убийцей пистолет, - знак ее причастности к собственной гибели, указание на ее готовность разделить ответственность. Авторы приходят к выводу о том, что интерпретация оружейных мотивов позволяет значительно расширить существующее представление о поэтике и характерологии одной из самых известных пьес Островского.

Еще

Островский, драматургия, "бесприданница", мотив оружия, пистолет, кинжал, убийство, суицидальное поведение

Короткий адрес: https://sciup.org/14957061

IDR: 14957061   |   DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-213-222

Список литературы Пушка, пистолет и кинжалы в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

  • Островский А. Н. Полное собрание сочинений в 12 томах/А. Н. Островский. -Москва: Искусство, 1975. -Т. 3. -560 с. -Т. 5. -548 с.
  • Андреев М. Л. Метасюжет в театре Островского/М. Л. Андреев. -Москва: РГГУ, 1995. -28 с.
  • Журавлева А. И. Театр А. Н. Островского: книга для учителя/А. И. Журавлева, В. Н. Некрасов. -Москва: Просвещение, 1986. -205 с.
  • Кислова Л. С. «Провинциальная Кармен»: традиции А. Н. Островского в пьесе Л. Разумовской «Майя»/Л. С. Кислова//Вестник Тюменского государственного университета. -2011. -№ 1. -С. 13-18.
  • Костелянец Б. О. Драма и действие: лекции по теории драмы/Б. О. Костелянец. -Москва: Совпадение, 2007. -504 с.
  • Ларин С. А. Алкогольный код в романе И. А. Гончарова «Обломов»/С. А. Ларин//Литература XI-XXI вв.: национально-художественное мышление и картина мира. -Ульяновск: УлГТУ, 2006. -С. 365-371.
  • Ларин С. А. «И сон, и квас, и русская речь..» (К функции гастрономической семантики в романе И. А. Гончарова «Обломов»)/С. А. Ларин//Аспекты литературной антропологии и характерологии. -Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. -С. 149-158.
  • Мартьянова С. А. Ценностные установки и формы поведения персонажей «Бесприданницы» А. Н. Островского в соотнесенности с жанром пьесы/С. А. Мартьянова//Русская словесность. -2005. -№ 2. -С. 4-12.
  • Мильдон В. И. Философия русской драмы: мир Островского/В. И. Мильдон. -Москва: РОССПЭН, 2007. -240 с.
  • Немцев В. И. Женихи бесприданницы, или наследие Кнурова/В. И. Немцев//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2005. -№ 3. -С. 107-118.
  • Отрадин М. В. «Бесприданница» А. Н. Островского/М. В. Отрадин//Анализ драматического произведения: межвузовский сборник. -Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. -С. 226-243.
  • Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского/А. И. Ревякин. -Москва: Просвещение, 1974. -334 с.
  • Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 томах/под ред. Н. И. Толстого. -Москва: Международные отношения, 1995-2012. -Т. 5. -2012. -736 с.
  • Филатова Д. А. «В цыганском таборе..»: мать и дочь в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»/Д. А. Филатова, С. А. Ларин//Казанская наука. -2018. -№ 4. -С. 25-27.
  • Холодов Е. Г. Мастерство Островского/Е. Г. Холодов. -Москва: Искусство, 1967. -543 с.
  • Штейн А. Л. Мастер русской драмы: этюды о творчестве Островского/А. Л. Штейн. -Москва: Советский писатель, 1973. -432 с.
Еще
Статья научная