Рамочная функция паратекста в драматургии И.С. Тургенева

Автор: Титова Екатерина Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.

Бесплатный доступ

Для обозначения паратекста драматургического произведения в отечественном литературоведении существует целый ряд понятий: дидаскалии, сценические указания, рамочный текст, субъектная сфера в драматургии, формы авторского присутствия. Использование термина «паратекст» вместо других, соотносимых с ним понятий, означает не только описание формальной структуры произведения путем деления его на текст и затекстовые элементы, но и соотношение двух составляющих, а также цель их взаимодействия - воздействие на реципиента. По итогам рассмотрения теоретического и практического материала соотнесены понятия паратекста и рамки применительно к исследованию драматургии. В контексте драматургии И.С. Тургенева более подробное освещение в статье получил паратекст пьес «Безденежье», «Холостяк» и «Нахлебник». Проанализированы и соотнесены ремарки оформления сцены этих и других пьес, списки действующих лиц и номинации персонажей перед репликами. Итогом анализа служит формулировка паратекстуальных особенностей пьес И.С. Тургенева, вывод о связи текста реплик и паратекста. Понятие рамы в таком случае оказывается не вполне удачным, его можно применять лишь с оговоркой о структурной сложности рамы, элементы которой взаимодействуют между собой, а также с обрамляемым текстом. Понятие «паратекст» не содержит в себе коннотации отграниченности, а наоборот, подчеркивает однородность и взаимодействие внетекстовых элементов с текстом драмы. Этим обусловлено сужение понятия драматургической рамки, ранее соотносимой с паратекстом, до рамочной функции паратекста, актуальной наряду с информативной, структурообразующей, метатекстуальной, оценочной и другими функциями.

Еще

Драма, паратекст, рамка, ремарка, и.с. тургенев

Короткий адрес: https://sciup.org/149127115

IDR: 149127115   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00063

Список литературы Рамочная функция паратекста в драматургии И.С. Тургенева

  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 9-191.
  • Доманский Ю.В. Чеховская ремарка: некоторые наблюдения. М., 2014.
  • Зорин А.Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII-XIX веков: дис.... д. филол. н.: 10.01.01. Саратов, 2010.
  • Кабыкина Ю.В. Рамочный текст в драматическом произведении (А.Н. Островский и А.П. Чехов): автореф. дис.... к. филол. н.: 10.01.08. М., 2009.
  • Корзина Н.А. Рамка // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 200-201.
  • Ламзина А.В. Рама // Введение в литературоведение. М., 2004. С. 103-118.
  • Пеньковский А.Б., Шварцкопф Б.С. Типы и терминология ремарок // Культура речи на сцене и на экране. М., 1986. С. 150-170.
  • Соколова E.В. Паратекст // Западное литературоведение XX в.: энциклопедия. M., 2004. С. 306.
  • Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
  • Тюпа В. И. Парадигмы художественности // Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2008. С. 92-104.
Статья научная