Раннее выявление, профилактика и лечение осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта у кардиохирургических пациентов
Автор: Безносов А.О., Подоксенов Ю.К., Прут Д.А., Емельянова Т.В., Шипулин В.М.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 4-1 т.25, 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается применение общей гипоксической пробы и гипоксического прекондиционирования, используемых в отделе сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии СО РАМН (Томск), и их влияние на функцию желудочно-кишечного тракта у 40 кардиохирургических пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС). В качестве оценки кислотопродуцирующей функции желудка всем пациентам выполняли общую гипоксическую пробу, на основании которой назначали антисекреторную терапию. Перед основным этапом операции 8 пациентам проводилось гипоксическое прекондиционирование. Всем пациентам на этапах операции измеряли интрагастральный рН, на основании которого назначалась антисекреторная терапия. Исследовалась моторная функция желудочно-кишечного тракта. Применение общей гипоксической пробы позволило выделить пациентов с высоким риском развития эрозивно-язвенных осложнений. Гипоксическое прекондиционирование и общая гипоксическая проба позволяют отказаться от рутинного назначения антисекреторных препаратов.
Кардиохирургические пациенты с ибс, общая гипоксическая проба, гипоксическое прекондиционирование
Короткий адрес: https://sciup.org/14919286
IDR: 14919286
Текст научной статьи Раннее выявление, профилактика и лечение осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта у кардиохирургических пациентов
Кардиохирургические вмешательства, выполняемые c искусственным кровообращением (ИК), нередко сопровождаются нарушением функции жизненно важных органов и развитием в послеоперационном периоде различных осложнений [1–6].
Осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) при кардиохирургических вмешательствах с применением ИК составляют, по данным авторов, 0,8– 43,0%, но отличаются высокой летальностью, достигающей 17–63% [5, 7]. В структуре абдоминальных осложнений, по мнению большинства исследователей, первенство принадлежит острому язвообразованию и кровотечениям в ЖКТ [8–11]. Причинами этих осложнений при операциях с ИК являются стресс и ишемия вследствие неадекватной перфузии или эмболизации мезентериальных сосудов. Стресс и ишемия приводят к увеличению продукции адренокортикотропного гормона, кортикостероидов, катехоламинов, гистамина, которые, в свою очередь, повышают активность кислотно-пептического фактора, вызывают сдвиг рН гастродуоденального содержимого в кислую сторону и снижают защитные свойства слизистой оболочки [6, 12–14]. В последние годы для объективизации диагноза используется множество дополнительных методов обследования, однако они, играя несомненную роль в диагностике уже имеющихся осложнений, не могут дать информации для прогнозирования риска возникновения осложнений возможных [15]. Очевидная актуальность вопросов профилактики интраабдоминаль-ных осложнений требует разработки более эффективных методов прогнозирования течения послеоперационного периода и принятия рациональной тактики.
В связи с вышесказанным следует особо отметить необходимость разработки индивидуального подхода к профилактике и лечению осложнений со стороны ЖКТ у кардиохирургических пациентов на основании объективных данных, полученных в периоперационном периоде.
Цель исследования: определение эффективности применения общей гипоксической пробы, мониторирования интрагастрального рН и гипоксического прекондиционирования для раннего выявления, профилактики и лечения осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта у кардиохирургических пациентов.
Материал и методы
Обследованы 40 пациентов с ИБС, которым выполнены операции АКШ в условиях ИК. Основную группу (I) составили 20 пациентов (17 мужчин и 3 женщины, средний возраст составил 58±4 года), которым профилактическая антисекреторная терапия назначалась в соответствии с результатами общей гипоксической пробы. Перед основным этапом операции 8 пациентам (подгруппа IA) проводилось гипоксическое прекондиционирование, 12 пациентам гипоксическое прекондиционирование не проводилось (подгруппа IБ). Контрольная группа (II) представлена 20 пациентами (15 мужчин и 5 женщин, средний возраст составил 56±5 лет), которые получали рутинную профилактическую антисекреторную терапию вне зависимости от результатов гипоксической пробы. Пациенты обеих групп были сопоставимы по возрасту, степени операционного риска, длительности ИК и длительности операции. По классификации операционного риска EuroSCORE [18] больные относились к категориям среднего и высокого риска (3,3±1,96 балла).
Всем пациентам до операции проведена фиброгаст-родуоденоскопия (ФГДС).
Общая гипоксическая проба представляла собой сеанс дыхания гипоксической газовой смесью с 10%-м (ГГС-10) содержанием кислорода в течение 40 мин [19]. В исходном состоянии и на 40-й минуте гипоксической пробы пациентам измеряли интрагастральный рН. Также контролировали артериальное давление, частоту пульса, частоту дыхания, оценивали жалобы пациента.
-
1) после вводной анестезии и интубации трахеи (исходные показатели);
-
2) после кожного разреза;
-
3) перед началом искусственного кровообращения;
-
4) середина искусственного кровообращения;
-
5) конец искусственного кровообращения;
-
6) конец операции;
-
7) в 21.00 после операции;
-
8) в 8.00 на следующие сутки после операции.
Оценивали общее количество желудочного содержимого за время операции.
В раннем послеоперационном периоде исследование ЖКТ включало оценку нормализации перистальтики кишечника при помощи аускультации, отхождение газов, наличие или отсутствие тошноты, рвоты, стула и его характера, время до появления аппетита.
Пациентам подгруппы IA перед основным этапом операции проводили гипоксическое прекондиционирование (ГП), которое представляет собой способ защиты жизненно важных органов кардиохирургических пациентов, оперированных в условиях ИК, включающий выполнение после начала параллельного искусственного кровообращения и прекращения искусственной вентиляции легких перед наложением зажима на аорту двух циклов: 3-минутная гипоксемия посредством подачи в оксигенатор газовой смеси со сниженным до 21% содержанием кислорода с последующим 2-минутным периодом реоксигенации. Данная газовая смесь обеспечивает снижение PаO2 пациента до 30–35 мм рт. ст., SaO2 – до 55–65%. По данным церебральной оксиметрии (церебральный оксиметр INVOS Somanetics), rSO2 снижался до 52–59%. Не допускали снижения данных показателей ниже критического уровня: насыщение гемоглобина артериальной крови кислородом – 50%, а соответствующее напряжение кислорода в артериальной крови – 27 мм рт. ст., решение о выдаче патента на изобретение № 2008143844/14 (057142) от 25.12.2009 г.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием стандартного пакета программного обеспечения Statistica 5. Характеристики параметрических выборок представляли как М±σ (сред-нее±стандартное отклонение), непараметрических – Ме (Р25; Р75). Проверку статистических гипотез в случае нормального распределении и равенства дисперсий проводили с использованием критерия Стьюдента, в противном случае применяли критерий Манна–Уитни. Для про- верки гипотезы о нормальности распределения использовался критерий Шапиро–Уилка.
Результаты
По данным ФГДС, из 40 кардиохирургических пациентов, включенных в настоящее исследование, у 37 выявлена патология со стороны ЖКТ (92,5%), таблица 1.
При проведении гипоксической пробы и измерении интрагастрального рН получены результаты, представленные в таблице 2.
Как и предполагалось, у пациентов с язвенным анамнезом при проведении гипоксической пробы интрагаст-ральный рН снижался более чем в 2 раза от исходных показателей – 4 случая в основной и 3 случая в контрольной группах.
Всем пациентам контрольной группы была назначе-
Таблица 1
Результаты ФГДС у пациентов до операции
Таблица 2
Изменения интрагастрального рН при проведении гипоксической пробы

Рис. 1. Изменение интрагастрального рН на этапах операции у пациентов подгруппы IA (n=8)

Рис. 2. Изменение интрагастрального рН на этапах операции у пациентов подгруппы IБ (n=12)
на антисекреторная терапия ингибиторами протонной помпы накануне операции и в раннем послеоперационном периоде. Пациентам основной группы антисекретор-ных препаратов назначено не было, за исключением 4 пациентов, у которых при проведении общей гипоксической пробы выявлено повышение уровня кислотопро-дукции на гипоксический стресс.
Анализ данных рН-мониторинга желудочного содержимого у пациентов подгруппы IА показал (рис. 1), что по исходным средним значениям рН пациенты между собой не различались. На дальнейших этапах операции интрагастральный рН оставался стабильным и не снижался ниже 4,5.
Анализ данных интрагастрального рН у пациентов подгруппы IБ (рис. 2) показал, что на начальных этапах операции значения рН у пациентов были также практически одинаковыми, но на этапах середины и окончания
ИК у 4 пациентов отмечалось снижение рН до 3,0. Следует отметить, что у 2 из них, по данным ФГДС, имелись рубцовые изменения верхних отделов ЖКТ. В дальнейшем на следующих этапах операции и в раннем послеоперационном периоде значения рН желудочного сока у этих пациентов были в зоне нейтральных величин по средним данным, поскольку им внутривенно вводили препарат “Лосек” (Astra Zeneca) в дозе 40 мг.
У пациентов контрольной группы значения рН оставались стабильными на протяжении всех этапов операции и в раннем послеоперационном периоде и имели нейтральное значение. Однако у 3 пациентов, у которых при проведении общей гипоксической пробы выявлено повышение уровня кислотопродукции в ответ на гипоксический стресс, отмечалось снижение интрагастрально-го рН на этапах середины и конца ИК до 3,5. Следует отметить, что это были пациенты с язвенным анамнезом.
Таблица 3
Количество желудочного содержимого у кардиохирургических пациентов в конце операции
Основная группа |
Контрольная группа |
||
Подгруппа IА (с ГП) |
Подгруппа IБ |
||
Количество желудочного содержимого за операцию (мл), M±σ |
85±15 |
90±10 |
95±10 |
Таблица 4
Сравнение показателей моторной функции ЖКТ у пациентов основной и контрольной групп
Основная группа |
Контрольная группа (n=20) |
||
Подгруппа IA (n=8) |
Подгруппа IБ (n=12) |
||
Время до появления |
|||
перистальтики кишечника (мин), M±σ |
420±40* |
500±55 |
560±60 |
Время до появления аппетита (ч), M±σ |
18±2 |
20±3 |
23±4 |
Послеоперационная тошнота и рвота, n(%) |
0 |
1 (5%) |
5 (25%) |
Примечание: * – р<0,05 в сравнении с пациентами контрольной группы.
При снижении рН им также внутривенно вводили “Ло-сек” с целью профилактики язвенных осложнений.
Продукция желудочного содержимого за весь период операции у пациентов всех групп существенно не отличалась (табл. 3).
Стоит отметить, что показатели моторной функции ЖКТ у пациентов различались. Так, у пациентов подгруппы IА, по данным аускультации, раньше всех восстанавливалась перистальтика кишечника, время до ее появления достоверно отличалось от показателя у пациентов контрольной группы. Не было ни одного случая послеоперационной тошноты и рвоты. Также у этих пациентов раньше появлялся аппетит. У пациентов группы IБ восстановление перистальтики кишечника происходило быстрее, чем у пациентов контрольной группы, аппетит также появлялся раньше. В этой подгруппе лишь у одного человека зафиксирован случай послеоперационной рвоты (табл. 4).
Следует отметить, что ни у одного из пациентов как контрольной, так и основной групп в послеоперационном периоде не наблюдалось язвенных осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта.
Обсуждение
Острые язвы ЖКТ и кровотечение из них в кардиохирургии являются достаточно частым и опасным осложнением [5, 7]. Принятой тактикой профилактики и лече- ния данных осложнений является назначение антисек-реторной терапии. С этой целью применяются антацидные средства, блокаторы Н2-рецепторов гистамина, ИПП [20–22]. Однако эти препараты сами по себе имеют побочные эффекты [16, 17].
Также в литературе имеются данные, что пациенты, находящиеся в отделении интенсивной терапии, не нуждаются в профилактической супрессии кислотности при стрессовых поражениях слизистой. Это показано в одноцентровом рандомизированном плацебо-контроли-руемом исследовании, проведенном в 2004 г. в Травматологическом госпитале Брно (Чешская Республика) и включавшем 287 пациентов с высоким риском развития гастродуоденального кровотечения (ИВЛ>48 ч, коагулопатия). При сравнении трех профилактических режимов (омепразол 40 мг внутривенно 1 раз в день, n=72; фамо-тидин 40 мг 2 раза в день, n=71; сукральфат 1 г каждые 6 ч, n=69) с плацебо (n=75) исследователи не смогли показать, что такая профилактика может уменьшить и без того низкую частоту клинически значимых стрессовых кровотечений у пациентов высокого риска. Более того, полученные данные убеждают, что повышение внутри-желудочного pH с помощью лекарственных средств может повысить риск нозокомиальной пневмонии, поэтому рутинная профилактика стрессового кровотечения даже у пациентов высокого риска считается недостаточно обоснованной [23].
Усиление секреции соляной кислоты наряду с ишемией слизистой оболочки (вследствие гипоперфузии) и дуодено-гастральным рефлюксом является одним из ведущих патогенетических механизмов эрозивно-язвенного поражения ЖКТ [24, 25].
Список литературы Раннее выявление, профилактика и лечение осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта у кардиохирургических пациентов
- Birken G.A., Cooperman M., Carey L.C. Abdominal complications necessitating operative intervention after thoracic operations//Curr. Surg. -1982. -№ 1. -P. 40-41.
- Landlow L., Phillips D.A., Heard S.O. et al. Gastric tonometry and venous oximetry in cardiac surgery patients//Crit. Care Med. -1991. -Vol. 19. -P. 1226-1233.
- Нuddy S.P.J., Jouse W.P., Petter J. Gastrointestinal complications in 4473 patients who underwent cardiopulmonary bypass surgery//Brit. J. Surg. -1991. -Vol. 78. -P. 293-296.
- Leitman J., Paul D., Barie P. et al. Intraabdominal complications cardiopulmonary bypass operations//Surg. Gynecol. Obstet. -1987. -Vol. 165. -P. 251-253.
- Ohri S.K., Desai J.B., Gaer J.A.R. et al. Intraabdominal complications after cardiopulmonary bypass//Ann. Thorac. Surg. -1991. -Vol. 52. -P. 826-831.
- Aranha G.V., Pickdleman J., Riffani R. et al. The reasons for gastrointestinal consultation after cardiac surgery//Amer. Surg. -1984. -Vol. 50. -P. 301-304.
- Кубышкин В.А., Шишин К.В. Эрозивно-язвенное поражение верхних отделов желудочно-кишечного тракта в раннем послеоперационном периоде//Хирургия Consilium medicum. -2004 -№ 1 -С. 17-20.
- Tsiotos G.G., Mullany C.J., Zietlow S. et al. Abdominal complications following cardiac surgery//Amer. J. Surg. -1994. -Vol. 167. -P. 553-557.
- Mercado P., Farid Н., Sintek C. et al. Gastrointestinal complications associated with cardiopulmonary bypass procedure//Amer. Surg. -1994. -Vol. 10. -P. 789-792.
- Halm M. A. Acute gastrointestinal complication after cardiac surgery (review)//Amer. J. Crit. Care. -1996. -Vol. 5, № 2. -P. 109-118; quiz 119-120.
- Sakarafas G.H., Tsiotos G.G. Intra-abdominal complications after cardiac surgery//Eur. J. Surg. -1999. -Vol. 165, № 9. -P. 820-827.
- Шептулин А.А., Охлобыстин А.В. Сравнительная оценка антисекреторного действия кваматела и гастроцепина у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки с помощью внутрижелудочной рН-метрии//Клиническая медицина. -1998. -№ 8. -С. 38-40.
- Yang Y., Lewis J., Epstein S. et al. Long-term proton pump inhibitor therapy and risk of hip fraction//J. Am. Med. Assoc. -2006. -Vol. 296. -P. 2947-2953.
- Lakeij R.F., Sturkenboom M., Hassing R.J. et al. Risk of Community-Acquired Pneumonia and Use of Gastric Acid-Suppressive Drugs//J. Am. Med. Assoc. -2004. -Vol. 292. -P. 1955-1960.
- Шевченко Ю.Л., Шихвирдиев Н.Н., Оточкин А.В. Прогнозирование в кардиохирургии. -СПб.: Питер, 1998. -208 с.
- Kaplan J. Cardiac anesthesiology. -New York: Grune & Stratton, 1993. -P. 1297.
- Malinak K., Vakil A. Pre-anesthetic cimetidine and gastric pH//Anesth. Analg. -1979. -Vol. 58. -P. 309-313.
- Nashef S.A.M., Roques F., Michel P. European system for cardiac operative risk evaluation (EuroSCORE)//12-th Annual Meeting of the European Association for Cardio-Thoracic Surgery. -Abstracts. -Brusseles-Berlin, 1998, 19-23 Sept. -P. 76-77.
- Караш Ю.М., Стрелков Р.Б., Чижов А.Я. Нормобарическая гипоксия в лечении, профилактике и реабилитации. -М.: Медицина, 1988. -352 с.
- Brett S. Science review: The use of proton pump inhibitors for gastric acid suppression in critical illness//Critical Care February. -2005 -No. 9 (1). -P. 45-50.
- Leontiadis G.I., Sharma V.K., Howden C.W. Proton pump inhibitor treatment for acute peptic ulcer bleeding//Cochrane Database Syst. Rev. -2006. -(1):CD002094.
- Dellinger R.P., Levy M.M., Carlet J.M. et al. Surviving Sepsis Campaign: International Guidelines fot management of severe sepsis and septic shock//Crit. Care Med. -2008. -No. 36 (1). -P. 1394-1396.
- Kantorova I., Svoboda P., Scheer P. et al. Stress ulcer prophylaxis in critically ill patients: a randomized controlled trial//Hepatogastroenterology. -2004. -No. 51. -P. 757-761.
- Kivilaakso E., Silen W. Pathigenesis of experimental gastric-mucosal injury//M. Engl. J. Med. -1979. -No. 301. -P. 364-369.
- Ritchie Jr.W.P. Acute gastric mucosal damage induced by bile salts, acid. and ischemia//Gastroenterology. -1975 -No. 68 -Р. 699-707.
- Aris R., Karstadt R., Paoletti V. et al. Intermittent intravenous pantoprazole achieves a similar onset time to pH>4.0 in ICU patients as continuous infusion H2-receptor antagonist, without tolerance [abstract]//Am. J. Gastroenterol. -2001. -Suppl. -P. 147.