Распределение нагрузок у единоборцев с учётом особенностей их психофизиологической адаптации

Бесплатный доступ

Динамика ведущих параметров нагрузок у пауэрлифтеров 15-16 лет массовых спортивных разрядов в годичном макроцикле распределяется не равномерно. В соревновательном периоде (декабрь-март) с учётом особенностей психофизиологической адаптации у всех спортсменов отмечалось снижение суммарных значений объёмов нагрузок.

Пауэрлифтеры 15-16 лет, массовые спортивные разряды, соревновательный период, особенности психофизиологической адаптации

Короткий адрес: https://sciup.org/170191121

IDR: 170191121

Текст научной статьи Распределение нагрузок у единоборцев с учётом особенностей их психофизиологической адаптации

Современное понимание тренированности и совершенствования спортивного мастерства во многом связано с их системным изучением общих и частных медико-биологических закономерностей адаптации человека к экстремальным условиям среды и деятельности, к сложному и многостороннему процессу спортивной подготовки [1; 3–5]. Сочетаемость нагрузочных («ударных») и разгрузочных («восстановительных») микроциклов, отдельных тренировочных дней и занятий (комбинирование развивающих, поддерживающих и восстанавливающих тренировок) в последние годы является предметом исследования многих научных работ в области интегративной теории спорта [6]. В соревновательном периоде годичного цикла подготовки выявлены многие особенности динамики абсолютных объёмов задаваемых нагрузок у единоборцев [2; 4; 7]. Но проблемы распределения тренировочных нагрузок у пауэрлифтеров в специальной литературе фактически нами не обнаружены. Это актуализирует исследование фактической картины такого распределения с учётом особенностей психофизиологической адаптации спортсменов данной специализации в динамике суммарных значений объёмов их нагрузки за тренировочный год. Следовательно, распределение нагрузок у пауэрлифтеров 15–16 лет с учётом особенностей психофизиологической адаптации спортсменов актуально и своевременно.

Материалы и методы исследования. В работе на фоне изучения литературных источников про- водились анализ и обобщение документальных материалов; физиологическое и психофизиологическое наблюдение. В течение первого года исследования в рамках годичного макроцикла был подвергнут сравнительному анализу комплекс психофизиологических модельных характеристик у более квалифицированных (КМС и перворазрядники) пауэрлифтеров (24 чел.) и у пауэр-лифтеров (36 чел.), имеющих квалификацию II и III разрядов. Возраст всех обследуемых спортсменов составлял 15–16 лет. У этих групп спортсменов также фиксировались ведущие параметры задаваемых нагрузок, определяющие данные уровни физической подготовленности. Последнее позволило выявить критерии спортивного мастерства и факторы, их определяющие. Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ с использованием стандартных программ параметрической и непараметрической статистики с использованием электронных таблиц Excel-5.0 и статистической программы Statistica for Windows v.6 (StatSoft, USA) с использованием общепринятых методов вариационной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Фронтальный анализ относительных характеристик задаваемых нагрузок и анализ динамики ведущих параметров выполненных нагрузок по месячным циклам у единоборцев показал, что у КМС и перворазрядников наблюдалась большая вариативность в использовании нагрузок более высокой интенсивности (рисунок). У данной группы спортсменов нагрузки I зоны занимали 28,4 % от общего объёма тренировочных средств, нагрузки II зоны — 52,5 %, III зоны — 13,8 % и IV зоны — 5,3 %. У пауэрлифтеров II и III разряда аналогичные показатели находились в иных границах и составляли соответственно 38,8; 46,6; 10,2 и 4,4 %. В результате наблюдений было выявлено, что, например, для подготовительных периодов (май–ноябрь) характерны: в 1,3 раза больший объём циклической и в 1,5 раза — ациклической подготовки у КМС и перворазрядников. В то же время количество тренировочных дней и занятий было практически одинаково у спортсменов обеих групп. Это определяет значительно большую «дозу» отдельного тренировочного воздействия у квалифицированных атлетов как в циклических, так и в ациклических упражне- ниях; волнообразность динамики показателей объёма нагрузок с двумя «пиками» концентрации циклических и ациклических упражнений. Объём ациклических средств повышается в моменты снижения объёма циклических нагрузок (май, октябрь), что свидетельствует о «разведении» во времени контрастного способа включения преимущественно циклических и ациклических упражнений.

При детальном рассмотрении годичного цикла подготовки пауэрлифтеров видна большая выраженность волнообразности динамики показателей объёма тренировочных нагрузок у КМС и перворазрядников. У данной категории спортсменов минимальный и максимальный месячные объёмы ациклических средств составили 15,4±1,7 ч (ноябрь) и 27,5±3,3 ч (май). У пауэр- о

май июль сент нояб янв март

май июль сент нояб янв март

I зона (≤140 уд./мин);

III зона (160–180 уд./мин);

II зона (140–160 уд./мин);

IV зона (>180 уд./мин)

Динамика тренировочных нагрузок различной интенсивности у квалифицированных пауэрлифтеров в годичном цикле лифтеров II разряда и III разряда данные значения составляли соответственно 16,7±2,7 ч (май) и 9,2±2,7 ч (ноябрь). Аналогичная картина наблюдалась в комплексировании наиболее нагрузочных («ударных») и разгрузочных («восстановительных») микроциклов, отдельных тренировочных дней и занятий (сочетание развивающих, поддерживающих и восстанавливающих тренировок). В соревновательном периоде (декабрь– март) выявлены следующие особенности динамики абсолютных объёмов задаваемых нагрузок: у спортсменов обеих групп отмечалось снижение суммарных значений объёмов нагрузок. Вместе с тем незначительно менялись величины среднего объёма отдельной тренировки на протяжении данного периода.

Выводы. Динамика ведущих параметров выполненных нагрузок по месячным циклам у па- уэрлифтеров 15–16 лет массовых спортивных разрядов в годичном макроцикле распределяется не равномерно. Для подготовительных периодов (май–ноябрь) характерны: в 1,3 раза больший объём циклической и в 1,5 раза — ациклической подготовки у КМС и перворазрядников. У КМС и перворазрядников минимальный и максимальный месячные объёмы ациклических средств составили 15,4±1,7 ч (ноябрь) и 27,5±3,3 ч (май). У пауэрлифтеров II и III разряда данные значения составляли соответственно 16,7±2,7 ч (май) и 9,2±2,7 ч (ноябрь). В соревновательном периоде (декабрь–март) выявлены следующие особенности динамики абсолютных объёмов задаваемых нагрузок: у спортсменов обеих групп отмечалось снижение суммарных значений объёмов нагрузок.

Список литературы Распределение нагрузок у единоборцев с учётом особенностей их психофизиологической адаптации

  • Байгужин, П. А. Особенности проявления нейродинамических процессов организма студенток в основе вариативности срочных реакций на ментальную нагрузку/П. А. Байгужин//Вестн. Урал. мед. акад. науки. 2009. № 2. С. 192-193.
  • Белоедов, А. В. Психофизиологический профиль подростков, ориентированных на занятия спортом/А. В. Белоедов, Р. Е. Рыжков, Г. Г. Худяков//Науч. обозрение. 2014. № 8. C. 154-156.
  • Быков, Е. В. Программы тренировочных режимов для студентов с различным уровнем функционального состояния/Е. В. Быков, Г. В. Усков, В. В. Белов//Теория и практика физ. культуры. 2003. № 6. С. 17-19.
  • Елисеев, Е. В. Факторы роста физической работоспособности единоборцев в динамике их физического развития и подготовленности/Е. В. Елисеев, М. В. Трегубова//Фундамент. исслед. 2014. № 1. C. 55-58.
  • Кокорева, Е. Г. Возрастные особенности реакции сердца на локальные и общие нагрузки у лиц с ранней депривацией/Е. Г. Кокорева, С. С. Тарасов//Фундамент. исслед. 2014. № 1. C. 64-66.
  • Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические предложения: учеб. тренера высш. квалификации/В. Н. Платонов. М.: Совет. спорт, 2005. 820 с.
  • Трегубова, М. В. Динамика функциональной реактивности организма спортсменов в зависимости от характера, обьёма и интенсивности тренировочных нагрузок/М. В. Трегубова, С. С. Тарасов//Фундамент. исслед. 2014. № 9. C. 2232-2235.
Еще
Статья научная