Распространенность метаболического синдрома у пациентов с витилиго
Автор: Халимова Замира Юсуповна, Мирсаидова Умида Акмаловна
Журнал: Re-health journal.
Рубрика: Метаболический синдром
Статья в выпуске: 4 (20), 2023 года.
Бесплатный доступ
Витилиго относится к заболеваниям с достаточно характерной клинической картиной и, как правило, не представляет трудности для постановки диагноза. В свою очередь, различные иммунологические, ферментативные и другие биохимические нарушения у пациентов с данной патологией указывают на вовлечение в патологический процесс висцеральных органов и систем и, как следствие, взаимосвязь дерматологических проявлений с нарушениями их функционирования. Целью данного исследования было изучение связи между метаболическим синдромом и витилиго. Материал и методы. Нами было изучено клинико-лабораторные данные 80 больных с витилиго и контрольная группа состояла из 20 здоровых (без витилиго). По половому распределению преобладали женщины - 43 (%), мужчин - 37(%) ; средний возраст 40,1±11,8 лет и 20 здоровых составили контрольную группу, соответствующих возрасту (10 женщин, 10 мужчин; средний возраст 40,3±10,3лет). Результаты. Средняя продолжительность заболевания и процент пораженных витилиго составили 9,5±8,1 (1-40) лет и 20,9±11,8% (10-80) соответственно. Метаболический синдром был диагностирован у 38 (47,5%) женщин и у 20 (25%) мужчин с витилиго, у 15 больных без витилиго. Не было выявлено существенных различий в возрасте, поле или других демографических или клинических характеристиках, за исключением метаболического синдрома, между группами с витилиго и контрольной группой (р=0,04). Заключение. Это исследование было проведено с целью оценки распространенности метаболического синдрома у пациентов с витилиго, поскольку сравнение и оценка метаболического синдрома с его прогностическими факторами при витилиго ранее не изучались. Однако оценка HOMAIR может предоставить дополнительные материалы и сравнения. Наше исследование показывает, что риск развития метаболического синдрома повышен у пациентов с витилиго.
Метаболический синдром, витилиго, распространенность, риск
Короткий адрес: https://sciup.org/14130701
IDR: 14130701
Текст научной статьи Распространенность метаболического синдрома у пациентов с витилиго
Витилиго-это приобретенное, прогрессирующее, депигментирующее заболевание, которое можно разделить на несегментарный и сегментарный классы [3]. Сегментарное витилиго характеризуется ранним началом и плохим ответом на традиционные методы лечения витилиго [1]. Распространенность витилиго в общей популяции составляет от 0,1% до 4%. Заболевание может возникать в любом возрасте, поражает как мужчин, так и женщин, чаще проявляется в возрастной группе 10–30 лет[1]. Патогенез витилиго в значительной степени неизвестен, но аутоиммунитет и окислительный стресс являются двумя важными механизмами, которые ответственны за его этиопатогенез [1]. Считается, что окислительный стресс является одной из основных причин развития метаболического синдрома, и может быть связан с патогенезом некоторых заболеваний, таких как витилиго и псориаз [9,14,16]. Недавно в жировой ткани были идентифицированы меланоциты [6], и считается, что эти меланоциты обладают противовоспалительным действием и уменьшают количество активных форм кислорода. Интересно, что у пациентов с витилиго сообщалось об уменьшении количества меланоцитов и меланогенезе в жировой ткани, и было высказано предположение, что у этих пациентов могут развиться метаболические нарушения [12]. Однако в литературе редко встречаются результаты исследований, проведенных по изучению вопроса взаимосвязи между витилиго и метаболическим нарушением.
Целью данного исследования было изучение связи между метаболическим синдромом и витилиго.
Материал и методы. Нами было изучено клинико-лабораторные данные 80 больных с витилиго и контрольная группа состояла из 20 здоровых (без витилиго). По половому распределению преобладали женщины - 43 (%), мужчин - 37(%); средний возраст 40,1±11,8 лет и 20 здоровых составили контрольную группу, соответствующих возрасту (10 женщин, 10 мужчин; средний возраст 40,3±10,3лет). Пациенты проходили лечение в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре дерматовенерологии и косметологии. Контрольная группа, соответствующие возрасту, были отобраны из числа пациентов, обратившихся в РСНПМЦДиК с минимальными дерматологическими проблемами, такими как невус и/или опоясывающий лишай, чтобы избежать предвзятого отношения к результатам исследования. Демографические, клинические и лабораторные характеристики больных также сравнивались в зависимости от наличия метаболического синдрома [положительный результат МС (n=58) против отрицательного (n=22)]. Некоторыми критериями включения были: депигментация более 10%, возраст старше 18 лет и отсутствие системной или местной терапии за 3 месяца до начала исследования.
Мы рассматривали процент пораженной площади поверхности тела как показатель распространенности заболевания. Стабильное витилиго определялось как отсутствие изменений в поражениях, обнаруженных в течение 2 месяцев до начала исследования. Активное витилиго определялось как обнаружение нового очага поражения или увеличение предыдущего очага поражения в течение 2 месяцев до начала исследования.
Витилиго разделили на 3 группы и несколько подгруппов в соответствии с Bordeaux Vitiligo Global Issues Consensus Conference , 2012 [2]:
-
1. Несегментарные: акрофациальное, слизистое (более одного участка слизистой оболочки), генерализованное, универсальное, смешанное (связанное с сегментарным витилиго) и редкие варианты.
-
2. Сегментарный: одно-, двух- или многосегментный.
-
3. Неопределенное/неклассифицированное витилиго: очаговое или на слизистой оболочке (изолированный участок).
Образцы вен были взяты у больных натощак и протестировали гликемический индекс, показатели биохимического анализа крови (билирубин, мочевина, креатинин, АЛТ, АСТ, белок, триглицериды) гормональный фон: Анти ТПО, ТТГ, свТ4, кортизол, а также показатели витамина Д, спектрофотометрическим методом (Siemens Advia-2400; Healthcare Diagnostics Inc., Тэрритаун, США).
Критерии метаболического синдрома были определены действующим Национальным протоколом по лечению взрослых в рамках образовательной программы по холестерину (ATP III, 2005), обновленной Американской кардиологической ассоциацией, Национальный институт сердца, легких и крови (NHLBI) [10]. Использовались следующие критерии: окружность талии ≥102 см для мужчин и ≥88 см для женщин, уровень триглицеридов ≥150 мг/дл или на фоне лечения, артериальное давление ≥130/85 мм рт.ст. или на фоне лечения, а также гликемический индекс =100 мг/дл или при лечении.
Измерительная лента располагалась на верхней части гребня правой подвздошной кости и располагалась горизонтально вокруг живота без сдавливания кожи. В конце выдоха перед считыванием результатов измерения его держали параллельно полу. Наличие любых трех из пяти признаков у пациента определяло как наличием метаболического синдрома.
Результаты. Средняя продолжительность заболевания и процент пораженных витилиго составили 9,5±8,1 (1-40) лет и 20,9±11,8% (10-80) соответственно. Метаболический синдром был диагностирован у 38 (47,5%) женщин и у 20 (25%) мужчин с витилиго, у 15 больных без витилиго. Не было выявлено существенных различий в возрасте, пола или других демографических или клинических характеристиках, за исключением метаболического синдрома, между группами с витилиго и контрольной группой (р=0,04).
Наличие витилиго (р=0,04), лечение гипергликемии (р=0,001), возраст, продолжительность витилиго, процент пораженного участка, систолическое и диастолическое давление, окружность талии, гликемический индекс натощак, триглицериды и лечение артериальной гипертензии (р<0,0001 для каждого) [за исключением пола (р=0,41)] достоверно различались между группами с положительным и отрицательным метаболическим синдромом. Активное витилиго, сегментарное витилиго, увеличение продолжительности витилиго и увеличение процента пораженных участков были определены в качестве независимых предикторов метаболического синдрома [активность витилиго: p=0.012, OR (95% CI)=64.4 (2.5-1672); тип витилиго: p=0.007, OR (95% CI)=215.1 (4.3-10725.8); продолжительность витилиго: p=0.03, OR (95% CI)=1.4 (1.1-2.0); процент поражения: p=0.07, OR (95% CI)=1.2 (0.98-1.5)].
Обсуждение. Патогенез витилиго в значительной степени неизвестен, однако изменения в профилях цитокинов, аутоиммунные и генетические факторы могут способствовать развитию витилиго[5,7,11,15].
Аномалия и разрушение меланоцитов, аутоантитела к рецептору ТТГ, высокий уровень гомоцистеина, увеличение содержания катехоламинов, свободных кислородных радикалов, цитомегаловируса и стресс могут быть связаны с патогенезом витилиго [3,4,8]. Метаболический синдром (синдром инсулинорезистентности или синдром X) обычно включает абдоминальное ожирение, гипергликемию, дислипидемию и артериальную гипертензию [15], а также несколько определений метаболического синдрома были описаны различными исследованиями. Однако наиболее широко используемое определение содержится в Национальном протоколе по лечению взрослых в рамках образовательной программы по холестерину (ATP III, 2005), обновленной Американской кардиологической ассоциацией, Национальный институт сердца, легких и крови (NHLBI) [2]. Витилиго поражает не только кожу, но и является системным заболеванием [9]; следовательно, при витилиго могут наблюдаться нарушения обмена веществ. Кроме того, в нескольких исследованиях сообщалось о повышенной частоте встречаемости витилиго у пациентов с сахарным диабетом [7].
В целом, исследования, изучающие взаимосвязь между витилиго и метаболическим синдромом в литературе, редки. Резистентность к инсулину с оценкой модели гомеостаза (HOMA-IR) при витилиго оценивались Karadag et al.; однако они не сравнивали пациентов по наличию метаболического синдрома.
В их исследовании сообщалось о повышении уровня инсулина, С-пептида, резистентность к инсулину с оценкой модели гомеостаза, липопротеинов низкой плотности/ЛПВП, систолического артериального давления и более низких уровнях ЛПВП при витилиго из-за повышения уровня цитокинов и аутоиммунитета к меланоцитам. Аутоиммунитет и окислительный стресс у пациентов с витилиго могут спровоцировать определенные системные проявления вследствие воспалительного и иммунологического патогенеза, а также поражения кожи. Считается, что окислительный дисбаланс ответственен за развитие как метаболического синдрома, так и витилиго [9,16]. Меланин, содержащийся в жировой ткани, обладает противовоспалительным и антиоксидантным действием [6]. Уменьшение количества меланоцитов, а также снижение меланогенеза в жировой ткани могут снизить противовоспалительные эффекты меланоцитов и вызвать повышенную выработку свободных кислородных радикалов при витилиго, которое отвечает за метастазы. Кроме того, другие механизмы могут способствовать развитию метаболического синдрома у пациентов с витилиго, такие как резистентность к инсулину, нарушения липидного профиля и другие метаболические нарушения, обусловленные повышением уровня воспалительных цитокинов и аутоиммунных реакций меланоцитов. Повышенный уровень гомоцистеина, который является ингибитором тирозиназы, также может быть фактором, способствующим развитию метастазов у пациентов с витилиго [8]. Эти очень сложные механизмы, включающие множество систем, возможно, повлияли на результаты данного исследования, поскольку каждая система связанные с метаболическим синдромом, пораженными витилиго, могут не поражаться одновременно. Постепенно каждая система может повлиять на исход витилиго. Существует сходный патологический механизм между витилиго и метаболическим синдромом [9,16]. В целом распространенность метаболического синдрома составляет 22% [4], но этот показатель растет с каждым годом. Исследование метаболического синдрома, проведенное в нашем исследовании, показало, что распространенность синдрома составляет 35%, что выше у женщин, чем у мужчин. Более низкий уровень метаболического синдрома в контрольной группе может быть объяснен меньшим числом участвовавших в нашем исследовании. Некоторые клинические признаки витилиго, такие как активное, распространенное и сегментарное витилиго с большей продолжительностью эффективность лечения метаболического синдрома было более эффективное, чем стабильное, локальное, несегментарное и недавно диагностированное витилиго. Для метаболического синдрома наблюдалось возрастное увеличение [4]. Соответственно, мы также обнаружили, что возраст является возможным фактором риска (OR=1,1, р<0,0001). Однако увеличение уровня метаболического синдрома в связи с возрастом может быть обнаружено в общей популяции и при других заболеваниях; таким образом, он не был выявлен как самостоятельный фактор у пациентов с витилиго. Согласно нашему исследованию, продолжительность витилиго была более эффективной, чем возраст.
Распространенность МС у женщин выше, чем у мужчин. Среди испытуемых с МС было больше женщин, чем мужчин (57,9% против 42,1%) в нашем исследовании, и преобладание женщин было обнаружено как в контрольной группе (57,1% против 42,9%), так и в группе пациентов (58,3% против 41,7%). Однако было установлено, что пол не является фактором риска (р=0,41). Эти результаты показали, что наличие витилиго и его неблагоприятные клинические признаки, такие как активный, распространенный и сегментарный типы витилиго с увеличенной продолжительностью, были наиболее эффективными параметрами для МС. Пейдж и др. [6] предположили, что α- меланоцитарстимулирующий гормон, который является агонистом выработки меланина, может быть использован для профилактики метаболического синдрома. Использование антиоксидантной профилактики может быть эффективным для профилактики и лечения таких заболеваний, как витилиго [8], поскольку контроль иммунной системы и баланс окислительных/антиокислительных путей важны для ремиссии заболевания. Активизация мероприятий, таких как увеличение выработки меланина и антиоксидантной активности, может способствовать снижению метаболического синдрома при витилиго. Поэтому необходимы дальнейшие сравнительные исследования.
Заключение. Это исследование было проведено с целью оценки распространенности метаболического синдрома у пациентов с витилиго, поскольку сравнение и оценка метаболического синдрома с его прогностическими факторами при витилиго ранее не изучались. Однако оценка HOMA-IR может предоставить дополнительные материалы и сравнения. Наше исследование показывает, что риск развития метаболического синдрома повышен у пациентов с витилиго. Кроме того, наши результаты показывают, что активное, распространенное, сегментарное витилиго с увеличенной продолжительностью связано с повышенным риском развития метаболического синдрома. Скрининг и тщательное наблюдение за пациентами с витилиго с неблагоприятными клиническими проявлениями, например, при активном, распространенном, сегментарном витилиго с увеличенной продолжительностью, для ранней диагностики и лечения метаболического синдрома, могут снизить заболеваемость и смертность.
Список литературы Распространенность метаболического синдрома у пациентов с витилиго
- Anbar TS, Westerhof W, Abdel-Rahman AT, El-Khayyat MA. Evaluation of the effects of NB-UVB in both segmental and non-segmental vitiligo affecting different body sites. Photodermatol Photoimmunol Photomed 2006;22:157-63.
- Basak PY, Adiloglu AK, Ceyhan AM, Tas T, Akkaya VB. The role of helper and regulatory T cells in the pathogenesis of vitiligo. J Am Acad Dermatol 2009;60:256-60.
- Ezzedine K, Lim HW, Suzuki T, Katayama I, Hamzavi I, Lan CC, et al. Revised classification/nomenclature of vitiligo and related issues: the Vitiligo Global Issues Consensus Conference. Pigment Cell Melanoma Res 2012;25:1-13.
- Grimes PE, Sevall JS, Vojdani A. Cytomegalovirus DNA identified in skin biopsy specimens of patients with vitiligo. J Am Acad Dermatol 1996;35:21-6.
- Grundy SM, Cleeman JI, Daniels SR, Donato KA, Eckel RH, Franklin BA, et al. Diagnosis and management of the metabolic syndrome: an American Heart Association/National Heart, Lung, and Blood Institute Scientific Statement. Circulation 2005;112:2735-52.
- Im S, Hann SK, Kim HI, Kim NS, Park YK. Biologic characteristics of cultured human vitiligo melanocytes. Int J Dermatol 1994;33:556-62.
- Kadam DP, Suryakar AN, Ankush RD, Kadam CY, Deshpande KH. Role of oxidative stress in various stages of psoriasis. Indian J Clin Biochem 2010;25:388-92.
- Kemp EH, Waterman EA, Hawes BE, O'Neill K, Gottumukkala RV, Gawkrodger DJ, et al. The melanin-concentrating hormone receptor 1, a novel target of autoantibody responses in vitiligo. J Clin Invest 2002;109:923-30.
- Majumder PP, Nordlund JJ, Nath SK. Pattern of familial aggregation of vitiligo. Arch Dermatol 1993;129:994-8.
- Morrone A, Picardo M, de Luca C, Terminali O, Passi S, Ippolito F. Catecholamines and vitiligo. Pigment Cell Res 1992;5:65-9.
- Ongenae K, Van Geel N, Naeyaert JM. Evidence for an autoimmune pathogenesis of vitiligo. Pigment Cell Res 2003;16:90-100.
- Page S, Chandhoke V, Baranova A. Melanin and melanogenesis in adipose tissue: possible mechanisms for abating oxidative stress and inflammation? Obes Rev 2011;12:21-31.
- Pietrzak A, Bartosinska J, Hercogova J, Lotti TM, Chodorowska G. Metabolic syndrome in vitiligo. Dermatol Ther 2012;25(Suppl 1):41-3.
- Sabir AA, Bilbis LS, Saidu Y, Jimoh A, Iwuala SO, Isezuo SA, et al. Oxidative stress among subjects with metabolic syndrome in Sokoto, North-Western Nigeria. Niger J Clin Pract 2016;19:128-32.
- Xie H, Zhou F, Liu L, Zhu G, Li Q, Li C, et al. Vitiligo: How do oxidative stress-induced autoantigens trigger autoimmunity? J Dermatol Sci 2016;81:3-9.
- Zhou SS, Li D, Zhou YM, Cao JM. The skin function: a factor of anti-metabolic syndrome. Diabetol Metab Syndr 2012;4:15.