Расширение ассортимента феромонов вредителей леса в России
Автор: Маслов А.Д., Комарова И.А.
Журнал: Лесохозяйственная информация @forestry-information
Рубрика: Охрана и защита лесов
Статья в выпуске: 1, 2013 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрены результаты работ по расширению ассортимента феромонов вредителей леса в России. Показано, что к настоящему времени разработана технология применения феромонов для 18 видов насекомых и исследования в этом направлении продолжаются
Феромоны, феромонный надзор, вредители леса, феромонные ловушки
Короткий адрес: https://sciup.org/14336507
IDR: 14336507
Текст научной статьи Расширение ассортимента феромонов вредителей леса в России
Д о недавних пор в России существовал ограниченный ассортимент феромонов для мониторинга численности насекомых – вредителей леса. ВНИИХСЗР и ЗАО «Щелково Аг-рохим» (Н. В. Вендило, Ю. Б. Пятнова) нарабатывали в необходимом количестве феромоны шелкопрядов – непарного Lymantria dispar L., монашенки L. monacha L., сибирского Dendrolimus superans sibiricus Tschetw; сосновой совки Panolis flammea Schiff.; некоторых видов листоверток – дубовой зеленой Tortrix viridana L., боярышниковой Cacoecia crataegana Hb., всеядной Archips podana Sc.; побеговьюнов – зимующего Rhyacionia buoliana Den. et Schiff., летнего Rh. duplana Hb., почкового Blastesthia turionella L.; из числа стволовых вредителей – короеда-типографа Ips typographus L. [3]. Был накоплен большой практический опыт использования феромонов всех указанных видов вредителей леса, особенно шелкопрядов непарного и монашенки, дубовой зеленой листовертки, короеда-типографа. Феромон сибирского шелкопряда был создан в России сравнительно недавно и положительно себя зарекомендовал, но еще нуждается в широкой производственной апробации.
В 2008–2009 гг. ВНИИЛМ провел испытания биологической активности новых феромонов, созданных ВНИИХСЗР (Н. В. Вендило, К. В. Лебедева и др.), а именно: сосновой совки (трехкомпонентный препарат взамен ранее рекомендованного двухкомпонентного), соснового шелкопряда Dendrolimus pini L., обыкновенного соснового Diprion pini L. и рыжего соснового Neodiprion sertifer Geoffr. пилильщиков, сосновых лубоедов – малого Tomicus piniperda L. и большого T. minor Hart., короедов шестизубчатого Ips sexdentatus Boern. и продолговатого I. sube-longatus Motsch.
Результаты этих испытаний неоднозначны. Во-первых, у трехкомпонентной смеси не были обнаружены преимущества по сравнению с двухкомпонентной, поэтому был сделан вывод о большей эффективности второй смеси, которая ранее и была рекомендована для применения. Во-вторых, испытания нового феромонного препарата шестизубчатого короеда показали проти- воречивые результаты, что, возможно, связано с низкой численностью популяции в местах испытаний. Несмотря на это, по результатам отлова жуков короеда в Томской обл. было решено рекомендовать для мониторинга данного вида вредителя смесь, содержащую вещества, относящиеся к агрегационному феромону короеда, и вещества дерева-хозяина. Кроме того, было решено использовать один тот же феромон для двух видов лубоедов сосны, так как они часто одновременно заселяют одни и те же деревья, а различать жуков по видам в производственных условиях затруднительно.
По результатам этих испытаний разработан проект методических рекомендаций [4], который утвержден приказом Рослесхоза от 04.05.2010 № 177. Секция охраны и защиты лесов НТС Рослесхоза поручила ФБУ «Рослесозащи-та» в 2010–2011 гг. провести опытно-производственную эксплуатацию феромонов в рамках проводимого лесопатологического мониторинга; ВНИИЛМ осуществлял научно-методическое обеспечение этой работы.
В широкой опытно-производственной эксплуатации феромонов участвовало 30 филиалов ФГУ «Рослесозащита» в 40 субъектах Российской Федерации (от Псковской обл. до Приморского края), было охвачено 16 видов важнейших вредных насекомых. Технология проведения феромонного надзора за ними изложена в рекомендациях [3, 4]. Особенно детально проведен феромонный надзор за короедом-типографом в сочетании с мониторингом состояния еловых насаждений, в которых в мае 2010 г. началась вспышка его массового размножения, продолжающаяся по настоящее время.
В целом результаты опытно-производственной эксплуатации феромонов признаны удовлетворительными. Исполнители на местах хорошо освоили методику ведения феромонного надзора, хотя не всегда правильно и достаточно полно совмещали его итоги с данными мониторинга состояния насаждений, состояния и численности популяций вредных насекомых. Так, при учёте сибирского шелкопряда часто использовали метод околота, хотя давно известно о его невысокой точности. Кроме того, при детальном надзоре необходимо учитывать численность этого вредителя не столько в кроне, сколько на пробных площадках в подстилке перед зимовкой. При оценке санитарного состояния насаждений следует учитывать результаты перечета деревьев на постоянных площадях, а не ограничиваться глазомерной оценкой числа деревьев в древостое, заселенных короедом. Были и другие недостатки, ошибки и просчеты в работе, но все они исправимы при соответствующем обучении специалистов-лесопа-тологов.
С учетом результатов опытно-производственного применения феромонов и по предложениям некоторых региональных центров защиты леса рекомендации [3, 4] объединены в изданном методическом пособии [2]. В пособии изложена технология применения феромонов 11 важнейших хвое- и листогрызущих вредителей леса, 4 видов короедов и 3 видов побеговьюнов, перечисленных выше. В методическом пособии не приводится феромонный надзор за шестизубчатым короедом, так как полученные результаты испытаний не давали основания рекомендовать его для использования. Поэтому поиск и испытания более эффективных форм феромона шестизубчатого короеда являются предметом изучения ВНИИЛМ в последнее время.
В 2012 г. ВНИИЛМ с соисполнителями продолжил работы по расширению ассортимента феромонов важнейших вредителей леса в России. В соответствии с техническим заданием проводились испытания биологической активности феромонных смесей, изготовленных ВНИ-ИХСЗР, для короедов шестизубчатого и вершинного и двух видов черных усачей рода Monochamus – сосновый M. galloprovincialis Oliv. и малый еловый M. sutor L. Усачи этого рода широко известны как технические вредители неокоренных лесных материалов, кроме того, они причиняют физиологический вред растущему лесу, ослабленному пожаром, ветровалом и т. п. факторами. Еще одной из причин включения двух видов черных хвойных усачей в программу работ был тот факт, что оба они отнесены к карантинным объектам как ограниченно распрост- раненные на территории Российской Федерации [1]. Большой черный еловый усач M. urussovi Fisch. также находится в этом списке, и его целесообразно включить в программу исследований, так как он широко распространен в европейской части России, Сибири и на Дальнем Востоке.
Для испытаний по привлечению шестизубчатого короеда было изготовлено 8 вариантов феромонных смесей, содержащих вещества агрегационного феромона короеда и вещества дерева-хозяина. При испытании в Бузулукском бору (Оренбургская обл.; кормовая порода – сосна обыкновенная Pinus silvestris L.) по отдельным вариантам феромонных смесей отловлено от 1 до 5 жуков короеда, что не позволяет судить об эффективности каждой испытуемой смеси. Второй генерации этого короеда в данном районе не было, поэтому не было возможности повторить испытания.
На участках испытания феромонных смесей для черного соснового усача одновременно отловлены жуки шестизубчатого короеда. В одном из вариантов, содержащих инсдиенол, отлов составил 173 экз., что делает перспективными дальнейшие работы с этим короедом.
В Хабаровском крае в насаждениях с участием сосны кедровой корейской, или кедра корейского ( Pinus koraiensis Sieb.) использованные варианты феромонных смесей для шестизубчатого короеда оказались непривлекательны.
В Томской обл. в припоселковых кедрачах (сосна кедровая сибирская, или кедр сибирский, Pinus sibirica Rupr.) суммарный отлов жуков шестизубчатого короеда был незначительным (максимум 41 жук в одном варианте), что не позволяет судить об эффективности испытуемых смесей.
Остается открытым вопрос о причине получения неоднородных материалов по применению опытных образцов феромонов для мониторинга шестизубчатого короеда. Очевидно, еще не найдено оптимальное сочетание разных веществ в этих феромонных смесях. При дальнейших исследованиях следует учесть, что мы имеем дело с разными географическими популяциями короеда, питающегося разными кормовыми породами. Возможно, для каждого региона придет- ся разработать свои составы привлекательных смесей, предварительно проанализировав, какие вещества привлекают жуков шестизубчатого короеда в каждом из них.
Вершинный короед, как и шестизубчатый, имея широкое распространение в хвойных лесах, образует очаги в ослабленных насаждениях, а при благоприятных для его развития условиях вредит и здоровым древостоям. Ранее в России феромона вершинного короеда не было, поэтому синтез и испытания феромонных образцов, проведенные в 2012 г., были поисковыми.
ВНИИХСЗР изготовил 6 вариантов привлекающих смесей для этого короеда, содержащих аттрактивные вещества короеда и вещества дерева-хозяина. Испытания проведены в Томской обл. (кедр корейский) и Хабаровском крае (кедр сибирский). Ни в одном из районов положительных результатов не получено. Работы будут продолжены с учетом наличия двух географических популяций короеда.
Для привлечения жуков черного соснового усача ВНИИХСЗР изготовил 4 образца различных смесей. Одновременно испытывали две конструкции ловушек по типу барьерных, но изготовленных из пластика черного цвета, покрытых специальной тефлоновой смазкой: с двойными крыльями и с одинарными. Эти испытания, проведенные в Бузулукском бору, в сосновых насаждениях, пострадавших от урагана 2010 г., на фоне высокой численности популяции усача, были наиболее успешными. Все варианты смесей привлекли до 2,4 тыс. жуков усача (самцов и самок). Определен наиболее эффективный состав феромонной смеси для этого вида усача, в которую входит альфа-пи-нен, короткодистанционный феромон усача и компоненты феромонов короедов. Кроме того, установлено, что ловушки с одинарными крыльями не только более уловистые, но и удобнее громоздких ловушек с двойными крыльями.
О феромонах и половом поведении жуков малого черного елового усача практически ничего не известно. Для испытаний новых феромонов этого вида использованы те же типы ловушек, что в опытах с черным сосновым усачом. Чтобы исследовать химическую коммуникацию жуков усача, разные компоненты (12 шт.) помещали в отдельные диспенсеры, которые в различных комбинациях вывешивали в ловушках. Опыты проводили в Селигерском лесничестве Тверской обл. К сожалению, на двух участках испытаний была очень низкая численность популяции малого черного елового усача (отловлены лишь единичные особи жуков этого вида), что не позволяет сделать достоверные выводы об эффективности испытуемых смесей.
В то же время на эти феромонные смеси активно реагировали жуки большого черного елового усача, которого здесь оказалось больше, чем ожидалось. Они предпочитали смесь компонентов феромона короеда-типографа с добавкой ряда веществ дерева-хозяина. Это позволяет надеяться на лучшие результаты при дальнейших испытаниях. Скорее всего, в дальнейшем следует включить большого черного елового усача в работу по поиску феромонов всех трех важнейших видов черных хвойных усачей.
Таким образом, в России ведутся активные работы по расширению ассортимента феромонов важнейших вредителей леса, хотя ряд видов этих насекомых еще не охвачен исследованиями (пяденицы сосновая, зимняя и др.).