Разнонаправленное двуголосое слово в рассказе М. Этвуд «Фантазии об изнасиловании»

Бесплатный доступ

Постановка проблемы. Маргарет Этвуд по праву считается наиболее исследуемым автором канадской литературы, но ее малая проза по-прежнему остается на периферии внимания современных литературоведов. В центре внимания исследования - реализация разнонаправленного двуголосого слова как основной нарративной стратегии рассказа М. Этвуд «Rape fantasies» [Atwood, 1977]. Целью статьи стал анализ репрезентации разнонаправленного двуголосого слова как способа рефлексии о сексуальном насилии в рассказе М. Этвуд. Обзор научной литературы по проблеме. Рассказ «Фантазии об изнасиловании» лишь трижды привлек внимание исследователей [Jacobsen, 1996; Workman, 2000; Nastase, 2018]. Однако ни одна из этих работ не рассматривает текст рассказа с точки зрения теории диалогизма. Материалом исследования послужил текст рассказа М. Этвуд «Rape fantasies» [Atwood, 1977]. Теоретической базой стали классификация разновидностей двуголосого слова М.М. Бахтина, а также труды представителей феминистской теории литературы, посвященные рассмотрению произведений М. Этвуд и репрезентации насилия в литературе (Т. Хоррек, С. Джакобсен, К. Гиллиган, Н. Воркман и др.). Основные методы исследования: нарратологический, семантический и структурно-типологический. Результаты исследования. В статье анализируется рассказ М. Этвуд «Фантазии об изнасиловании» (“Rape fantasies”, 1977) в свете теории диалогизма М.М. Бахтина и прослеживается процесс формирования разнонаправленного двуголосого слова.

Еще

Маргарет этвуд, канадская литература, бахтин, диалогизм, изнасилование, феминистская теория литературы, проблема самоидентификации, полифония, двуголосое слово, пародия

Короткий адрес: https://sciup.org/144162912

IDR: 144162912   |   DOI: 10.24412/2587-7844-2024-1-94-102

Список литературы Разнонаправленное двуголосое слово в рассказе М. Этвуд «Фантазии об изнасиловании»

  • Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. 799 с.
  • Бережная М.С. Образ «своей комнаты» в современном женском рассказе (на материале англоязычной малой прозы середины XX начала XXI века). М., 2020. 203 с.
  • Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 300 с.
  • Рыжих М.В. Семиотические основания жанра авторской (литературной) сказки (на материале текстов сказок XX-XXI вв.). М., 2018. 187 с.
  • Atwood M. Rape fantasies // Dancing girls. New York: Anchor Books, 1977. P. 92-104.
  • Horreck T. Public rape: representing violation in fiction and film. London: Routledge, 2004. 198 p.
  • Jacobsen S. «Themes of Identity in Atwood's Poems and "Rape Fantasies"». Approaches to Teaching Atwood's The Handmaid's Tale and Other Works / Ed. Sharon Wilson, Thomas B. Friedman, and Shannon Hengen. New York: MLA, 1996. P. 70-76.
  • Leung E. The quest for recognition: a thematic exploration in Jane Eyre, Villette, Cat's eye and Moral disorder The Chinese University of Hong Kong, 2010. 147 p.
  • McGrath P.D. Anecdote as escape from reality in short fiction of M.Atwood // Journal of Nagoya Gakuin University; LANGUAGE and CULTURE. 2010. 22 (1). P. 11-16.
  • Nastase F. Simulation and Virtuality in Margaret Atwood's "Rape Fantasies"// Radical Definitions. 2018. 3. P. 131-137.
  • Tennant C.G. Margaret Atwood's transformed and transforming gothic. Ohio State University, 1991. 203 p.
  • Thompson D. A politics of memory: cognitive strategies of five women writing in Canada, The university of Alberta, 1986. 201 p.
  • Workman N. Vulnerability in Margaret Atwood's "Rape Fantasies": a game of cards about life // Studies in Canadian literature. 2000. 25 (2). P. 131-144.
Еще
Статья научная